Дороги области проверили на качество и выявили ряд нарушений
Экспертизу проводил филиал РГП «Национальный центр качества дорожных активов» по СКО. 146 инспекционных выездов было проведено на объекты дорожного строительства и ремонта. По результатам проверок выявлено 123 дефекта и нарушения, из которых 18 устранены на текущий момент, 105 находятся в процессе устранения.
В ходе выездов специалисты филиала отобрали 645 проб дорожно-строительных материалов, из которых 37% не соответствуют требованиям нормативно-технической документации. Основные выявленные несоответствия касаются следующих параметров: водонасыщение, коэффициент уплотнения, зерновой состав, предел прочности на сжатие.
Филиал продолжает системную работу по контролю и мониторингу качества дорожно-строительных работ, а также взаимодействует с заказчиками и подрядными организациями для устранения выявленных нарушений.
Стоит отметить, что с 3 июня 2025 года вступили в силу изменения в правила регулирования деятельности и выполнения функций заказчика (застройщика), утверждённые приказом министра промышленности и строительства РК. В соответствии с новыми требованиями заказчики обязаны проводить экспертизу качества выполненных работ и используемых материалов через уполномоченные организации. Ввод объектов в эксплуатацию осуществляется только при наличии заключения от Национального центра качества дорожных активов.
Изменения направлены на усиление контроля и повышение качества в сфере дорожного строительства. В целом качество автомобильных дорог в Казахстане находится под многоступенчатым контролем, цель которого — обеспечить их долговечность и безопасность. За этим процессом стоят как государственные структуры, так и независимые эксперты.
Кто контролирует?
Ключевую роль играют:
- Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта – главный регулятор.
- Национальный центр качества дорожных активов (НЦКДА) – независимый эксперт, созданный в 2019 году. Он проводит лабораторные испытания материалов, инструментальные обследования и внедряет системы на основе искусственного интеллекта для оценки состояния дорог. В случае нарушений НЦКДА уведомляет ответственные органы.
- «КазАвтоЖол» – управляет республиканскими трассами, осуществляя собственный оперативный контроль.
- Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (Qazjolgzi.kz) – занимается научной поддержкой и разработкой стандартов.
Как происходит контроль?
В Казахстане действует пятиуровневая система контроля качества:
- подрядчик: самостоятельный контроль строительной компании;
- технический надзор заказчика: постоянный контроль со стороны специализированных организаций;
- авторский надзор: контроль со стороны проектной организации на соответствие проекту;
- НЦКДА: независимая выборочная проверка качества работ и материалов;
- государственный архитектурно-строительный контроль: надзор за соблюдением законодательства.
Основные методы контроля:
- лабораторные испытания материалов (битум, асфальт, щебень);
- визуальный осмотр для выявления дефектов;
- инструментальный контроль: измерение ровности (IRI), прочности, толщины слоев и сцепления покрытия с использованием современного оборудования, включая мобильные лаборатории;
- отбор кернов для детального анализа асфальта;
- современные технологии, такие как системы распознавания дорожных состояний (СРДС) на базе ИИ.
Весь процесс регламентируется законами, строительными нормами, а также национальными и межгосударственными стандартами.
Несмотря на все усилия, качество дорог остается актуальной темой для обсуждения, особенно в регионах, что указывает на необходимость дальнейшего совершенствования системы и усиления ответственности.
газета "Неделя СК"
"Эх, дороги!"
26.06.25
Поделиться статьёй: