Экс-начальнику госпиталя ДП СКО вынесли приговор
Он признан виновным по двум статьям УК РК, за что должен будет выплатить штраф в размере 5,8 млн тенге.
Информация о задержании начальника ГУ "Госпиталь с поликлиникой» департамента полиции Северо-Казахстанской области» Олжаса Е., назначенного на эту должность в 2022 году, появилась в начале июля 2024 года. Он был обвинен в совершении правонарушений, предусмотренных пунктом 2, части 3 статьи 189 УК РК (присвоение или растрата вверенного чужого имущества) и пунктом 3 части 4 статьи 362 УК РК (превышение власти и должностных полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ), которая позже была переквалифицирована на статью 361, часть 1 (злоупотребление должностными полномочиями лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций). Следствие вела служба собственной безопасности департамента полиции СКО.
В отношении 35-летнего Е. была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. В мае этого года дело поступило в Петропавловский городской суд, который вынес обвинительный приговор.
- Суд приговорил: признать Е. виновным и назначил наказание по статье 361 части 1 УК РК в виде штрафа в размере 1000 МРП - 3 млн 692 тыс. тенге, по статье 189 части 3 пункта 2 УК РК в виде штрафа в 13 кратном размере похищенного имущества, что составляет 5 млн 898 тыс. 268 тенге, - огласила судья.
Путем поглощения менее строгого наказания более строгим окончательно назначено наказание в виде штрафа в размере 5 млн 898 тысяч тенге с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе. Срок уплаты штрафа – один месяц - будет исчисляться с момента вступления приговора в законную силу.
***
Согласно материалам уголовного дела, что отражено в приговоре горсуда, в сентябре 2022 года Олжас Е. принял на должность врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории и по совместительству врача-бактериолога госпиталя с поликлиникой К. В начале 2023 года начальник, как указало следствие, неоднократно занимал у подчиненного различные суммы, которые в последующем не возвращал. Позже, видя, что К., находящийся в его подчинении, не требует возврата долга, предъявил ему требования о предоставлении ежемесячного материального вознаграждения в размере 70 000 тенге.
«В свою очередь К., опасаясь негативных последствий в виде увольнения с занимаемой должности, вынужденно согласился на эти условия, - указано в приговоре. - Далее Е. в период с июня по сентябрь 2023 года ежемесячно лично незаконно получал от К. наличные денежные средства в размере 70 000 тенге для своих личных нужд в здании госпиталя и в других местах города Петропавловска. В октябре 2023 года начальник предложил К. занять вакантную должность исполняющего обязанности заместителя начальника госпиталя, при этом выдвинул требование об увеличении размера ежемесячно передаваемой им суммы с 70 000 тенге до 90 000 тенге».
Согласно материалам дела, К. согласился и с октября 2023 года по июнь 2024 года передавал деньги.
«Тем самым, начальником госпиталя Е. в период с июня 2023 года по июнь 2024 года были незаконно получены денежные средства от К. в общей сумме 1 090 000 тенге, что повлекло причинение существенного вреда его правам и законным интересам», - указано в деле.
Также указано, что Е. в феврале 2024 года избрал в качестве способа хищения бюджетных средств государственного учреждения «Госпиталь с поликлиникой ДП СКО» издание фиктивного приказа, дающего основание для начисления дополнительных денежных средств на карточный счет одного из работников госпиталя с последующим их обналичиванием и присвоением.
«Зная личные морально-психологические качества участкового врача-терапевта госпиталя У., мягкость характера и неопытность, решил использовать его для обналичивания денежных средств государственного учреждения, - указано в деле. – У., услышав требования своего прямого руководителя и осознавая, что отказ подчиниться его воле может повлечь наступление негативных последствий, согласился на незаконные требования. Е. поручил К. подать на его имя письменное представление о доплате У. денежной суммы в размере 50% от должностного оклада за расширенный объем работы с 1 февраля 2024 года, который будет являться основанием для издания соответствующего приказа. В дальнейшем данный приказ послужил основанием для ежемесячного начисления бухгалтерией бюджетных денежных средств государственного учреждения «Госпиталь с поликлиникой ДП СКО» и дальнейшего перечисления их на карточный счет У. с февраля 2024 года вместе с поступающей заработной платой. Таким образом, в период с февраля по май 2024 года Е. незаконно, через К. получил от У. наличные денежные средства в общей сумме 440 000 тенге. Далее, 30 мая 2024 года, начальник госпиталя потребовал от К. получить у У. денежные средства в сумме 30 000 тенге, мотивируя это тем, что последний, выйдя в очередной трудовой отпуск, ввиду повышения заработной платы, соответственно получил и повышенное отпускное пособие. Таким образом, согласно вышеуказанному приказу, У. была начислена в качестве заработной платы в период с 1 февраля по май 2024 года денежная сумма в размере 453 712, 96 тенге. В последующем К. и У, осознав противоправность действий начальника госпиталя, 26 мая 2024 года обратились в управление собственной безопасности департамента полиции Северо-Казахстанской области с письменным заявлением о его привлечении к уголовной ответственности за совершение уголовных правонарушений».
***
Подсудимый вину признал частично и суду показал, что работал руководителем госпиталя с 9 июня 2022 года. Договор о материальной ответственности с ним не заключался. Материальные ценности по госпиталю и поликлинике он не принимал. Был список материально ответственных лиц. За время работы он заключал договор о материальной ответственности только с завхозом, с другими лицами заключали договоры начальники, которые работали до него. Он являлся первым лицом и обладал правом первой подписи на документах.
«С обвинением по ст. 189 ч. 3 п. 2 УК РК не согласен, данная статья вменена только 26 мая, соответственно следственных действий по ней с ним не было проведено, - приведены в приговоре показания подсудимого. - Не согласен с определением подследственности по данной статье, так как должно было рассматриваться департаментом по экономическим расследованиям. Все начисления К. и У. были законными. В части превышения должностных полномочий также не согласен, каких-либо преимуществ для него не было. Издание приказов о доплатах за расширение полномочий входили в круг его полномочий. Кроме того, на момент регистрации дела в ЕРДР он не являлся сотрудником полиции, был работником органов внутренних дел - гражданским лицом и неоднократно просил следствие передать его дело в Антикоррупционную службу по подследственности. На протяжении его работы возникали рабочие обстоятельства, которые требовали решений. К примеру, ремонт, покупка материальных ценностей, составление смет, проектов, на которые не было выделено бюджетных средств, то есть он руководствовался принципами работать быстро и не затягивать, так как обычно все бюджетные дела затягиваются на год-два.
С К. они совместно делали ремонт кабинетов, закупали материалы на ремонт, готовились к празднованию праздников Наурыз, 8 Марта. К примеру, им были приобретены материальные ценности на нужды госпиталя. Произведен ремонт кабинета № 1 на 3 этаже госпиталя, было осуществлено приобретение кондиционера на 5 этаже госпиталя, холодильника для администрации госпиталя, оборудована комната для приема пищи администрацией госпиталя, делали ремонт крыши, автомашины и другое. Для этого он использовал свои личные средства и К. также выделял свои денежные средства. Также он ездил в командировки за свой счет. В настоящее время все приобретенные им материальные ценности используются на благо госпиталя и не состоят на балансе госпиталя, что подтверждает приобретение их на наличные деньги».
***
- Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Е. действовал в пределах своих должностных полномочий, - пояснила судья. – Он был наделен правом издавать приказы о совмещении, расширении объема работ, утверждать доплаты работнику …То есть издание приказа о возложении на К. дополнительных обязанностей и последующее начисление ему доплаты осуществлялись в рамках предоставленных Е. полномочий, что подтверждается должностной инструкцией. Данные действия не образуют превышения должностных полномочий…
Судья отметила, что Е., согласно обвинительному акту, не инкриминировано, что назначение денежных выплат работнику производилось безосновательно и незаконно, или что сам работник не имел права на их получение. К. в ходе суда также подтвердил, что надбавка ему назначалась законно, так как он выполнял возложенные на него обязанности.
- Но требование Е. о передаче К. части начисленного материального вознаграждения является тем непосредственным последствием использования подсудимым своих служебных полномочий, - сказала судья. - При таких обстоятельствах суд согласился с переквалификацией действий Е. со статьи 362 ч 4 на статью 361 ч.1.
Во время процесса защита приводила доводы, что подсудимый израсходовал полученные денежные средства на нужды родного учреждения, оплату смет, ремонт кабинета. Но в итоге на квалификацию действий экс-начальника госпиталя ДП они не повлияли и от ответственности не освободили.
- Анализируя обстоятельства второго эпизода, суд посчитал обвинение подтвержденным, - отметила судья.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд счел признание вины по одному эпизоду, отсутствие судимостей, наличие на иждивении малолетних детей, добровольное возмещение ущерба. А размер похищенного, если посчитать, разделив сумму штрафа на 13, равен 453 712 тенге. Обстоятельств, отягчающих наказание, не найдено.
После пояснений в зале заседания раздались аплодисменты.
Олжас Е. поделился своим мнением по поводу приговора.
- Я очень благодарен суду за то, что он действительно разобрался в деле, установил отсутствие превышения полномочий в моих действиях, - сказал он. - Я изначально говорил о том, что не превышал своих полномочий. Суд разобрался в этом и вынес объективное решение…. Что касается вины по статье 189, то, по моему мнению, мне просто сразу назначили статью, но при этом ущерб государству не установлен должным образом, не было аудита, не было проверок, ревизий со стороны МВД, ВАП.
- Но почему так получилось?
- Не могу знать, - сказал Е... – Вероятно, интриги… Внутренние убеждения каких-то лиц …
- Будете обжаловать?
- Пока не знаю.
Напомним, во время досудебного расследования Олжас Е. дал интервью одному из телеканалов о «фиктивных больничных и липовых диагнозах для людей в погонах, способах их досрочного выхода на пенсию». Так, по его словам, в 2024 году он при контроле карт выявил случай, когда человек находился на больничном более 60 дней. Начальнику госпиталя это показалось подозрительным, и он обратился в военную прокуратуру. Больничный лист был изъят, с работников госпиталя стали брать объяснительные. Дескать, за принципиальную позицию он и пострадал.
Интервью вызвало большой резонанс. Однако в пресс-службе ДП Северо-Казахстанской области тогда ответили: «Эти аргументы ранее проверялись в рамках уголовного дела и служебного расследования. Они не подтвердились и расцениваются как ложные сведения».
Приговор в законную силу не вступил.
газета "Неделя СК"
"Две статьи, штраф и свобода"
27.11.25
Поделиться статьёй:
