Через месяц с небольшим свою годовщину «отметит» один из коварных и опасных вирусов сегодняшнего дня – COVID-19

Первый его случай был зарегистрирован в городе Ухане Китая в декабре прошлого года. А уже в марте 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку коронавируса пандемией. За это время зарегистрировано свыше 32 миллионов случаев заболевания более чем в 188 странах.

Также известно, что от коронавируса скончалось более 1 миллиона и выздоровело более 24,2 миллиона человек. В последнее время переболевшие КВИ то и дело жалуются на неприятные последствия: искажение запахов, вкуса, выпадение волос и даже панические атаки. Корреспондент «ДВ» пообщалась с десятками переболевших КВИ североказахстанцев. Истории реальных людей, рассказанные в сегодняшней публикации, доказывают: коронавирус не так безвреден и имеет ряд осложнений, которые появляются даже через несколько месяцев после выздоровления.

COVID-19 И РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

Екатерина Иванова (данные изменены по просьбе респондента) заразилась коронавирусом в конце июня. Девушка отметила, что первую неделю заболевания перенесла довольно тяжело: постельный режим, небольшое повышение температуры, сильная слабость и потеря аппетита. На фоне КВИ у Кати произошла интоксикация организма.

- Когда я почувствовала недомогание, то сразу же обратилась на фильтр в поликлинику по месту жительства. У меня взяли анализы, после чего я дома неделю лежала пластом. Результаты теста так и не были готовы. Мне поставили предварительный диагноз «ангина» и назначили кучу препаратов, - вспоминает Е. Иванова. Когда Кате стало совсем плохо, она вызвала домой службу «скорой помощи». Фельдшер осмотрел больную и предположил, что у нее неподтвержденный коронавирус. В итоге Екатерину доставили в провизорный стационар аула Бесколь, потому что городские стационары были переполнены.

Приехав в стационар Бесколя, Катя увидела, что перед медучреждением стоит восемь карет «скорой помощи». В машине,где находилась сама девушка, было довольно холодно. Попросив включить печку, она сообщила фельдшеру, что больше не в силах ждать своей очереди - настолько плохо себя чувствовала.

- Прождав сорок минут, я стала звать фельдшера и говорить ему, что мне ужасно плохо. Он не поверил, но я предупредила, что сейчас могу упасть в обморок. Что и произошло. Очнулась я уже тогда, когда меня занесли на носилках, по всей видимости, в реанимационное отделение. На меня сразу же надели кислородную маску, привели более-менее в чувство, после чего меня принял врач, - делится Е. Иванова.

Катя отметила, что у нее не было ни кашля, ни пневмонии, ни высокой температуры. Лишь мучила ужасная слабость. Врачи назначили ей лечение, капельницы. В больнице Екатерина находилась ровно неделю. Именно здесь началось что-то непонятное. У девушки постепенно нарастало чувство тревоги. Она не могла спокойно лежать, сидеть, лишь ходила из угла в угол и просила врачей, чтобы ей поставили какие-нибудь успокоительные уколы.

- Врачам я жаловалась, но там их было всего лишь двое. Они работали посменно и занимались больными, страдающими пневмонией и находящимися на аппаратах ИВЛ. Конечно, им было не до моей головы. Лишь просили меня успокоиться. Физически я шла на поправку, а морально мне было тяжело. Я уже пыталась хоть как-то отвлечься, потому что меня преследовали навязчивые идеи, - рассказывает Е. Иванова.

Екатерина не выдержала и позвонила супругу с просьбой забрать ее домой. В выписке у Кати стоял диагноз «легкая коронавирусная инфекция». Вернувшись домой, Катя почувствовала, что ей снова становится плохо. Дошло до того, что она уже даже не могла ни пить, ни есть.

- Это было страшное состояние. Какая-то тревога, сердце колотилось. Мы вызвали «скорую помощь». Фельдшер провела обследование и сказала, что физические параметры у меня в норме. И тут я чувствую, как у меня отнимаются ноги и руки. Я не могу понять, что происходит, начинаю кричать, плакать. Мне казалось, будто я умираю. Дети и супруг сильно перепугались, видя мое состояние. Я умоляла фельдшера забрать меня в больницу, она отказала, поскольку физически я была здорова. Посоветовала проверить щитовидную железу и прочие органы, поискать причину в голове. После чего карета «скорой помощи» уехала от нас, - вспоминает Е. Иванова.

Спустя час Ивановым снова пришлось вызвать врачей на дом. Молодой фельдшер осмотрел девушку и посоветовал ей пропить какое-нибудь успокоительное, а также посетить психиатра и невропатолога. Всю ночь Катя пила снотворное, но тщетно: уснуть ей так и не удалось. Девушка ходила из комнаты в комнату, разговаривала сама с собой, била себя по рукам и ногам. Утром семья Ивановых решила вызвать домой психиатрическую «скорую помощь».

- Молодой парень осмотрел меня и сказал, что я не сошла с ума, иначе я бы этого не понимала. И предположил, что у меня на фоне болезни началось расстройство личности. После этого прописал препараты, без которых я не могла существовать какое-то время. Панические атаки у меня продолжались дня три. Я не могла уйти дальше своего дома, подъезда, мне казалось, что я умру. Благодаря супругу я постепенно училась преодолевать расстояние. Слава Богу, все это прошло. Я сразу же выбросила таблетки и стараюсь больше не думать о плохом, - делится Е. Иванова.

Сейчас родители девушки болеют пневмонией и находятся в больнице. Екатерина признается, что у нее есть страх повторно заразиться коронавирусом, поскольку такие случаи в мире уже имеются. Ей невыносимо думать о том, что ее организм вновь подвергнется паническим атакам.

ПОСЛЕДСТВИЯ КВИ НЕ ЛЕЧАТСЯ

Хотим рассказать еще одну историю, которая произошла с молодой жительницей Петропавловска Еленой Фоминой. В июле она, как и предыдущая наша героиня, переболела коронавирусной инфекцией в легкой форме. Из симптомов у женщины были лишь небольшая одышка, кашель и слабость. А через неделю пропало обоняние от слова «совсем»: запахи окружающего мира для Елены Фоминой стали совершенно неощутимыми.

Обратившись к врачу и пройдя назначенное лечение, через некоторое время молодая женщина почувствовала себя значительно лучше. Осталось лишь перетерпеть отсутствие обоняния и снова стать полноценным человеком. Еда казалась ей безвкусным месивом. А еще Елену постоянно мучил страх от одной только мысли, что она больше никогда не почувствует ароматы этого мира. При этом ни о каком насморке или заложенности носа не шло и речи, да и аллергическим ринитом, по словам героини нашей публикации, она никогда не страдала.

- Спустя три недели я начала чувствовать слабые запахи. Это стало для меня большой радостью, вселило веру в то, что всё наладится и я заживу прежней жизнью. Прошло чуть больше месяца с момента заражения, как я в полной мере стала понимать, как и чем «пахнет» этот мир. Наконец-то я могла спокойно выдохнуть, ведь коронавирус был побежден. Спустя еще несколько недель я начала замечать, что меня преследует навязчивый запах табачного дыма. Это продолжалось две недели. Например, я сидела на диване в спальне и чувствовала, как пахнет сигаретой, будто кто-то курит у моего изголовья. Спрашивала у близких, замечают ли они этот неприятный запах, на что получала отрицательные ответы. Со временем прошло и это, - отмечает Е. Фомина.

По словам Елены, в октябре началось самое страшное. Она готовила ужин и вдруг почувствовала, что вареное мясо дурно пахнет. Сначала расстроилась, решив, что они с супругом купили в мясной лавке несвежий продукт. Но когда муж заявил ей, что мясо на вкус свежее и приятно пахнет, женщина была удивлена. С того дня она перестала есть мясо. Чуть позже Елена заметила, что таким же неприятным запахом отдают зубная паста, парфюмерия, а, к примеру, жареные семечки и орехи имеют аромат, схожий с запахом человеческой урины.

- Я не стала обращаться к врачам. Думала, что это временно и пройдет само собой. Потом почитала в Интернете, с чем может быть связано искажение запахов. Там говорилось, что неплохо было бы пройти УЗИ-диагностику печени и поджелудочной железы. Что я и сделала, обратившись в частную клинику. Врач отметил, что я полностью здорова. И в этот же день я наткнулась в одном из местных интернет-пабликов на пост о том, что девушка из нашего города так же страдает от невыносимого запаха, исходящего от мясных продуктов. Каково же было мое удивление, когда под этой публикацией десяток жителей Петропавловска оставили комментарии, в которых жаловались на искажение запахов и вкуса. И, как оказалось, причиной этого, вероятнее всего, является перенесенный ранее COVID-19! – заявляет моя собеседница.

Елена Фомина решила поискать отзывы людей в Интернете и удивилась еще больше, когда на одном российском сайте прочитала, что уже более двух тысяч россиян пожаловались на искажение запахов после коронавируса. В большинстве случаев начинается все это через несколько месяцев после болезни. Люди со всего мира до сих пор делятся своими историями на различных интернет-площадках, от которых порой становится не по себе. К примеру, двадцатипятилетний алматинец, перенесший КВИ, утверждает, что сейчас мясо и яйца напоминают ему вкус тухлятины. А одна россиянка отметила, что ее повсюду преследует запах сырников и протухшего шампуня для волос.

- Я даже не смогу описать, чем пахнет мясо, потому что такого запаха не существует в природе. Будто какая-то какофония неприятных ароматов. А недавно я прочитала историю медика из Америки, которая заметила, что после болезни у нее стали пучками выпадать волосы. И все сразу же встало на свои места. Дело в том, что и у меня такая же проблема. Мой густой волос за месяц поредел где-то на тридцать процентов. Врачи говорят, что облысение после коронавируса может произойти на пятьдесят процентов. Это меня пугает. Еще они склоняются к тому, что волос выпадает из-за стресса, перенесенного в ходе заболевания. В любом случае я надеюсь, что все это пройдет в ближайшие пару месяцев. К сожалению, на сегодняшний день лечения последствий КВИ не существует. Остается лишь ждать и верить в лучшее. Мясо я не ем уже месяц, волосы по-прежнему выпадают. Пришлось отказаться от многих любимых продуктов, потому что пахнут они для меня ужасно, - жалуется героиня нашей публикации.

ВОПРОС БОЛЬШОЙ И СПОРНЫЙ

Еще одна героиня нашей публикации - Юлия Даутова - рассказала нам, что у нее коронавирус прошел практически бессимптомно. Главным признаком болезни была полная потеря обоняния. Чуть позже Юля заметила, что у нее появилась небольшая одышка.

- Я не могла дышать полной грудью, как раньше, - вспоминает Ю. Даутова. – Эти ощущения были мне знакомы, ведь я раньше часто болела бронхитом и пневмонией. Вскоре у меня все нормализовалось. Обоняние вернулось спустя три недели после перенесения КВИ. Правда, не полностью, где-то на пятьдесят процентов. Через месяц оно стало снова ухудшаться, и я начала чувствовать непонятные, искаженные запахи. Например, мне казалось, что мой шампунь протух. Все предметы, куда были добавлены химические ароматизаторы, также имели тухлый запах. А потом появился навязчивый запах табачного дыма, который преследовал меня везде и всюду. Это длилось недели три, потом, к счастью, прекратилось.

К врачам Юлия Даутова не обращалась, поскольку давно приняла ту версию, что лечения от КВИ не существует. Она лишь читала информацию, предоставленную докторами доказательной медицины, и знакомилась со стандартами лечения ВОЗ, где говорится о том, что от COVID-19 волшебной пилюли пока что нет. С момента заболевания прошло уже четыре месяца. Сейчас Юлия чувствует себя нормально.

Воздействие COVID-2019 на организм полностью пока не изучено, ведутся клинические испытания. Идет работа по изучению не только осложнений, но и последствий перенесенного коронавируса. Однако в различных исследовательских центрах в США ученые уже пришли к выводу, что болезнь наносит удар по всему организму человека, а ее негативные последствия могут сказываться еще много лет. Врач-терапевт одной из санкт-петербургских медицинских клиник Ирина Тихонова в одном из своих интервью заявила, что последствия КВИ могут быть как отдаленные, так и быстротечные. Отдаленные могут проявиться через полгода, год и даже пять-десять лет. Этого никто не знает, потому что действие коронавируса на организм человека в полной мере пока не изучено. Последствия могут быть разнообразные: потеря чувствительности, потеря и извращение обоняния, нарушение периферического кровоснабжения конечностей и головного мозга.

Тем временем россияне уже создали в чате Telegram группу «Рoslecovida», где делятся своими странными ощущениями и наблюдениями. Пока говорить о том, что из двух тысяч участников кому-то удалось избавиться от неприятных последствий КВИ, не приходится. Когда все это прекратится, не знает никто. И прекратится ли вообще – вопрос пока большой и спорный.


Елена Чмель
газета "Добрый Вечер"
"Чем пахнет COVID-19?"
05.11.20

Поделиться статьёй: