Ежегодно 16 января ледовары всего мира отмечают свой профессиональный праздник

Именно в этот день в 1901 году родился Фрэнк Замбони, который сконструировал первый в мире ледовый комбайн для восстановления ледового покрытия. В петропавловском Дворце спорта есть такая машина марки «Zamboni», которая уже более трёх лет ежедневно делает лёд идеально ровным и гладким. Корреспондент «НСК» посидел за рулем и пообщался с представителем этой редкой профессии.

Как это сделано?

Американский изобретатель Фрэнк Замбони автоматизировал ледяную заливку. Это ему удалось сделать благодаря своему знаменитому изобретению – ресурфейсеру, или ледовому комбайну, о котором сегодня и пойдет речь.

Отмечу, что до того, как Замбони изготовил свой ледовый комбайн в 1949 году, лед по всему миру заливался вручную. Примечательно, что автор этого изобретения изначально сделал его для собственных нужд, и только через несколько лет наладил производство и стал зарабатывать на этом деньги, но обо всем по порядку.

Родился Фрэнк в семье итальянских эмигрантов, с 15 лет работал в местной мастерской, ремонтируя различную технику, а уже с 20 лет работал автомехаником. В конце 20-х годов прошлого века Фрэнк вместе со своим братом занялся «ледяным» бизнесом, изготавливая для фермеров ледяные блоки, которые использовались для хранения продуктов. Однако уже в середине 30-х стало понятно, что этот проект не имеет будущего, так как все больше фермеров стало обзаводиться электрическими холодильниками. Тогда братья продали свой бизнес, оставив себе холодильное оборудование, с помощью которого в 1940 году они открыли свой ледовый каток.

К слову, этот вид бизнеса в США был довольно востребованным, так как в это время в моду начало входить спортивное катание на коньках. Каток оказался очень популярным, не в последнюю очередь из-за качества ледового покрытия. Кстати, работает он по сей день и по-прежнему принадлежит потомкам изобретателя.

Фрэнк Замбони разработал и запатентовал оригинальную конструкцию, позволяющую получить совершенно ровный лед без «ряби», используя подо льдом охлаждающие трубки. Однако для поддержания льда в приличном состоянии уходило очень много времени – от полутора часов, во время которых до пяти человек вручную скребками выравнивали поверхность, смывали из большого шланга ледяную крошку, убирали швабрами грязную воду, а затем разбрызгивали чистую воду для получения гладкого льда.

Поняв, что таким образом укладывать лёд по нескольку раз в день дело муторное, изобретатель пришел к выводу, что нужно механизировать ручной труд для ускорения процесса. Сначала он купил трактор, к которому было прикреплено специальное оборудование, с его помощью срезался верхний слой льда. Через несколько лет после различных экспериментов свет увидела Model A, совместившая в себе все операции ручной заливки в одной машине. На ней весь каток «заливался» буквально за 10 минут! Сделав на нее патент, Фрэнк Замбони отправил эту модель трудиться на свой каток. Безусловно, это изобретение заметили, и стали поступать заказы на изготовление таких машин. Вскоре спрос на ледовые комбайны стал столь высоким, что компания, начинавшаяся как небольшой семейный бизнес, стала процветать.

А настоящим триумфом стали зимние Олимпийские игры 1960 года в Скво-Вэлли, где машины марки «Zamboni» использовались для заливки льда. После этого заказы на ледовые комбайны начали приходить со всего мира: Япония, Австралия, Западная Европа. Спрос на подобные машины был столь высоким, что компании Фрэнка пришлось открыть второй завод в Брантфорде, провинция Онтарио, и филиал в Швейцарии. Торговая марка ледовых комбайнов «Zamboni» стала номером один в мире по производству ледовой техники. Были разработаны различные модели машин «Zamboni», так на рынке появились маленькие машины для небольших катков; поглотительные машины для крытых катков, где нет места для отвалов снега, а также специальные выравнивающие машины для скоростных овалов конькобежцев.

Освоит не каждый!

В петропавловский Дворец спорта привезли новую машину в 2015 году с канадского завода. Работают на ней три оператора, и трудятся они на этой машине посменно. В день машина выезжает около 20 раз, причем без «отпуска» и «выходных». Рабочий день у машины и операторов начинается с 7 утра и, бывает, заканчивается в 10 вечера в зависимости от расписания ледовых мероприятий. За эти три года особых проблем она операторам не доставляла.

По словам оператора ледозаливочной машины Курмангали Мухамбетова, на этой спецтехнике, как и на обычном автомобиле, меняют только фильтры и масла. Обучиться этой профессии было не просто. Наш собеседник рассказывает, что прежде чем сесть за руль, он проходил обучение в Кокшетау и Павлодаре у опытных операторов подобных машин.

- Главное - не надо ее бояться и обязательно нужно чувствовать ее габариты, так как сидишь сверху. Это сложно, ведь у нас нет ни зеркал, ни камер. Постепенно познавал все тонкости профессии, а за последние три года уже полностью освоил процесс заливки, - рассказывает Курмангали Мухамбетов.

Особенно ответственные дни для ледоваров это хоккейные матчи, так как если что-то пойдет не так и лёд не смогут залить, то команда будет оштрафована и ей будет присвоено поражение.

Интересно, что технология подготовки льда для хоккея и фигурного катания несколько отличается. Для хоккеистов лед должен быть немного жестче, а фигуристам подойдет более мягкое покрытие. Арена ледового дворца пользуется большим спросом как среди спортсменов, так и среди любителей покататься на коньках, поэтому на катке установлен один общий стандарт. Для того, чтобы полностью обработать корт, ледовар делает девять кругов на ресурфейсере: сначала два по внешнему кругу, затем каток делится пополам, и мастер продолжает заливать оставшееся пространство. Мастерам дается лишь 15 минут на подготовку покрытия и выставление ворот на место.

По словам Курмангали Мухамбетова, за это время можно вылить весь бак, двигаясь на комбайне с небольшой скоростью. Тогда лед получится ровным и гладким. В том случае, если нужно оперативно обработать лед, приходится его только срезать. Однако, все в меру – срезать слишком много тоже нельзя.

К слову, разметку и рекламу на льду наносят специальной краской, либо же могут использовать баннерную ткань. Ледовар укладывает разметку и рекламу из ткани, а сверху заливает оставшиеся слои.

Секрет гладкого льда

Если не слишком вдаваться в технические подробности, то ледозаливочные машины «Zamboni» напоминают большой самоходный рубанок, поскольку основной рабочий инструмент у них - вращающийся нож-фреза, как и на электрических рубанках. Эта чудо-машина оборудована специальным ножом, который проходит по льду как лезвие бритвы. Объём срезаемого верхнего слоя зависит от состояния льда. Чем хуже поверхность льда, тем глубже срезает нож. Если изначально ледяная поверхность на катках достаточно ровная, то максимальная толщина срезаемого слоя не превышает 2-2,5 мм, а если на ней изрядно «покатались» то нож ресурфейсера срезает до 4-8 мм верхнего слоя льда.

Прямо над ножом расположен горизонтальный шнек. Этот механизм собирает к центру ледяную стружку или снег и, вращаясь, подаёт его на вертикальный шнек, который, в свою очередь, убирает ледовую стружку и снег в специальный бак емкостью 1000 литров. А вот чтобы приводить в движение эту машину, под капотом располагается компактный и экономичный бензиновый двигатель объемом 2 литра и мощностью 78 л/с.

Впрочем, этой силовой установки вполне хватает, так как максимальная скорость у ледозаливочной машины около 15-20 км/ч. Кстати, чтобы отработанные газы не заполняли ледовую арену, на выхлопной системе стоят специальные фильтры, так что за свои легкие катальщикам можно не беспокоиться.

Боковая щетка машины предназначена для очистки поверхности льда непосредственно у бортов хоккейного корта, а чтобы к ним не прикасаться, на всякий случай установлен специальный ролик, так что в случае чего он не даст повредить борта ледовой арены. А под баком для сбора снега расположены две ёмкости для воды.

- Горячая вода из первого резервуара перекачивается на очиститель, откуда равномерно подаётся на поверхность арены, где смывает со льда грязь и ледяную крошку, заполняет углубления и трещины, а также растапливает старый лёд, формируя с ним монолитную конструкцию. Излишки воды, оставшиеся на поверхности, убираются резиновым ножом в задней части машины, - говорит Курмангали Мухамбетов.

К слову, вода в емкости заливается фильтрованная и проходит несколько ступеней очистки. Последний этап в создании катка - выравнивание льда. Тёплая вода из второго бака подаётся на нож и так же равномерно распределяется по поверхности льда. Это помогает убрать трещинки и окончательно выровнять поверхность. После этой операции комбайн уезжает с арены в специальный гараж.

Место для одного

Ощущения за рулем этой машины – необычные. На месте водителя не слишком просторно, как будто находишься за рулем трактора, только без крыши. Сразу и не разберешься в большом количестве рычагов и переключателей. В этом нам помогает Курмангали Мухамбетов, который в общих чертах объяснил основные положения управления ледозаливочной машины и ее механизмов.

- Управляется она с помощью двух педалей, рычага трансмиссии и руля, трансмиссия здесь гидромеханическая и имеет две скорости: вперед и назад. Этого набора скоростей вполне достаточно для работы или маневров, а все остальные рычаги в кабине отвечают за работу и регулировки кондиционера и бункера для срезанного льда, - рассказывает Курмангали Мухамбетов.

По его словам, за машиной следят, всегда моют ее, проверяют все жидкости и бережно к ней относятся. Отмечу, что когда смотришь на почти примитивные рычаги и штурвалы в кабине, появляется ощущение некой кустарности. И в этом нет ничего удивительного: каждая машина «Zamboni» до сих пор является штучным товаром, не блистающим дизайном или ультрасовременными технологиями, но отлично выполняющим свою работу.

Может именно поэтому в день рождения Фрэнка Замбони все заливщики льда – и профессиональные, работающие на больших ледовых аренах, и любители, заливающие катки во дворах для детворы – отмечают свой профессиональный праздник - День Ледовара. Безопасность катания на катке во многом зависит от качества ледового покрытия, поэтому искусные мастера своего дела всегда в почете. Скептики скажут - что сложного в заливке катков, тем более что процесс почти полностью автоматизирован?

Однако на самом деле работа ледовара очень ответственна и трудна физически. Так, малейшие промахи в качестве льда чреваты травмами и падениями катающихся по льду. Во-вторых, у ледоваров «неудобный» для большинства людей график: они работают, как говорится, от зари и до зари и даже во внерабочее время, особенно, если на их льду намечаются серьезные соревнования. В-третьих, специалист по подготовке льда обязан быть физически сильным и выносливым, другие здесь попросту не смогут работать. В-четвертых, работа ледовара требует недюжинной выдержки и спокойствия, ведь набор действий специалиста однообразен.

Но именно с их легкой руки петропавловцы и гости города могут окунуться в атмосферу круглогодичного праздника на коньках, не боясь за собственную безопасность и радуясь спортивным победам любимых спортсменов, в частности ХК «Кулагер». Как показывает практика, безответственных людей в профессии ледовара просто нет, а значит, единственное, о чем нам стоит беспокоиться при походе на каток, – это выбор подходящей пары коньков!


Евгений Шаламов
газета "Неделя СК"
"За рулём чудо-машины"
17.01.19

Поделиться статьёй: