Экс-сотрудников акимата осудили за мошенничество с квартирами из госфонда

В Петропавловске сотрудники городского акимата незаконно выселяли людей из государственных квартир, а потом, используя мошеннические схемы, приватизировали и продавали жилплощадь. В числе обманутых госслужащими – инвалиды, сироты и малоимущие.

Дело о мошенничестве в особо крупном размере рассматривал Петропавловский городской суд. На скамье подсудимых оказались двое бывших работников городского акимата и их знакомый, имевший большой опыт работы с Центром социальной адаптации.

Квартирный вопрос испортил

Как гласят материалы дела, 28-летний подсудимый К. в 2020 году был утвержден на должность главного специалиста сектора по учету и распределению коммунального и ипотечного жилья отдела ЖКХ акимата Петропавловска. Одновременно он был и секретарем жилищной комиссии. В его обязанности в том числе входила подготовка документов по вопросам предоставления жилья из государственного жилищного фонда и его приватизации.

Уже через полтора года работы на хлебной должности молодой госслужащий, который, к слову, незаконно вселился в одну из государственных квартир, не удержался от соблазна заработать легкие деньги.

Весной 2022 года К. по решению жилищной комиссии переселял двух специалистов санэпидстанции из служебной четырехкомнатной квартиры. А потом он решил эту квартиру продать, причем его не остановило даже то, что в квартире проживала еще одна сотрудница, которая на тот момент проходила лечение от онкологического заболевания в медицинском центре Астаны. Предприимчивый госслужащий просто вынес все вещи женщины на лестничную площадку, полностью освободив жилплощадь.

"Затем К. вступил в преступный сговор с неустановленным в ходе следствия лицом. Тот познакомился с государственным служащим, состоящим в очереди на получение жилья под номером 3133, и, войдя в доверие, предложил ему помощь в получении жилья из госфонда за вознаграждение. Мужчина, нуждающийся в собственном жилье, будучи введенным в заблуждение, согласился на помощь", - говорится в приговоре суда.

К. составил фиктивную выписку из протокола жилищной комиссии о предоставлении мужчине права приватизации в личную собственность четырехкомнатной квартиры, а также указал недостоверные сведения о его проживании в данной квартире с семьей еще с 2018 года на основании решения жилищной комиссии.

Новый обладатель квадратных метров приватизировал квартиру, оплатив ее остаточную стоимость – 1,3 миллиона тенге, а вскоре по настоянию "благодетелей" продал ее за 15 миллионов тенге, передав деньги через третье лицо К.

"В результате преступных действий подсудимого государству в лице КГУ "Аппарат акима города Петропавловска" причинен материальный ущерб в размере более 17 миллионов тенге, что является особо крупным размером", - указано в приговоре суда.

По отработанной схеме

Но это было только начало. К своей преступной деятельности молодой чиновник привлек бывшего сотрудника Центра социальной адаптации акимата города Петропавловска Т., который занялся поиском людей из социально уязвимых слоев населения, имеющих право на безвозмездную приватизацию жилища. И нашел достаточно быстро.

Женщина, обращавшаяся к Т. за юридической помощью, являлась опекуном совершеннолетней недееспособной дочери с синдромом Дауна. В очереди на получение жилья они не стояли, но сообщению о том, что акимат Петропавловска предоставляет квартиру ее дочери-инвалиду, женщина обрадовалась, передав участливому знакомому все данные дочери.

А дальше К. действовал по уже отработанной схеме – составил фиктивную выписку из протокола жилищной комиссии о предоставлении девушке-инвалиду и ее опекуну права приватизации в личную собственность на безвозмездной основе однокомнатной квартиры и оформил все сопутствующие документы. Однако новые владельцы в квартиру даже заехать не успели.

"Т. сообщил опекуну о необходимости реализации квартиры в связи процедурными нарушениями при заключении договора о приватизации недвижимости и возвращении государству денежной суммы от реализации. Опекун продала зарегистрированную на недееспособную дочь квартиру за 10 миллионов тенге, денежные средства от реализации квартиры передала в полном объеме Т. Совместно с К. они распорядились ими в личных целях", - говорится в приговоре суда.

И даже когда К. в июне 2022 года уволили с работы, он свою незаконную деятельность не прекратил, а подделывал документы с помощью своего бывшего коллеги Д., работающего в том же отделе городского акимата и тоже оказавшегося на скамье подсудимых.

Сироту обидеть может каждый

В итоге компания провернула еще несколько подобных сделок. В одном случае дельцы оформили право на приватизацию квартиры и комнаты в общежитии на пожилых супругов. Потом те продали недвижимость и все деньги передали подсудимым.

В другом эпизоде подсудимые выселили из трехкомнатной служебной квартиры двух медицинских работников и передали ее на приватизацию женщине-инвалиду по зрению, затем вынудив ее квартиру продать, а 17 миллионов тенге, вырученные от продажи, передать им.

Не погнушались подсудимые и выселить из арендной квартиры парня-сироту, состоявшего в очереди на получение жилья в категории “социально уязвимые слои населения”. Квартиру оформили на инвалида, находившегося в центре социальной адаптации, а потом продали.

«12 января 2012 года Е., состоявшему в очереди на получение жилья в категории “социально уязвимые слои населения (сироты)” из ГЖФ в аренду предоставлена недвижимость по адресу: г. Петропавловск, ул. Ж. Кизатова (Юбилейная), д. 9Б. В связи с возникшей задолженностью по арендной плате Отделом ЖКХ неоднократно направлялись уведомления парню-сироте о погашении арендной платы, о чем было известно К. в силу должностных полномочий главного специалиста отдела ЖКХ. К. вступил в преступный сговор с ранее знакомыми Д. и Т. и разработал преступный план хищения имущества из ГЖФ с целью материального обогащения.

Для реализации совместного преступного умысла Т., имевший опыт работы в Центре социальной адаптации, занялся поиском лица из социально уязвимых слоев населения, подпадающего под категорию лиц, имеющих право приватизации жилища безвозмездно. В итоге Т., действуя неоднократно, реализуя единый преступный умысел, путем обмана заместителя директора Центра социальной адаптации, получил данные инвалида второй группы, находившегося в названном центре, которые передал К.

Д., работавший методистом отдела ЖКХ, действуя неоднократно, исполняя свою роль в реализации преступного плана действий, в апреле 2023 года вручил сироте Е. уведомление о выселении из квартиры, тот передал Д. ключи от квартиры.

К., получив от Д. беспрепятственный доступ в служебное помещение, осознавая общественную опасность и преступный характер своих действий, в апреле 2023 года, используя опыт работы в качестве секретаря жилищной комиссии, из корыстных побуждений, в служебном кабинете в здании акимата г. Петропавловска составил фиктивную выписку из протокола жилищной комиссии о предоставлении инвалиду второй группы права приватизации в личную собственность на безвозмездной основе однокомнатной квартиры и договор приватизации от имени руководителя отдела ЖКХ.

В выписке К. также указал недостоверные сведения о проживании инвалида в данной квартире на основании договора найма от 5 июля 2017 года.

В последующем Д., используя свое служебное положение, осознавая общественную опасность и преступный характер своих действий, в личных корыстных целях, путем обмана, подписал выписки из протокола жилищной комиссии и договор о приватизации у бывшего руководителя отдела ЖКХ.

Придавая подлинность фиктивным документам, Д. ввел в заблуждение специалистов финансово-экономического сектора отдела ЖКХ, которые, не зная о реальных намерениях последнего, удостоверившись в наличии подписи руководителя, проставили оттиск гербовой печати на вышеуказанных документах.

17 ноября 2023 года, проявляя преступную осторожность, осознавая общественную опасность и незаконный характер совместных с К. и Д. действий, в целях извлечения преступной наживы, Т. путем обмана и злоупотребления доверием убедил представителя инвалида, ставшего хозяином квартиры, продать квартиру за сумму в размере 10 500 000 тенге. Денежными средства от реализации квартиры Т., К. и Д. распорядились в личных целях.

Согласно заключению эксперта, рыночная стоимость однокомнатной данной квартиры составляет более 12 млн тенге.

В результате совместных преступных действий подсудимых государству в лице КГУ «Аппарат акима города Петропавловска» по данному эпизоду причинен материальный ущерб в размере 12 062 317 тенге, что является крупным размером», - указано в приговоре.

Есть в деле еще несколько эпизодов, связанных с оплатой остаточной стоимости выкупа в собственность государственного жилья. Потерпевшие приватизировали квартиры, за которые перечисляли остаточную стоимость не государству, а матери подсудимого Д. Женщина получала на свой банковский счет от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов тенге и просто отправляла их сыну.

Вину не признали

Подсудимый К. вину в предъявленном обвинении не признал и суду показал, что считает себя виновным лишь в том, что некоторое время проживал в служебном жилье.

Подсудимый Т. вину также не признал, а подсудимый Д. вину признал частично, а точнее - по фактам хищения денег граждан, которые должны были оплатить остаточную сумму за приватизированное жилье – более 7,5 миллиона тенге, и отправляли эту сумму на счет матери подсудимого.

Прокурор, поддержав обвинение, просил назначить каждому из подсудимых наказание в виде лишения свободы. Суд пришёл к выводу, что, несмотря на непризнание вины, совершение подсудимыми преступлений доказано показаниями потерпевших, заключением экспертов, результатами следственно-оперативных действий, письменными материалами дела.

«Эпизоды мошенничества, по мнению суда, бесспорно, доказаны. Именно К. совершал подделку официальных документов неоднократно. Т. осуществлял содействие совершению преступления, предоставляя лиц, на кого будет оформлена квартира, а также оказывал содействие в сбыте квартир. Д. в группе лиц по предварительному сговору участвовал в двух эпизодах мошенничества по двум квартирам», - говорится в приговоре.

Отметим, что санкция статьи 190 части 4 пункта 2 УК РК предусматривает безальтернативное наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 10 лет либо без такового.

Суд признал обстоятельствами, смягчающими уголовную ответственность и наказание подсудимых Т. и Д. наличие у них малолетних детей.

В итоге судья Петропавловского городского суда Алмас Жумагазин признал подсудимых виновными в мошенничестве в особо крупном размере и приговорил К. – к 6 годам 8 месяцам лишения свободы, двух его подельников – к 6,5 годам лишения свободы. Все трое будут отбывать наказание в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности. Подсудимым назначено также дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с материальной ответственностью, а также быть учредителем и занимать руководящие должности в коммерческих и некоммерческих организациях сроком на 7 лет.

"По исковым требованиям КГУ "Аппарат акима города Петропавловска" о взыскании с подсудимых 46 миллионов 243 тысяч 827 тенге признать право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о его размерах на рассмотрение судом в порядке гражданского судопроизводства", - говорится в приговоре суда.

Подсудимые с приговором не согласились и подали апелляционные жалобы. Однако судебная коллегия по уголовным делам Северо-Казахстанского областного суда приговор Петропавловского городского суда оставила без изменения. Апелляционное постановление уже вступило в законную силу.


Елена Бережная
газета "Неделя СК"
"Не жалели ни сирот, ни инвалидов"
17.07.25

Поделиться статьёй: