Делегация культурного центра им. Свами Вивекананды Посольства Индии в РК организовала двухдневный мастер-класс для танцевальных коллективов Северо-Казахстанской областной филармонии

Секретами древнего индийского танца с нашими ансамблями "Мәңгілік", "Туған жер" и «Әдемі-ау" поделилась хореограф культурного центра Видьягаури Адкар. Мастер-классы проходят по всему Казахстану в сотрудничестве с индийской диаспорой и Ассоциацией индийского делового сообщества INCHAM.

Свидетельством укрепления связей между Индией и Казахстаном и их культурного сотрудничества стал совместный концерт артистов Северо-Казахстанской филармонии имени Ақана сері и хореографической группы астанинцев.

…Танцовщицы-астанчанки надевают сари, наносят характерный для индийцев атрибут на лицо - знаменитую красную точку - и все, они готовы к выступлению. Среди них нет профессиональных танцовщиц: учителя, бухгалтеры, домохозяйки… Но всех объединяет любовь к искусству, в частности – к индийской культуре, они с удовольствием занимаются изучением языка, вокала, танцами Страны вечной мудрости.

Оставив на время свои семьи, они поехали по городам Казахстана пропагандировать культуру дружественной страны, полюбив ее традиции, обычаи за красоту, душевность и философское отношение к жизни. Учитель английского языка Жулдуз Исатаева, например, восемь месяцев занималась на языковых курсах, чтобы теперь свободно общаться со своим педагогом на хинди и глубже вникнуть в философскую составляющую танца. Она, прозанимавшись два года, не раз участвовала в танцевальных конкурсах. Кстати, культурный центр финансово стимулирует желание казахстанцев обучаться хореографии, вокалу и другим видам искусства. А отбор учителей танцев ведет коммерческая ассоциация INCHAM - Ассоциация индийского делового сообщества. Трое внуков Гульнар Адамтаевой наверняка следят за успехами бабушки из далекой Америки: ай да ажешка, в прошлом гимнастка, а теперь еще и танцует! «Никогда не поздно танцевать! У нас и 75-летние участницы есть!» - доказывает женщина своими выступлениями с единомышленницами по городам Казахстана. Семей, Шымкент, Костанай, Силантьевка, Боровое, Щучинск… Гульназ Сарсенбаева в мире индийских танцев дольше всех, почти четыре года, с гордостью говорит она. На гастролях маму сопровождает маленький сын, а она утверждает: «Танцы – это удовольствие, любовь к музыке, искусству плюс красивая осанка и женственность».

Танцевальный стаж у многодетной мамы Маржан Сарсенбаевой - всего месяц, но она уже успела оценить возможности этого увлечения. Танцы – это много чего в одном: музыка, красота движений, фитнес, йога, медитация и, конечно же, дружный коллектив. Когда все приходят в центр, как в родной дом, и их встречают такие скромные, доброжелательные люди, как Видьягаури Адкар и ее муж Музаффар молла. Он, кстати, специально приехал, чтобы помочь жене и всем увлекающимся танцем казахстанцам как хореограф и как музыкант: он играет на индийских барабанах - табле - и обучает желающих. По сути, считает Маржан, изучают не только индийские традиции. Происходит объединение и сближение их ценностей с нашими, у нас много общего. Так, казахстанский бренд - танец «Қара жорға» - группа наших индианок исполняет в индийском стиле. Есть танец «Дождь», поставленный индийским хореографом, объединяющий элементы казахской и индийской хореографии. Много общего у нашего кюя с индийским танцем: домбрист играет в стремительном темпе мелодию, а танцовщица передает ритм быстротой движений. «За каждой улыбкой нашего педагога Видьягаури Адкар - труд, она учит передавать настроение танца, атмосферу, лучшие человеческие качества и добрые мысли. Каждое движение, каждый элемент что-то значит (показывает): «Приходи», «Здравствуй», «Ты такой хороший»… И рождается в этом рассказе история любви…». На вопрос, как успевает ездить по гастролям и отпускает ли муж, Маржан просто отвечает: «Муж все понимает и поддерживает: «Если у тебя счастливые глаза…».

Такие же счастливые глаза были у Карине Самудиновой, участницы ансамбля «Мәңгілік», когда она рассказывала о мастер-классе от индийского культурного центра и своем выступлении - ну чем не индианка! - на совместном концерте артистов филармонии и гостей из Астаны.

- 30 октября состоялся мастер-класс индийской делегации для танцевальных коллективов Северо-Казахстанской областной филармонии имени Ақана сері. В программу мастер-классов от обаятельной Видьягаури Адкар, хореографа культурного центра имени Свами Вивекананды Посольства Индии в Республике Казахстан, входило два вида танца и игра на табле – индийских барабанах. Первый мастер-класс посвящен одному из классических видов танца катхак, проходил в хорошем темпе, динамично, очень интересно, на лету пришлось схватывать, несмотря на то что специфика движений другая, много незнакомых положений. Тем не менее с легкостью читали с листа. Второй мастер-класс - на темы танцев Болливуда. Он значительно отличается от первого и лексически, и стилистически, - рассказывает Карине.

К разговору присоединяется художественный руководитель «Мәңгіліка» и хореографической школы танца Михаил Лахтин:

- Да-да, особенно стилистикой. Это одна из разновидностей современного индийского танца, его эстрадное направление. Он для нашей аудитории более понятен, потому что многие смотрят современные индийские фильмы. Эти ритмы зажигают, захватывают. Так что вторую композицию было легче осваивать чисто эмоционально. Первая разновидность классического танца катхак - это школа, а всего существует восемь разновидностей классического танца. Он сложен, в нем каждое движение о чем-то говорит. Нет такого, чтобы просто махнул рукой. Любые позиции, любые положения, группировка кистей и рук уже обозначают какое-то слово, выражение, а если все сложить, получается целый рассказ. Наши танцоры за короткое время успели все это усвоить, постарались полностью перенять манеру исполнения. Самое главное, что это зажгло искорку творчества в душах наших молодых артистов, причем это и высокая ответственность. Выходя на сцену, они должны были продемонстрировать творчество индийского народа, они усиленно занимались и во внеурочное время.

Хореограф ансамбля Ольга Лахтина подчеркнула, что получено официальное разрешение от педагога Видьягаури Адкар, чтобы наш коллектив мог эти два освоенных танца исполнять, это ее постановка, за ее именем.

А Михаил Васильевич пообещал, что два индийских танца обязательно войдут в репертуар их школы-студии: «Мы оденем-обуем танцоров, отрепетируем, все будет с иголочки!».

Между тем Карине Самудинову и других участниц выступления на концерте в фойе филармонии поджидали поклонники их мастерства - студенты-индийцы из СКУ, поначалу не поверившие, что так талант-ливо танцы их народа могут исполнять петропавловские чаровницы. Благодарен художественному руководителю ансамбля танца «Мәңгілік» Михаилу Лахтину за успешно проделанную работу и директор культурного центра имени Свами Вивекананды Посольства Индии в Республике Казахстан Санджай Веди. За короткий срок, а именно - за двухчасовую репетицию, артистки нашего ансамбля переняли хореографию и продемонстрировали лексику индийского танца зрителю нашей филармонии.

А это впечатления от мастер-класса хореографа ансамбля танца «Туған жер» Самата Жумажанова: «Мне как хореографу было очень интересно и познавательно прикоснуться к индийскому танцу непосредственно от первоисточника, увидеть манеру, характер и эмоциональную составляющую индийской хореографии. Зная некоторые движения, было полезно обучиться настоящей манере традиционной индийской хореографии».

Впрочем, творческие коллективы и солисты филармонии поддержали дружественный настрой двух стран на совместном концерте, показав свои национальные наработки. Это и выступления фольклорного ансамбля «Әлқисса», и кобызистки А.Махамбетовой, певцов Б.Есжанова, Д.Курманкиной. Конечно, в центре внимания были танцы. Ансамбли "Мәңгілік", "Туған жер", «Әдемі-ау" в своей многонациональной манере продемонстрировали их многообразие, а группа астанинских танцовщиц ответила индийскими композициями. Ожидаемо овации и интерес вызвало выступление представителей страны-родоначальницы этого прекрасного хореографического вида искусства. Видьягаури под аккомпанемент таблы Музаффара моллы очаровывала нежностью и чувственностью исполнения, удивительно гармонично соединяя в движениях сложные пируэты, высокую скорость исполнения, ритмические узоры с эмоциональной наполняемостью через язык мимики. Ритм задавала табла, а изящные ступни танцовщицы вторили дробью. А по взгляду прекрасных черных глаз мы читали: «Я счастлива, что радую своим искусством ваши сердца». Увидеть такое искусство танца, за которым скрывается скрупулезная работа души и тела, - поистине наслаждение!

И это символично, когда на сцену выходят представители двух культур – индийской и казахской, обмениваясь накопленными духовными ценностями, в основе которых – дружба и счастливое настоящее и будущее народов.


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
"Если у тебя счастливые глаза..."
09.11.23

Поделиться статьёй: