Этот год для СКГУ им. М. Козыбаева богат на юбилейные даты

Этот год для Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева богат на юбилейные даты. 80 лет назад сам вуз начал свою историю Петропавловским учительским институтом. Так совпало, что в том же году на расстоянии тысяч километров от нашего города в октябре на свет появилась девочка, которой дали имя Зинаида. И, наверное, так было велено судьбой: молодой девушкой она приехала в местные края, здесь получила высшее образование, а потом и вовсе посвятила свою жизнь вузу.

Дорога на Родину

История жизни Зинаиды Табаковой началась 80 лет назад на северо-востоке Китая. Здесь ее родители, будучи российскими эмигрантами, в свое время нашли новую родину. Возможно, тогда над этим и не задумывались, но оказалось, что имя, которым они назвали свою кровинку, в переводе с древнегреческого языка означает «божественная дочь». Для девочки, родившейся в Поднебесной, надо сказать, оно вполне символичное. В будущем по жизни ее словно вел сам Бог: решения не всегда давались легко, но всегда – правильные. Как бы то ни было, мудрость этой страны она впитала еще при рождении.

Росла Зинаида Табакова в атмосфере дореволюционной России в большой русской диаспоре. Жизнь текла своим чередом. Однако в 1954 году ее семье пришлось покинуть КНР. Когда юная Зинаида уже практически закончила школу, в Китае сменился политический режим и власти страны решили, что российские эмигранты больше не могут находить здесь приют. Для переселения им предложили США, Австралию, Италию и, конечно же, СССР. Бабушка и родная тетя нашей героини, выбрав второй вариант, перебрались на зеленый континент, а родители Зинаиды Петровны решили вернуться на Родину. Таким образом они и попали в Казахстан, который входил в состав союзных республик и куда в то время направляли большое количество людей на освоение целинных и залежных земель.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ

Последний школьный звонок для Зинаиды Табаковой прозвучал уже в казахстанской школе. Тогда она и не думала, что дальнейшую жизнь свяжет с наукой. Признается, что на тот момент ее единственным и искренним желанием было стать хорошим преподавателем.

- По окончании школы два года я работала старшей пионервожатой по просьбе директора школы, которую и окончила. Дети были хорошие, и я просто влюбилась в этих ребятишек. Это оказало свое влияние на выбор профессии: вопроса, кем быть дальше, уже не стояло. Я твердо решила стать педагогом. Казалось, что это самая замечательная профессия. И до сих пор я так считаю, - поделилась моя собеседница.

Ведомая своим желанием, в 1957 году Зинаида Петровна приехала в Петропавловск. Выбрала этот город потому, что только в местном вузе была двойная специальность, которая привлекала ее. Называлась она «Учитель истории, русского языка и литературы», а Зинаиде хотелось познать и ту, и другую науку.

- Поэтому поступила в Петропавловский педагогический институт имени К. Ушинского. А поскольку такая сдвоенная специальность, учились мы пять лет. Кстати, здесь встретила первую любовь – своего будущего мужа. Мы поженились, будучи первокурсниками. Вместе готовились к зачетам, сдавали экзамены, - вспоминает женщина.

А после окончания вуза молодая чета оказалась в селе Лебяжка тогда еще Булаевского района. Мужа в местную школу определили директором, а Зинаида Петровна, как нитка за иголкой, направилась вслед за супругом. Здесь в течение двух лет она проработала учителем. В 1964 году мужа перевели в райцентр. А еще три года спустя Табакова и сама возглавила Булаевскую среднюю школу, в то время как супруг уже трудился в райкоме партии. Продолжалось это до 1971 года, пока его не перевели в город.

Первые шаги в науке

В Петропавловске молодому, но опытному директору Зинаиде Петровне предлагали сразу несколько интересных для работы мест, одним из которых стала кафедра русского языка и литературы родного вуза – на этот вариант и пал выбор.

- Так из директора школы я стала институтским преподавателем. Как помню, зарплата по тем временам составляла 105 рублей. Тогда я поняла, что, если работать в вузе, нужно быть ученым. И я для себя поставила такую цель, а если не справлюсь с ней, решила, что уйду, - рассказала моя собеседница.

Но раз уж цель поставлена, то нужно ее достичь. И нет в мире ничего невозможного для такого, как Зинаида Петровна, человека – с сильным характером и пытливым умом. Так она пошла по пути научно-исследовательскому. Успешно сдала все необходимые кандидатские экзамены (тогда так было можно, объясняет профессор), прикрепилась к Казахскому государственному университету, который в то время еще носил имя Фрунзе, и выбрала тему диссертации.

- Затем обратилась к известному ученому-лингвисту Галине Александровне Золотой. Она мне ответила, даже еще письмо сохранилось. А в 1979 году я уже защитила диссертацию, хотя и подготовила ее немного раньше. А доктором стала в 1994 году, - вспоминает Табакова. – Докторская диссертация – это дело серьезное. Моим научным консультантом был прекрасный ученый Моисей Михайлович Копыленко. Но все это я делала, как говорится, самостоятельно. У нас же здесь не было ни докторов, ни людей, кто мог проконсультировать. Поэтому я ездила в Алматы. И когда была защита, он сказал: «Вот вам, алматинцам, пример. Сидите здесь, все у вас под рукой. А человек из Петропавловска приезжает. Получил консультацию – уехал. А как приезжает обратно – уже сделал что-то».

Одновременно с работой над докторской диссертацией Зинаида Петровна продолжала работать в институте. Было нелегко, признается она. Однако муж был ей большим помощником, настоящим соратником. Он никогда не был против того, чтобы жена занималась наукой. Супруги хорошо понимали друг друга. Поэтому, как отметила моя собеседница, она могла свободно ездить на научные конференции, на которые удавалось, писать по ночам докторскую диссертацию, потому что дневное время занимала работа.

Стоит отметить, что трудилась Зинаида Табакова очень даже плодотворно. В разные годы случалось занимать должность заведующей кафедрой и заместителя декана филологического факультета. А в 1990 году профессор окончательно возглавила родную кафедру и руководила ею более двадцати лет.

Поэзия – не просто увлечение

Доктор филологических наук Табакова и сегодня до последнего знака наизусть помнит название своей диссертации. Звучит оно так: «Структурно-семантические типы безглагольных предложений». А самое интересное заключается в том, что большая часть работы была построена на поэтических произведениях. Поэзия для Зинаиды Петровны – нечто большее, чем просто складно сложенные строки, в которых равномерно распределено количество слогов с мужской и женской рифмой.

- Я всегда любила поэзию, поэтому анализировала поэтические тексты, доказывая определенные лингвистические понятия. Даже когда защищала докторскую, мне сказали, что чувствуется увлечение русской классикой и особенно русской поэзией. Потому что примеры по безглагольным предложениям в моей работе были взяты из различных стихотворений. Вспомните, к примеру:«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» - говорит профессор. – Все считали, что безглагольные предложения появились недавно, а я взялась за исследования и все глубже копала. Оказалось, у Пушкина их масса. «Мороз и солнце. День чудесный». Это же тоже безглагольные предложения. Затем подалась в историю, они встречались и в летописях. И я показала весь этот материал в диссертации.

Позже увлечение поэзией дало и другие плоды. Надо сказать, что одно из основных направлений научной деятельности Зинаиды Табаковой - этнопоэтика. Об этом понятии, которое моя собеседница, кстати, разработала самостоятельно (и сегодня оно уже имеет широкое распространение), она может рассказывать долго, причем очень интересно. И в сознании расцветают бутоны удивительных образов, о которых ранее не догадывался.

- Целенаправленно этнопоэтикой я начала заниматься примерно в 1997 году. А поскольку любила поэзию, обратилась к стихам Владимира Шестерикова. Мы с ним вместе учились, поэтому и заинтересовалась его творчеством. И когда начала анализировать его произведения, я увидела, что у него особое видение мира. Будучи славянином, он жил в Казахстане и широко использовал как русские, так и казахские образы в своих стихотворениях. И это стихи, в которых встречаются не просто «юрта» и «аул», а многогранные казахские мотивы. Казахскую культуру Шестериков воспринимал через свое видение, смотрел на окружающую действительность, как казах. Вот, допустим, он писал: «И кругом, где облака кочуют, из расщелин треснутой земли ржавые, как древние кольчуги, буйные колосья проросли». Какой русский поэт напишет, что «облака кочуют»? Обычно их «гонит ветер» или что-нибудь подобное. Дальше пишет: «И я сажусь с тобой за круглый стол…», «Струной домбры звенит в ауле утро». Это же опять казахские мотивы. И в его произведениях они смешиваются с элементами русской культуры: «И качается малахай, как вдали одинокий подсолнух».

Как-то я к нему пришла, он работал в местной редакции. Говорю: «Слушай, ты наполовину казах». А он: «Да ладно, что ты!». А потом сам в стихотворении написал: «И я легко поверю в этот миг легенде предков, что однажды утром из дальних прародителей моих родился кто-то в круглой белой юрте». Или: «Я к племени славян принадлежу, а родом я из Казахстана». То есть казахское и русское – все в нем смешалось! - восклицает Зинаида Петровна.

Поэтому, по ее словам, новое ответвление в изучении стихотворений она назвала по-особому – этнопоэтикой, что дословно, нетрудно догадаться, обозначает «этническая поэзия».

- Допустим, когда пишет прозаик, он может и фантазию включить, а поэт, он ведь через сердце, от души пишет. И поэтому если в его творчестве встречаются такие образы, значит, они в нем уже живут, - пояснила Табакова.

Не в кабинетной работе счастье

Увлечена она как ученый и синтаксисом. Его называет итогом всех разделов русского языка. Потому что человеческая речь строится из предложений (которые, в свою очередь, образуются из словосочетаний, слов, букв и так далее), а это – синтаксические конструкции. В студенческие годы ей особенно нравилось разбирать сложные предложения. И это осталось с профессором навсегда.

- Мне хочется, чтобы и студенты так же разбирались, искали, понимали. Русский – очень богатый язык, и синтаксис – как раз тот раздел, который неисчерпаем. И мне приятно, когда учителя, которых я двадцать лет назад учила, сегодня встречаются и с восхищением говорят о том, что до сих пор вспоминают мои занятия, - говорит Зинаида Петровна. – Мне вообще интересно работать со студентами, а не просто быть кабинетным ученым. Иногда полезно с ними посоветоваться. Я стараюсь читать им свои научные статьи, и случается, что они подсказывают мне, как усилить то или иное место. Стараюсь, чтобы студенты заинтересовались наукой.

Возможно, поэтому двадцать лет назад Зинаида Табакова стала инициатором открытия на базе кафедры новой и увлекательной специальности «Журналистика». Впервые благодаря профессору североказахстанские студенты получили возможность постигать азы журналистики, не покидая отчего дома. Потому все выпускники этой кузницы акул пера и микрофона своим образованием обязаны Зинаиде Петровне.

Воспитана на классике

На работе Зинаида Табакова – доктор филологических наук, а какая она дома? Наверняка многие студенты и преподаватели задавались таким вопросом. Им представлялось, как Зинаида Петровна, оказавшись наедине с собой, занимается рукоделием, выращивает цветы или делает что-то еще. Но не стоит выдумывать, ведь ответ лежит на поверхности.

- Когда муж был рядом, понятно, больше внимания уделяла семье. Сейчас я живу одна, поэтому наука теперь для меня самое главное. Можно сказать, что наука стала моей жизнью. Ей я посвящала и тем более сейчас посвящаю много времени. В основном, конечно, вся в работе, - призналась моя собеседница.

А вот отдыхать, как говорит Зинаида Петровна, она не умеет. Хотя все же добавляет, что досуг для нее – книги. Если выдается свободная минутка, в руках тут же появляется какое-нибудь художественное произведение, которое она уже читала или с которым еще не знакома, хотя последнее случается реже.

- Все, что интересовало, уже прочитано, поэтому, когда бывает хорошее настроение, могу и перечитать. К тому же с годами по-другому воспринимаешь произведение, видишь его глубину. Так, недавно заинтересовало творчество Ахматовой. А если говорить о любимых авторах, то Пушкин – это наше всё. Из поэтов очень люблю Лермонтова, Есенина. Из прозаиков увлечена Толстым, это все-таки глыба, Достоевским, это философ, - рассказала о своих интересах профессор. – Вообще я человек, воспитанный на русской классике, но интересы в разные годы менялись. Например, когда уже познакомилась с классической литературой, меня стали увлекать мемуары.

Между прочим, любовь, которую Зинаида Табакова питает к литературе, в какой-то степени передалась и ее сыну Виктору. Несмотря на то, что в школьные годы он был больше увлечен радиотехникой, в связи с чем получил высшее образование по технической специальности, у Виктора довольно ярко проявляется филологическая направленность родителей.

- Он очень хорошо разбирается в русской литературе. Запоминает многие цитаты, выражения и порой, вспомнив, приводит их в разговоре. Или, к примеру, я пишу статью, он помогает мне форматировать и, конечно же, читает. И если у него появляется сомнение, мол, есть какая-то шероховатость, то я к нему обязательно прислушиваюсь, - поведала моя собеседница.

* * *

На этой ноте наш с Зинаидой Табаковой разговор уже подходил к концу. Последними вопросами профессору стали: «С каким багажом вы пришли к 80-летию? И что еще хотелось бы воплотить в жизнь?». Зинаида Петровна слегка призадумалась, а потом ответила:

- Мне всегда казалось, что я мало сделала, поэтому какой там багаж… Конечно, радует, когда публикуются статьи или книги, и то, что ученые из других вузов меня знают. А желание… Знания-то есть, хочется передать их, написать. Сейчас работаю над книгой. Будем надеяться, что она скоро выйдет, планирую сделать монографию.

Даже в таком, казалось бы, личном вопросе героиня нашей публикации, отвечая, осталась преданной своему призванию – науке, которая поистине стала неотъемлемой частью ее жизни. А нам остается только пожелать юбилярше крепкого здоровья, искристого счастья, неувядаемой энергии, дальнейших научных достижений и новых успехов в совершенствовании системы вузовского преподавания!


Ерлан Оразов
газета "Добрый Вечер"
"Наука стала моей жизнью"
12.10.17

Поделиться статьёй: