Чего нам ждать от наших дорог

Справедливости ради нужно сказать, что ситуация, конечно, меняется в лучшую сторону, но очень медленно: пять лет назад соотношение между хорошими и плохими дорогами в регионе составляло 50/50. К концу текущего года долю хороших собираются довести до 65%.

Балахонцев проинформировал, что в 2019 году на ремонт и содержание автодорог местного значения запланированы средства в сумме 18,1 млрд. тенге, в том числе 14,2 млрд. – из республиканского бюджета. Аким области Кумар Аксакалов подчеркнул, что развитие транспортной среды – одно из условий эффективного развития региона, и отметил, что суммы, выделяемые на ремонт всех дорог в регионе, ежегодно увеличиваются: если в 2017 году из всех источников было выделено 21 млрд. тенге, то в 2018-м – 33 млрд., а в 2019-м рекордная сумма – 37 млрд. тенге. Как результат – за последние три года в 128 населенных пунктах 62 тысячи жителей получили отремонтированные дороги.

ХОТЯ БЫ ТУАЛЕТ ПОСТАВЬТЕ

А вот состояние объектов придорожного сервиса оставляет желать лучшего. Как сообщил директор Северо-Казахстанского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Болатбек Айтбаев, вдоль дорог республиканского значения на территории области имеется 115 объектов придорожного сервиса, из которых национальному стандарту соответствует всего 36 (31%), в том числе категории «С» соответствует 24 объекта (пункты питания), категории «Д» – 12 объектов АЗС.

- Не соответствует категориям 79 объектов (69%). Филиалом совместно с АО «НК «КазАвто Жол» и акиматом СКО были разработаны схема размещения объектов дорожного сервиса и меры по приведению их в соответствие требованиям стандартов. Направлены письма в акиматы районов и г. Петропавловска с указанием объектов сервиса, подлежащих приведению к стандартам. Такие же письма направлены владельцам АЗС и АГЗС. Из числа последних 53 объекта не соответствуют требованиям стандартов. Между тем для соответствия стандартам достаточно оснастить их модульными туалетами и организовать пункт розничной торговли в помещении заправки. Это позволит довести уровень соответствия категориям «С» и «Д» объектов придорожного сервиса до 77% от общего их числа, - пояснил Болатбек Айтбаев.

ГОСУДАРСТВО ГОТОВО ВМЕШАТЬСЯ

Аким области Кумар Аксакалов отметил на коллегии, что есть «масса вопросов» к городским перевозчикам, в том числе и по внешнему виду автобусов.

- Получаем массу жалоб. В 2016 – 2018 гг. автобусный парк Петропавловска обновлен на 32 единицы, это всего 10% от существующего парка - очень мало. Есть резервы, что мы можем сделать? Прежде всего это разработка проектно-сметной документации. Мы проанализировали деятельность проектных компаний: с 2015 года с ними заключено порядка 32 договоров. Это шесть проектных организаций, и только одна работает на территории нашей области, остальные – не из нашего региона. Штат компании 12 человек, из которых только шесть занимаются непосредственно разработкой ПСД. Посмотрели ПСД – старые методы работы, никаких инноваций. Сегодня в мире в любой отрасли очень много нового внедряется – более качественные и эффективные материалы предлагаются, современные технологии. У нас же все по старинке, ничего нового не происходит. Надо создать рабочую группу, которая изучила бы все, что сегодня в мире есть передового, на предмет применения в нашей области новых технологий. Я не вижу в этом направлении системной работы.

Он поручил председателю Ассоциации перевозчиков «СКО автотранспортный союз» Галине Семеновой разработать четкий план по обновлению парка – за счет чего это можно сделать в текущем году.

Она, в свою очередь, объяснила, в чем причина такого положения дел.

- У перевозчиков, уже имеющих большие кредиты, нет залогового обеспечения для новых кредитов, и банки не дают одобрения заявок. Поэтому так медленно двигаемся, - сказала Семенова.

Глава региона, однако, сообщил, что если ситуация не изменится – государство вмешается в этот бизнес.

- Мы готовы создать предприятие через СПК с государственным участием, но это нежелательно делать. Государство – нехороший менеджер, частник должен работать сам. Но если вы такими темпами будете обновлять парк, то мы вынуждены будем идти в этот бизнес и создавать государственное предприятие. Тогда государство будет закупать автобусы. Но вам это не нужно, т.к. у вас будет меньше работы, - резюмировал аким.

НИ КОНТРОЛЯ, НИ КАЧЕСТВА

Качество проводимых работ – еще одна больная тема. По словам главы региона, очень много сил уходит на то, чтобы привлечь финансы в нашу область. И должен быть контроль за их использованием.

- Должного контроля не видим со стороны заказчиков – управления, госорганов, и непрофессионализм отдельных подрядных организаций тоже налицо. Каждый год в работе компаний, которые выигрывают тендеры, выявляются недостатки. В 2015 году после ремонта дороги «Антоновка – Лавровка – Горное» были нарушения. В 2017 году это дороги «Саумалколь – Новоиишимское», «Астраханка – Смирново – Киялы – Алексеевка», в 2018 году некачественно проведены работы по ремонту дорог подъезда к санаторию «Солнечный ВИП» «Келлеровка – Южное». Таких фактов очень много, - заверил аким.

Он считает, что контроль качества работ по среднему и текущему ремонту - не на должном уровне. Есть факты, когда подрядные организации в целях получения максимальной выгоды используют материалы непонятного происхождения и качества. Входной контроль качества материалов, по мнению главы региона, осуществляется тоже не должным образом. Аксакалов поручил усилить меры по контролю качества материалов и актов скрытых работ своему заместителю Антону Федяеву и руководителю управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Владимиру Балахонцеву.

- В области работает всего две дорожные лаборатории, одна из которых - только в рамках госзаказа. Вторая перегружена, и многим компаниям приходится заказывать проверку материалов в других регионах страны. Второе: какова техническая оснащенность этих лабораторий, кто проанализировал, соответствуют ли они всем требованиям? Проведите досконально ревизию на предмет их технической оснащенности - это важнейший вопрос, - подчеркнул аким.

Он раскритиковал и деятельность подрядных организаций. Объемы выполненных работ в рамках госзаказа за четыре последних года увеличились в 2,2 раза, но это не сказалось коренным образом ни на повышении зарплат работникам, ни на увеличении сумм уплаченных налогов.

- ТОО «Гегарт» за 2017 год умудрилось заплатить налогов всего на полтора миллиона тенге, имея объем работ 526 млн. тенге. Компания продолжает работать, и в 2018 году при объеме работ 313 млн. тенге выплачивает налогов всего 12,6 млн. ТОО «Компания Best Строй Петропавловск» в 2017 году заплатило 2,5 млн. налогов, выполнив работ почти под миллиард тенге, 9,8 млн. тенге – в 2018-м. В конце прошлого года мы проанализировали деятельность 100 компаний с доходом свыше миллиарда тенге в год. Вы тоже попадаете в их число. Доходы увеличиваются, а заработная плата у людей не растет. Обновления средств не происходит, куда уходят деньги? Это тема для разговора и более внимательного разбирательства. Аналитика очень простая, все лежит на поверхности, - отметил Кумар Аксакалов.

Он напомнил, что в законе о госзакупках, который начал работать 1 января, одним из главных критериев оценки деятельности компании будет уплата налогов. Если две компании набрали одинаковое количество баллов, то предпочтение на тендере будет отдано той, которая больше заплатила налогов. Это главная оценка деятельности.

- Рост доходов должны ощущать работники этих предприятий прежде всего. Если в одном из предприятий, согласно отчетности, средняя заработная плата 233 тысячи тенге, то в другой – всего 15,9 тыс. тенге. Куда это годится? Вы даете повод для проверок, которые находят намного больше, чем лежит на поверхности, - подчеркнул глава региона.


Диана Слинькова
газета "Добрый Вечер"
"Чего нам ждать от наших дорог"
31.01.19

Поделиться статьёй: