Депутаты Мажилиса Парламента страны при посещении школ СКО выявили множество проблемных вопросов

Низкая скорость Интернета, а порой и вовсе его отсутствие, слабая материально-техническая база, несоответствие ученического норматива, кадровый дефицит и как результат - слабое качество образования и неблагоприятная образовательная среда. Это лишь малая часть проблемных вопросов, выявленных депутатами Мажилиса Парламента Казахстана.

Теперь перед народными избранниками стоит задача решить эти вопросы на законодательном уровне. Для этого они собрали большой педагогический совет - пленарное заседание, на который пригласили не только директоров школ и специалистов профильных ведомств, но и представителей местной исполнительной власти.

Сократить разрыв

Северный Казахстан стал первым регионом, куда приехала большая делегация депутатов в рамках поручения главы государства по обеспечению всех казахстанских детей качественным образованием и сокращению разрыва между городскими и сельскими учебными заведениями.

Чтобы охватить как можно больше школ, а депутаты в основном объезжали опорные и малокомплектные школы, они разделились на группы и побывали в трех районах. Депутат Мажилиса Парламента Ринат Заитов с коллегами посетили Қызылжар Абай орта мектебі села Петерфельд Кызылжарского района, которая является экспериментальной и находится в доверительном управлении, и побывали в школе села Архангелка.

- Эти две школы не сравнить. Элементарно Интернета нет в Архангельской школе, а в Қызылжар Абай орта мектебі ученикам предоставлены все возможности для обучения. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждая сельская школа была как минимум как Қызылжар Абай орта мектебі, где уровень подготовки педагогов очень высокий. В целом цель поездки - изучение работы школ приграничных районов страны, чтобы сделать выводы, которые помогут модернизировать их, повысить качество образования. Все, что мы увидели, отметили, мы будем анализировать в Парламенте и при необходимости вносить поправки в законы, - рассказал Ринат Заитов. Депутат отметил, что их работа по изучению состояния казахстанских школ охватит всю страну, чтобы каждый ребенок мог получать полноценное образование по международным и мировым стандартам.

Член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Казахстана Нургуль Тау в составе группы депутатов побывала в Токушинской школе-гимназии, которая является опорной, и Тюменской основной школе Аккайынского района. Депутат поделилась, что в селе Токуши учебное заведение не соответствует статусу школы-гимназии. Она отметила, что в кабинете химии элементарно нет воды.

- Нам не понятно, как они там работают. И это опорная школа. Дальше мы поехали в село Тюменка, где работает малокомплектная школа. Я думала, что будет еще хуже, но там очень хорошие условия, люди работают, педагоги молодцы. У них есть выпускница, которая защитила «Алтын белгi», поступила на грант в университет, и ученик, который поступил в школу IQanat. Несмотря на то, что там учится 32 ребенка, там действительно учителя работают, и мы в этом убедились. Да, детей там мало, шестой и седьмой классы обучаются вместе, что неправильно, но результаты хорошие показывают, - поделилась Нургуль Тау. Она отметила, что очень важно сохранить село и школу, улучшать материально-техническую базу и инфраструктуру.

Об этом же в ходе пленарного заседания говорила первый вице-министр просвещения РК Шолпан Каринова. Она привела данные мирового опыта работы таких школ. К примеру, в США один учитель занимается с детьми разных возрастов, и его зарплата в два раза выше. В Швеции крупные школы служат в качестве хаба, а малокомплектные являются «спутниками». В Финляндии организован подвоз детей в крупные школы на расстоянии до 100 километров, а в Канаде даже самую маленькую школу сохраняют, создавая условия, чтобы ребенок жил в семье.

Малокомплект - это не всегда плохо

Шолпан Танатовна отметила, что сохранить школы в Казахстане крайне важно и для этого к каждой из них нужно подходить индивидуально.

- Эта тема очень актуальна, поскольку более 40 процентов школ в стране - малокомплектные. Это такие школы, где учебный процесс организуется особым образом, с наличием совмещенных класс-комплектов. В стране сегодня 1370 школ, в которых есть такие совмещенные классы. Малокомплектные школы имеют определенные проблемы в силу отдаленности и недостаточного количества детей. В таких школах учится 190 тысяч учеников из 3,8 миллиона казахстанских школьников. Это небольшое количество учеников, но это дети Казахстана, и мы должны обязательно обратить внимание именно на вопросы малокомплектных школ. В связи с этим Министерством просвещения Республики Казахстан принимается комплекс мер, - рассказала первый вице-министр просвещения РК. Шолпан Каринова отметила, что особое внимание будет уделено инфраструктурному развитию малокомплектных школ, их материально-техническому обеспечению и наличию квалифицированных педагогов. Дефицит учителей в малокомплектных школах обусловлен небольшим количеством часов и маленькой нагрузкой. Однако Шолпан Танатовна подчеркнула, что малокомплектные школы - это не всегда некачественное образование. Нередко они показывают высокие результаты и достойное качество знаний, что демонстрируют школьники при проведении исследований как странового, так и международного уровня. Так, к примеру, по результатам последнего международного исследования «Чтение с пониманием», которое было проведено в 2021 году, североказахстанские школьники заняли второе место по стране, хотя у нас число малокомплектных школ около 80 процентов.

Шолпан Каринова рассказала, что министерством ведется совершенствование образовательных программ. Они будут включать руководство для учителя и руководство по оцениванию в зависимости от цели обучения. Эти документы помогут сельским учителям совместно планировать и анализировать уроки. Ведь учителям малокомплектных школ сегодня необходимо методическое и менторское сопровождение, а также помощь методических кабинетов.

- Мы сейчас ведем работу по улучшению оценивания. Есть школьное учительское оценивание, есть внутришкольное и второй год проводится мониторинг образовательных достижений, который показывает результаты обученности детей, что очень важно для того, чтобы видеть, насколько правильно оцениваются реально полученные знания детей. На основании единых измерителей мы проводим мониторинг, показываем каждой школе результаты, чтобы работа была проведена по сложным темам. Их нужно определять и точечно помогать для того, чтобы улучшать качество знаний. Еще одно направление - цифровизация образования. Нами начата работа по оцифровке учебников. Уже 80 процентов всех учебников, которые сейчас есть, имеют свои цифровые аналоги. Сейчас поставлена задача, чтобы довести этот показатель до 100 процентов, чтобы у детей был доступ к цифровым учебникам. Но это не значит, что бумажные учебники уйдут. Они останутся как обязательный и необходимый инструмент. Цифровые аналоги должны быть пополнены материалами с виртуальными уроками, виртуальными текстами для удобства детей, - отметила Шолпан Каринова. Она рассказала, что в Актюбинской области уже запущен пилотный проект «Виртуальный учитель», в рамках которого педагоги специализированных школ, гимназий и лицеев ведут цифровые уроки для учеников сельских малокомплектных школ. В дальнейшем данный проект охватит еще пять регионов с большим количеством малокомплектных школ. Однако такие новшества требуют хорошего сигнала Интернета, тогда как его отсутствие в селах или слабый сигнал не позволяет полноценно проводить занятия. Так, к примеру, в Северо-Казахстанской области из 352 малокомплектных школ рекомендациям техстандартов (МСЭ) соответствуют лишь 178, то есть Интернет имеется в 50,6 процента таких школ. Остальные не соответствуют, а в 97 школах отсутствует техническая возможность его проведения. Однако, как подчеркнула первый вице-министр просвещения РК Шолпан Каринова, данный вопрос прорабатывается с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК.

Не должно быть обобщения

В ходе заседания было сказано, что Министерством просвещения приняты новые нормативные документы для руководителей и педагогов малокомплектных школ, согласно которым требования по приему на должность директора такой школы упрощены, а учителя принимаются без прохождения конкурсных процедур. Кроме того, оптимизированы требования к учителям малокомплектных школ, осуществляющим наставничество.

Также были приведены данные по итогам государственной аттестации за 2021-2023 годы в малокомплектных и полнокомплектных школах. Так, средний балл качества знаний обучающихся малокомплектных школ ниже среднего, чем у детей из полнокомплектных школ. К примеру, разница в среднем балле по итогам аттестации у учащихся четвертых классов полнокомплектных и малокомплектных школ составила всего два балла - 19 и 17, соответственно. А у учеников девятых классов - уже семь - 31 и 24 балла, соответственно.

Также участники встречи обсудили такие вопросы, как развитие потенциала сельских школ, обеспечение доступности качественного образования в малокомплектных школах, взаимодействие опорной и магнитных школ для организации качественного образовательного процесса, говорили о важности подготовки педагогических кадров для малокомплектных школ.

Председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК, депутат Асхат Аймагамбетов отметил, что когда идет речь о сельском образовании, разнице в образовании между городскими и сельскими школами, не должно быть обобщения.

- Конечно, эта разница имеется, но если мы сравним качество знаний сельских школ, например, Северо-Казахстанской области и городских школ, к примеру, Кызылорды, Мангистау, Туркестана, то можем увидеть, что качество образования сельских школ СКО выше. Поэтому Мажилис Парламента и Комитет подготовили законодательные поправки, и сегодня с отделами образования, директорами школ, педагогами мы хотим обсудить их, насколько они актуальны, позволяют ли решить проблемы, и выслушать их предложения, - отметил Асхат Аймагамбетов.

На сегодняшний день в Северо-Казахстанской области в 465 школах обучается более 74,5 тысячи школьников. В регионе насчитывается 170 сельских населенных пунктов, где нет школ, и 127 сел, где нет соответствующих нормативам школ. Для 1618 учащихся, проживающих в последних, осуществляется подвоз к 143 близлежащим школам. На еженедельном подвозе - более тысячи учащихся, которые проживают в 50 пришкольных интернатах. Для безопасного подвоза учащихся имеется 143 единицы автотранспорта. В 2023 году планируется приобрести 29 единиц автотранспорта.


Елена Мертюкова
газета "Северный Казахстан"
"О маленькой школе замолвите слово"
23.05.23

Поделиться статьёй: