Галина Семенова ответила на вопросы про новые правила перевозки людей в маршрутках

Будут ли возить стоящих пассажиров в маршрутках? Когда и насколько подорожает проезд в автобусах? Выгодны ли перевозчикам новые проездные билеты, распространяющиеся на весь общественный транспорт? И какие маршруты изменят свое движение в ближайшее время? На эти и другие актуальные вопросы корреспонденту «ДВ» ответила председатель Ассоциации «СКО Автотранспортный союз» Галина Семенова.

МАРШРУТКИ: СИДЕТЬ НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ

Уже почти неделю пассажиров петропавловского общественного транспорта будоражит новость о «новых» правилах, которые должны предъявляться к водителям маршруток. Против установленной единой формы персонала и обилечивания горожане, конечно, ничего не имеют, а вот пункт, касающийся провоза пассажиров в маршрутных такси только по сидячим местам, грозит им тем, что в час пик многим придется добираться на работу и по другим делам исключительно пешком. Ведь львиную долю пассажирского транспорта Петропавловска составляют именно маршрутки. Спешим успокоить вас, дорогие читатели, – возить стоящих пассажиров маршрутки не перестанут. Пожалуй, каждый понимает, что это просто невозможно.

ДЕЛО В СТАТУСЕ

Все новое – давно забытое старое. Эта поговорка как нельзя лучше подходит к сложившейся ситуации, ведь, как оказалось, правила эти вовсе не новые, а действуют уже много лет, просто на некоторые пункты раньше, наверное, не обращали внимания или просто закрывали глаза.

- По большому счету, мы и возим только сидящих пассажиров. Стоя люди едут в основном в час пик. Во многом благодаря этому мы и выполняем вечерние круги. Если не будет часа пик и тариф будет всегда органичен, то транспорт попросту остановится. А этого ни в коем случае нельзя допустить, - говорит Галина Семенова.

В чем разница между автобусом и маршруткой (или «зайчиком», как их принято называть в Петропавловске), понятно всем. Автобусы рассчитаны на большее число пассажиров, как правило, они комфортнее и за счет большей вместимости ходят реже, то есть у них больше интервал движения. Маршрутки же снуют по городу каждые 5-7 минут, но, несмотря на это, в час пик они так же переполнены, как и автобусы. Вот, собственно, и все различия. Для того чтобы понять, почему к ним предъявляют несколько иные требования, пожалуй, стоит освежить в памяти некоторые моменты.

Вспомните, что раньше собой представляли маршрутные такси? Это были обыкновенные «ГАЗели», где действительно невозможно было стоять в полный рост. Сажать и высаживать пассажиров им разрешалось не только на остановках, но и где придется, поэтому они подолгу не стояли, а могли домчать их до места назначения гораздо быстрее того же автобуса или троллейбуса. Из-за чего стоимость оплаты за проезд была немного выше, чем в общественном транспорте.

Затем на смену им пришли уже известные нам «зайчики». К этому времени маршруты уже накатали, пассажиров стало больше, однако переводить их в статус автобуса просто не было необходимости. Позднее останавливаться в неположенном месте и собирать пассажиров им запретили, оплату приравняли к общественному транспорту. В общем, маршрутки стали выполнять точно такие же функции, как и автобусы. А вот пункт о сидящих или стоящих пассажирах в Правительстве, видимо, просто упустили из виду. Может, забыли, а может, оставили целенаправленно для тех маршрутов, которые еще обслуживают «ГАЗельки». Но в Петропавловске, по большому счету, маршруток уже не осталось. Все они за последние годы действительно превратились в автобусы. Однако остался статус, а потому и требования другие. Вот такой получился коллапс.

- Мы, конечно, не перестаем обслуживать никаких пассажиров - ни сидящих, ни стоящих. Ведь ни в коем случае нельзя допустить, чтобы пострадало население, - говорит Галина Семенова. – Мы не можем отказать людям в перевозке, не запускать их на остановках либо высаживать лишних. Поэтому мы ведем переговоры с соответствующими инстанциями, чтобы нам дали возможность разработать механизм и привести все нормы в соответствие.

Каким образом будет проходить процедура присвоения «зайчикам» нового статуса «автобус» - пока непонятно. Таких прецедентов еще не было. Однако местные исполнительные органы идут навстречу перевозчикам, и даже аким города пообещал оказать активную поддержку.

- Информация о проверке прозвучала для нас и для пассажиров как гром среди ясного неба. Конечно, на то есть закон. Но… Можно требовать что угодно, найти статьи, изыскивать штрафные санкции, но нужно и понимать, что сегодня ситуация такова. Поэтому я считаю, что, прежде чем будоражить население, нужно было вникнуть в вопрос, объяснить ситуацию, может быть, сесть за стол переговоров, чтобы расставить все точки над i. Все моменты должны обсуждаться заранее, а потом уже доводиться до населения, - говорит Семенова.

А население действительно в недоумении. Социальные сети буквально пестрят различными нелестными высказываниями в адрес перевозчиков и местной исполнительной власти. Не зная, как дело обстоит на самом деле, люди обвиняют их в бездействии и осыпают друг друга оскорблениями. До этого действительно доводить не следовало.

- Мне неприятно смотреть публикации в Instagram, где жители обливают грязью перевозчиков и власти, - говорит Семенова. – Я не противник объективной критики и даже благодарна тем людям, которые звонят мне, чтобы указать на реальные недочеты. Так у нас появляется возможность их исправить. А кричать, тыкать пальцем и оскорблять - это уже совсем другое дело.

Что касается обилечивания, то в правилах не прописано, что водитель или кондуктор должны выдавать билеты. Иметь билет входит в обязанности пассажира. Однако в данном случае от-ветственность опять же односторонне возлагается на водителя. Сейчас в каждом транспортном средстве без исключения начали выдавать пассажирские билеты. И здесь опять же нельзя умолчать о культуре пассажиров, которые бросают их в салонах автобуса и на остановках. Работы у дворников теперь однозначно прибавится.

ВОЗМОЖНО, ПРОЕЗД ПОДОРОЖАЕТ

Но волнуют перевозчиков не только «новые» правила. Очень остро сегодня стоит и вопрос повышения стоимости проезда в общественном транспорте. На момент последнего повышения в апреле 2017 года многие показатели, из которых складывается тариф, выросли. Так, только дизельное топливо подорожало уже почти на 30% и весной, как правило, в период посевной оно еще дорожает. Согласно закону перевозчики уже имеют право подавать заявку на повышение стоимости проезда.

Сейчас будут вестись переговоры о том, чтобы заправочные станции зафиксировали стоимость топлива для перевозчиков хотя бы на уровне 165 тенге. Тогда стоимость проезда на какое-то время удастся сохранить.

- Это проблема не только нашего региона. Например, в Костанае перевозчики уже подали документы на повышение стоимости проезда до 120 тенге. При этом средняя стоимость там получилась на уровне 129 тенге, - говорит Семенова. – Мы пока еще расчеты не делаем, а вместе с местными исполнительными органами ищем выход из положения. Большие надежды возлагаем на фиксированную стоимость топлива.

Остро стоит вопрос и о бесплатных проездных билетах, которые перевозчики выдают социально уязвимым группам населения. Сегодня ежемесячно в качестве благотворительности они выдают порядка 750 проездных. С каждым годом их количество увеличивается, но с действующим тарифом перевозчики просто не справляются с этим бременем.

- Конечно, это всегда была наша собственная инициатива. Нам приятно помогать людям, и мы бы рады это делать снова и снова. Однако сегодня для перевозчиков выдавать такое большое количество бесплатных проездных очень накладно, - говорит Семенова. – Учитывая, что сегодня все дорожает, некоторые маршруты в городе нерентабельные, с каждым годом это становится все сложнее.

Если сейчас заправочные станции не зафиксируют для перевозчиков стоимость топлива, то им придется отказаться от этой благотворительной помощи. Они уже подготовили письмо о том, чтобы эту категорию лиц субсидировало государство. Однако, несмотря на все трудности, «социальные проездные» уже продлили до конца года. Возможно, в последний раз.

В случае если бесплатные проездные будет субсидировать государство или перечислять за них деньги перевозчикам, тариф для остального населения еще удастся сдерживать какое-то время.

НОВЫЕ ПРОЕЗДНЫЕ

Пользуясь случаем, не могла не поинтересоваться судьбой новых проездных билетов. Как известно, с 1 июля текущего года они будут распространяться на весь общественный транспорт.

Сегодня стоимость проездного билета составляет 6800 тенге. Ее повысили буквально месяц назад, и до конца 2018 года, даже несмотря на нововведения, она будет оставаться прежней. В этой стоимости, по большому счету, уже заложена скидка. По всем расчетам билет должен стоить 7260 тенге.

- Мы предполагаем, что новых билетов будет реализовано больше, чем ранее, - говорит Галина Семенова. – Это будет какой-то гарантированный доход перевозчикам, который будет стимулировать их работать, делать дополнительные круги, согласно количеству которых между ними распределяются средства от проданных проездных билетов. Стоимость проездных, к слову, всегда повышается намного позднее, чем стоимость проезда. Мы всегда даем населению такой своеобразный бонус. Поэтому приобретать их действительно многим очень выгодно.

КУДА ПОЕДУТ НОВЫЕ МАРШРУТЫ

Кстати, озвученные на отчетных встречах предложения по поводу изменения действующих и открытия новых маршрутов уже также рассмотрели. В основном все они носили частный характер и не затрагивали интересы большинства населения. Приходилось рассматривать чуть ли не вопросы новых маршрутов от конкретного дома до какого-либо объекта. Однако были и рациональные предложения.

Так, решением Межведомственной комиссии было утверждено частичное изменение маршрута движения автобусов №26м и №7. Раньше первый из них согласно маршруту, когда ехал в сторону ЦОТа, с ул. Интернациональной сворачивал на Гоголя, а затем на Букетова. Теперь он будет сначала доезжать до Сатпаева, и только потом поворачивать на Букетова. И обратно в таком же направлении. Таким образом удастся организовать подвоз населения к первой поликлинике.

Маршрут же «семерки» просто продлили до кольца в ДСРе. Несмотря на то что пассажиропотоком он пока не оправдан, перевозчик согласился продлить его в счет будущих перспектив. Спустя пару лет образовавшийся пустырь на месте бывшего частного сектора должны застроить многоэтажками. Вот тогда-то продление маршрута и будет оправдано.

Еще одним из более или менее рациональных предложений было соединение района Подгоры и Черемушек с третьей поликлиникой. Однако маршрут себя не оправдает. Доехав до улицы Пушкина или Мира, он непременно пересечется с другими автобусами. А потому и пассажиров будет мало.

- Сейчас пока не время открывать и накатывать новые маршруты. Сегодня перед нами стоит задача сохранить уже имеющиеся, - говорит Галина Семенова. – Согласитесь, что мы не можем всех пассажиров довозить от дома до места назначения и подстраиваться под каждого. Невозможно за счет общественного транспорта, где фиксированный тариф, заехать в каждый закоулок. В принципе из любой части города в другую можно добраться не более чем с одной пересадкой. И это уже показатель того, насколько хорошо развита у нас сфера общественного транспорта.

Кстати, вопросы двойной оплаты в случае пересадки теперь смогут решить новые проездные билеты, которые распространятся на весь общественный транспорт. А по новым маршрутам автобусы поедут уже в марте, после праздников.

ОБНОВЛЕНИЕ ТЕХНОПАРКА

Что касается обновления автопарка пассажирского транспорта, то оно происходит ежегодно. Так, в 2014 году его обновили на 70%, и с тех пор каждый год в «строю» появляется по нескольку «железных коней». Так, за 2015, 2016 и 2017 годы в Петропавловске появилось порядка 20 новых автобусов на разных маршрутах. Естественно, новые машины ставят на рентабельные маршруты, а их предшест-венников передвигают на нерентабельные. Вот такой круговорот.

С ноября 2017 года в городе появилось шесть автобусов марки Shaolin с оборудованными электронными пандусами. Сейчас они обслуживают маршруты №101 и №7.

- Мы бы очень хотели обновить весь наш технопарк. Но пока, к сожалению, это невозможно, - говорит Галина Семенова. – Наше население всегда ставит нам в пример крупные города, столицу, где ходят новые крупные автобусы. Мы согласны, что это хорошо. Но нельзя забывать, что там общественный транспорт дополнительно финансируется из бюджета, мы же ведем свой бизнес самостоятельно. И мне кажется, ведем достаточно неплохо. Стараемся изо всех сил, и мне часто бывает обидно, когда по какому-то единичному фактору судят обо всех перевозчиках. У водителей и кондукторов очень сложная работа. Народ у нас разный, есть доброжелательный, а есть грубый и нервный. Так что всем не угодишь. Чуть притормозил, кричат: «Не дрова везешь!», не остановился там, где просят, помимо остановки - тоже обругают. А попробуй выслушивать такие претензии целыми днями с утра до вечера? Так что я своих водителей не оправдываю, но понимаю. И всегда благодарна тем пассажирам, которые в вежливой форме указывают нам на недостатки. Только работая сообща, мы сможем все исправить.

Тем не менее, несмотря на проблемы, автобусы и маршрутки Петропавловска продолжают бесперебойно обслуживать своих пассажиров. Даже в морозы у нас не останавливается работа ни одного маршрута. Перевозчики выходят на линию независимо ни от каких погодных условий.

Они и впредь будут продолжать обслуживать петропавловцев в таком безотказном режиме. При этом они не просят многого – всего лишь достойный заработок, и даже не благодарность, а хотя бы элементарное уважение пассажиров к нелегкому труду водителей.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Забот полон рот"
08.03.18

Поделиться статьёй: