Девять казахстанских театров бились за звание лучшего на республиканском фестивале спектаклей

Их работы потрясли не только зрителей, но и авторитетных членов жюри. Однако победителями признали наших земляков: обладателем «Гран-при» престижного творческого конкурса стал коллектив Северо-Казахстанского областного казахского музыкально-драматического театра им. С. Муканова. Им вручили сертификат на 1 миллион тенге. Лучшие работники театра, как отметил его директор Биржан Жалгасбаев, будут премированы из средств выигрыша. Остальная часть денег пойдёт на нужды учреждения.

НАГРАДА ЗА ТВОРЧЕСТВО

Нынешний год для театров Петропавловска выдался насыщенным на события. Местные актёры успели побывать в Румынии, Российской Федерации и в регионах Казахстана. Недавно областной казахский музыкально-драматический театр им. С. Муканова взял «Гран-при» на фестивале малых форм, проходившем в городе Оскемене. На обозрение зрителей и судейской комиссии североказахстанские служители Мельпомены представили спектакль «Прегрешение Шолпан». Современная интерпретация истории запутавшейся в себе, в людях, в своей судьбе девушки не могла оставить равнодушными казахстанских театралов. Своей грандиозной победой мукановцы поделились с представителями местных СМИ, собрали для этого пресс-конференцию, как только вернулись в родной город.

- В фестивале малых форм участвовало девять театров – сильнейшие из двадцати, подавших заявки. Они привезли спектакли, поставленные опытными мастерами сцены. Например, столичный русский драматический театр им. М. Горького привёз моноспектакль «Наедине с Пушкиным», режиссёром которого выступил народный артист Кыргызской Республики Сергей Матвеев. Соревноваться с такими соперниками было очень тяжело: нам только-только исполнится 20 лет, а история этих театров пишется почти по сотне лет. Однако так получилось, что нам присудили «Гран-при», - поделился главный режиссёр театра Баатырбек Шамбетов.

Он отметил, что в театральном мире это самая высокая награда, которая даёт соответствующую оценку работе всего коллектива: режиссёра и художника, актёров и технических работников. Всего над постановкой трудилось 12 человек, шесть из них - непосредственно на сцене: артисты Гульдана Аскарова, Дулат Ташкен, Аида Супатаева, Асылхан Разиев, Гульмира Алет и Ислам Жаксылык. К слову, актёрский состав театра довольно молодой, поэтому логичным было ожидать от них современного прочтения пьесы. При этом Баатырбек Рыскулович добавил, что классика актуальна в любые времена – на то она и классика.

- Можно сказать, что классический сюжет мы рассказали понятным современному человеку языком. Повествовательный текст превратили в сценические действия. Ведь самое главное для актёра – действовать на сцене, быть заразительным для зрителя. Эту особенность нашего спектакля жюри и отметило, - рассказал режиссёр.

Впервые эту постановку в мукановском театре представили в июне – на 125-летие Магжана Жумабаева. Его творчество выбрали не случайно: наследие великого поэта и писателя полно театральных символов. Безусловно, великое множество их есть и в драме «Прегрешение Шолпан».

ЛЮБОВЬ ЗЛА…

Главная тема рассказа вынесена в заглавие: Шолпан совершила грех, но… ради чего? Ради любви к мужу. Эта история заставляет задуматься над вопросами чести, долга и верности. А повествует она о следующем. Шолпан вышла замуж за красивого охотника Сарсенбая, и не было предела счастью молодых супругов. Шли годы, а дети в браке не рождались, но это ничуть не огорчало молодую женщину: сердце милого целиком принадлежит ей, а дети, по её разумению, мешали бы их счастью. Однако всё чаще Шолпан стала замечать, как Сарсенбай тянется к аульной детворе: одного одарит сладостью, другого ласково потреплет по головке. Ей пришло понимание того, как хрупко счастье: муж может оставить её, если она не родит. Тогда Шолпан решилась на ужасный поступок – изменить супругу с другим мужчиной – совершить грех для того, чтобы спасти семью. Оттого её одновременно и ненавидишь, и оправдываешь. А что испытывает по отношению к своей героине актриса?

- Прежде чем мы ставим спектакль, у нас проходит читка, где мы всё обсуждаем – от первых слов и до окончаний. Главная героиня оказывается перед выбором: либо Шолпан будет верна мужу, но без детей, и чувства со временем угаснут, либо она пойдёт на этот шаг ради любви. Мне кажется, этим её даже можно оправдать – она хотела иметь полноценную семью для счастья своего мужа. Ведь, как оказалось, вина не в ней, а в нём. Сарсенбай не может иметь детей. Драма заключена во внутренних переживаниях: Шолпан мучается – понимает, что это грех, который она должна сделать, - рассказала Гульдана Аскарова, сыгравшая главную героиню.

Передать внутренние переживания, играя на сцене, - задача не из лёгких, но актриса сумела отлично с ней справиться. В каждое слово, в каждое действие, как призналась девушка, она вкладывала частичку души, ведь только так можно погрузить зрителя в необходимую атмосферу.

- Спектакль должен быть построен на образах. Мы постарались показать этот момент через пустое ведро, которое, говоря мягко, стало символом бесплодия. В словах актёра обозначаются желания, а в интонациях и действиях – переживания, дополнить их можно такими условно-образными решениями, - отметил режиссёр постановки.

К слову, не успели актёры вернуться домой, как вновь окунулись в рабочий процесс. Первый же после возвращения показ этого спектакля был запланирован на второй день после приезда, тогда же прошла и пресс-конференция. Пообщавшись с журналистами, актёры направились в свои гримёрные комнаты наносить грим, переодеваться, настраиваться на нужный лад. Искусство требует постоянной и полной самоотдачи.

ПЛОДОТВОРНО ПОТРУДИЛИСЬ

Надо сказать, что в Оскемен актёры казахского музыкально-драматического театра им. С. Муканова ехали уже победителями. Дело в том, что буквально за несколько дней до получения «Гран-при» им удалось принять участие ещё в одном фестивале, где их труд и творчество получили высокую оценку. Наград в разных номинациях они были удостоены на VІІ Международном театральном фестивале стран Центральной Азии, посвящённом 20-летию Астаны и 120-летию видного государственного деятеля Темирбека Жургенова. На талдыкорганской сцене североказахстанцы представили ещё одну свою работу из разряда классики – спектакль «Карагоз» по произведению Мухтара Ауэзова в постановке Фархата Молдагали, который принёс им ещё один миллион тенге «за лучшую интерпретацию классического произведения». Отдельно отметили артистов театра. Диплом в номинации «За лучшую женскую роль второго плана» и сертификат на 250 тысяч тенге получила Аида Супатаева за роль Мөржан, а в номинации «Үміт» («Надежда») диплом и денежную премию в размере 100 тысяч – Мадина Осербаева за роль Карагоз.

Кроме того, мукановцы в этом году побывали с гастролями в «яблочном» и солнечном городе Алматы. А также им удалось посетить Румынию, принять участие в «Фестивале на бульваре», где они показали свою саунд-драму «86», осуществлённую Фархатом Молдагали. Спектакль вызвал живой интерес у европейской публики. В скором будущем актёры казахского музыкально-драматического театра им. С. Муканова поедут покорять киргизов и татар.

- Уже есть некоторые планы на будущее: получили приглашение на фестиваль «Арт Ордо» со спектаклем «Карагоз» в Бишкек (Кыргызстан), ведём переговоры с Татарстаном, там в следующем году тоже намечается международный фестиваль, - поделился директор театра Биржан Жалгасбаев. – А в декабре готовим премьеру спектакля «Доходное место» по пьесе Александра Островского, режиссёр-постановщик Баатырбек Шамбетов.

P.S. Что интересно, встречу с нынешними обладателями «Гран-при» престижного республиканского фестиваля малых форм не посетили представители областного управления культуры, архивов и документации. А подобные события происходят всё-таки не каждый день. Это всего вторая награда такого достоинства на счету областного казахского музыкально-драматического театра им. С. Муканова за почти двадцатилетний период его деятельности. Поддержать молодой коллектив стоило хотя бы тёплыми словами – поздравить, наставить. Впрочем, это уже совсем другая история.


Ерлан Оразов
газета "Добрый Вечер"
"Прегрешение" на миллион"
29.11.18

Поделиться статьёй: