Братья Калдыровы - ремесленники на все руки

Уже более двадцати лет резьба по дереву - смысл и образ жизни семьи. С легкой руки мастеров на свет появляются красивые предметы посуды и кухонной утвари в национальном стиле – астау, сервизы для кумыса, ожау (черпаки) для сорпы и многое другое. Младший брат Болат рассказал корреспонденту «ДВ» о любимом деле и планах на будущее.

Все начинается с семьи

С Болатом я познакомилась на выставке, которая проходила в рамках форума приграничного сотрудничества России и Казахстана. Работы мастера вызвали восторг и восхищение. Все-таки творчество – это один из лучших способов человечества сделать окружающий мир прекраснее. Мужчина с удовольствием рассказал о резьбе по дереву и о своем увлечении. Через какое-то время я связалась с мастером, уж очень захотелось узнать тонкости необычной работы и семейные секреты успеха.

Наше интервью началось с воспоминаний родом из детства. Болат уверен, что «виновницей» их тяги к прикладному искусству стала бабушка – Уазипа Мухамедиаркызы. Мужчина с благодарностью вспоминает детские годы, ведь бабуля своим трудолюбием, любовью, верой в Бога, тактом и харизмой заложила в них много прекрасных качеств. В семье Калдыровых девять детей – шесть мальчиков и три девочки. Главе семейства и его супруге в то нелегкое время приходилось много работать, чтобы содержать большую семью. Набиолла Кабиболлаулы трудился главным бухгалтером, Кульсара Исабайкызы была разнорабочей. Потому Уазипа Мухамедиаркызы взяла внуков под надежное и теплое крыло.

- У бабушки было довольно мягкое воспитание, - делится Болат. – Мы ни разу не слышали, чтобы она кричала или ругалась на кого-то. Бабушка была очень уравновешенным и верующим человеком, пять раз в день читала намаз.

Уазипа Мухамедиаркызы приучала своих внуков к труду с самого детства. В свои восемьдесят пять лет она ходила за ягодой, брала с собой и ребятишек. В то время как другие дети купались в котловане, играли и наслаждались беззаботным детством, братья и сестры занимались делом.

Бабушка Калдыровых, ко всему прочему, была еще и мастерицей на все руки: из шкурок животных шила шапки, варежки, валяла кошму, вязала алашу, варила мыло. Всеми этими умениями и рецептами она щедро делилась со своим потомством, чтобы в дальнейшем они могли делать полезные и натуральные вещи. В возрасте девяноста четырех лет Уазипа скончалась, но в сердцах любящих внуков навсегда оставила памятный след. С теплотой Болат отзывается и о дедушке. Кабиболла Сыздыкулы в прошлом фронтовик, в ходе боевых действий получил контузию, вследствие чего частично лишился слуха. Он тоже занимался ремеслом (изготавливал конную упряжь) и был муллой.

Так уж повелось, что стремление к творчеству передается из поколения в поколение. И совсем не удивительно, что у таких работящих умельцев выросли талантливые потомки. Сестры Калдыровы выбрали стезю под стать женской натуре: старшая Алма преподает в школе химию и биологию, Алтын тоже учительствует и шьет национальные платья, Гаухар вяжет.

- Алма уже вышла на пенсию, но до сих пор продолжает работать, настолько любит свою профессию, – говорит Болат. – Гаухар у нас хлебом не корми, дай только ей повязать (смеется). Самая творческая среди сестер – Алтын. А мы с братьями уже более двадцати лет увлекаемся резьбой по дереву.

К сожалению, отца Калдыровых не стало в 2006 году. До сих пор его уход отзывается болью в сердце ребят. И каждый день они благодарят Всевышнего за то, что рядом с ними живет и здравствует любимая мама. И когда в очередной раз Кульсара Исабайкызы слышит о своих талантливых детях по радио, видит родные лица по телевизору и в газетах, она гордится их достижениями и успехами. Болат говорит, что они будут всегда благодарны за достойное воспитание и правильный жизненный путь.

- Мы ни у кого не воруем, никого не обижаем, не принуждаем. Живем простой и честной жизнью, – признается Калдыров-младший.

Творческая натура

Развивать семейное дело выпало на долю старших братьев – Каирлыбека (его, к сожалению, уже нет в живых) и Айдарбека. В далеком 1991 году они начали создавать игрушки из дерева, которые меняли бартером на сахар, муку и прочие продукты питания. Затем перешли на изготовление посуды в национальном стиле. Двенадцатилетний Болат приходил в мастерскую, пробовал себя в резьбе: выполнял в основном черновую работу, помогал шлифовать и мастерил небольшие поделки. В 2007 году решил заняться этим делом на более серьезном уровне. До этого пробовал себя в государ-ственной службе, но творческая натура взяла верх, и уже более десяти лет Болат все свое время посвящает изготовлению полезных и качественных вещей.

Одно время у Калдыровых функционировали две мастерские – одна в родном селе Уваковском (район Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области), другая – в Петропавловске. Ее открыли Каирлыбек и Болат. Но когда старший брат скончался, Болат понял, что ему не по силам тянуть это дело в одиночку. Тоска по брату, аренда, маленькие объемы выполненных работ – из-за всех этих причин цех пришлось закрыть. Поэтому сейчас Болат вахтовым методом работает в сельской мастерской. Пять дней в неделе трудится с братьями – Азаматом, Манарбеком, Оразбеком и Айдарбеком, а на выходные приезжает в Петропавловск. Айдарбек живет в городе Булаеве, но продолжает совершать трудовые визиты в родные пенаты. Когда ему все надоедает, возвращается домой, берется за кисти и пишет замечательные картины. Манарбек тоже не сидит без дела: он вплотную занялся разведением скота. Но во время больших заказов бросает все и мчится на подмогу родным.

Свои чудесные поделки братья мастерят в обычном кирпичном домике. В качестве оборудования выступают наборы инструментов для ручной работы, дрель и несколько станков: для обтачивания инструментов, фуговальный и циркулярный. Наборы состоят из ста пятидесяти инструментов - резаков, клюкарз, стамесок и т.д. Чем сложнее работа, тем больше требуется инструментов.

- Хотелось бы улучшить оборудование, закупить более усовершенствованные станки для выполнения черновой работы. К сожалению, на это надо много денег – от трех до двенадцати миллионов тенге. Пока у нас таких возможностей нет. Но надеюсь, что мы дойдем до этого! - поведал Болат.

Итак, как же протекает процесс подготовки материала и создания из него кухонной утвари? Болат отмечает, что в своей работе они с братьями используют преимущественно березу. Известно, что она входит в число благородных представительниц флоры.

- Мне кажется, береза – единственный вид дерева, которое благодаря содержанию в нем сока не дает вкуса при соприкосновении с пищей. Например, тополь и осина могут придать горечь еде. Кроме того, береза по составу очень плотная и прочная. Поэтому во многих музеях до сих пор стоят березовые астау, которые со временем закостенели, - поясняет ремесленник.

Когда дерево попадает в заботливые руки мастеров, те быстро оценивают его состояние. Кастинг не проходят материалы с наличием трещин, поскольку Калдыровы в своей работе не используют клей. Также отметаются стволы с сучками и плохой на вид корой, поскольку она может свидетельствовать о гнилой сердцевине. Чаще всего в ход идет нижняя часть дерева – комель. Из него получаются отличные и качественные изделия.

После того как дерево выбрано и куплено, мастера его распиливают, опускают в соляной раствор. Соль делает березу крепче, вытесняя из него ненужную влагу. Затем дерево предают сушке. Ее время длится от нескольких недель до месяца, в зависимости от сложности работы. И только после всего этого начинается резьба. Будущее изделие шлифуется, покрывается морилкой (по желанию клиента), сверху наносятся пищевой лак и конский жир, чтобы астау не впитывало влагу. Если произойдет обратное, дерево может лопнуть.

Экологически безопасна

Пришло время поговорить о самих изделиях, созданием которых увлекаются братья Калдыровы. Главным произведением их искусства по праву можно назвать астау – исконно казахскую деревянную посуду, предназначенную для подачи бесбармака, плова, мяса, головы барана. С блюдом связан один из казахских обычаев: перед рождением малыша глава семейства заказывал у ремесленника астау. Когда ребенок вырастал и создавал свою семью, родители одаривали сына или дочь этой посудой. Согласно поверью блюдо обладало магической защитой от всего нехорошего.

Сегодня на небольшом и неглубоком деревянном астау хозяин дома преподносит самому уважаемому гостю приготовленную голову барана. Гость принимает ее и затем разделывает на части, которые делит между остальными гостями. Например, он отрезает уши (кулак) и подает их молодым мужчинам с пожеланиями быть внимательными, нёбо (таңдай) – девушкам или молодым женщинам: благодаря этому они будут трудолюбивыми, красноречивыми. Таким образом, почетный гость отрезает от головы мясо небольшими кусочками и раздает его остальным.

Главное преимущество экологического табака – в таком блюде бесбармак дольше не остывает, а древесина придает нарядный вид праздничному столу. Каждое блюдо расписано красивыми узорами и казахским орнаментом, на них нанесены изображения верблюда, барана, лошади или степного беркута. К вопросу хранения и мытья посуды стоит подходить основательно: не замачивать в воде, не мыть в посудомоечной машине, после мытья тщательно вытереть и смазать растительным маслом. Также нельзя хранить астау в пакетах, возле обогревательных приборов и под прямыми солнечными лучами.

На вопрос о том, большой ли доход приносит семейное дело, Болат заметил, что у них, как у художников – то пусто, то густо, несмотря на то что работы далеко не дешевые. Цены колеблются от двадцати до ста и более тысяч тенге. Все зависит от того, сколько времени, усилий и материала уходит на блюдо. В среднем на изготовление требуется двадцать и более дней.

- Мы можем три месяца просидеть и занимать деньги на хлеб, но потом реализовать всю продукцию за месяц, - говорит мастер. – Я как самый младший стараюсь участвовать в различных выставках. Езжу в большие города – Алматы, Астану, Тараз, Атырау. Стараюсь давать хорошую рекламу в Интернете. Люди звонят из разных городов, заказывают наши изделия.

География заказов не ограничивается только казахстанскими городами. Шикарную кухонную утварь в качестве презентов часто приобретают люди из разных уголков России, несколько работ улетело в Германию. Поступали заказы даже из Египта и Италии. И это не удивительно: посуда, помимо того что является красивой частью интерьера, еще и экологически безопасна.

В планах – развивать народное ремесло

Однажды Болату и его братьям предложили принять участие в Международной выставке шейха Заида в столице Объединенных Арабских Эмиратов – Абу-Даби. К сожалению, у ребят не было в наличии готовых работ, и они были вынуждены отказаться от столь заманчивого предложения. Зато несколько лет назад участвовали в областном конкурсе-выставке «Лучший товар Казахстана», где заняли достойное место. Республиканский тур не прошли всего лишь из-за несостыковок в документах. Однако это не так трагично. Находится немало истинных ценителей их произведений искусства. К примеру, на выставке в Астане человек отдал сто восемьдесят тысяч за национальное блюдо астау! Болат вспоминает, как издалека вез березу, чтобы создать столь дорогую вещь. Говорит, хотелось бы повторить работу и даже выполнить ее на более достойном уровне, однако пока не может найти такое же хорошее дерево.

- Когда поступает заказ, я начинаю работать параллельно над тремя заготовками. Потому что существует риск брака. В ходе работы внутри дерева может обнаружиться определенный дефект, вследствие чего изделие треснет. Приходится выкидывать материал. Жаль, нет сканирующего аппарата, так бы было изначально понятно, подходит ли дерево для работы или нет, - жалуется Болат.

Подрастающее поколение Калдыровых – дети и племянники – тоже часто наведываются в мастерскую. Там они с интересом занимаются черновой работой, шлифовкой – словом, всем тем, с чего когда-то начинали их отцы и дяди. Болат заверил, что когда у него будут собственные дети, он обязательно научит их мастерству резьбы по дереву. В планы молодого человека входит не только это. Болат признался, что сейчас осуществляет мечту – строит в селе Прибрежном своими руками дом и мастерскую. На очереди еще одна – прививать подрастающему поколению посредством народного ремесла культуру казахского народа и обучать навыкам резьбы по дереву.


Елена Чмель
газета "Добрый Вечер"
"Мастерская Калдыровых"
20.12.18

Поделиться статьёй: