Более 40 человек стали участниками летнего лагеря, организованного в рамках проекта «Инклюзивное образование для всех» объединением людей с инвалидностью «АРДОС-Жүрек»

Для его участников провели интерактивный тренинг, тимбилдинг, спортивную эстафету и угостили вкусным обедом на свежем воздухе в «Грин-парке».

Проект «Инклюзивное образование для всех» реализуется в рамках программы экстренной помощи «Qolda 4.0» при финансовой поддержке Фонда Евразия Центральной Азии при партнерстве компании «Шеврон». Как рассказал руководитель ОЮЛ «АРДОС-Жүрек» Акжан Карим, данный проект показал реальную картину развития инклюзивного образования в Казахстане. Он отметил, что при поддержке управления образования в школах и колледжах региона (в том числе в районах) его команда провела 10 практических тренингов «Смотри на меня как на равного». Студенты и школьники отвечали на вопросы, знакомились с этикой общения с людьми с инвалидностью и на практике научились оказывать ситуационную помощь людям с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения.

- Такие встречи и практические тренинги воспитывают социальную ответственность среди школьников, помогают создавать здоровую конкурентную среду для детей с особыми образовательными потребностями. Мы можем сказать, что дети и студенты готовы к инклюзии, они максимально открыты и на вопрос: что будет, если в класс придет ученик с инвалидностью, дети ответили, что будут к нему относиться так же, как ко всем. То есть у детей в голове нет ограничений, они готовы к инклюзии, - рассказал Акжан Карим. Он поделился, что вопросом внедрения инклюзивного образования занимается не первый год. Со своими единомышленниками Акжан организует различные социологические исследования и мониторинги. Один из последних провели в рамках проекта «Инклюзивное образование для всех». В нем было задействовано более 150 объектов образования по всему Казахстану. По предварительным данным, 85 процентов объектов образования не имеют физической доступности, из-за чего человек с той или иной степенью инвалидности не может попасть в учреждение образования. Более 90 процентов объектов образования не имеют специального оборудования для качественного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, наблюдается нехватка специальных педагогов, таких как педагог-ассистент, дефектолог, сурдопедагог. Только в нашем регионе из четырех тысяч детей с инвалидностью лишь половина обучается в общеобразовательных школах, другая половина - на дому либо в специальных учреждениях образования.

Акжан Карим рассказал, что его команда также провела опрос среди 1650 педагогов в сфере инклюзивного образования. 60 процентов из них рассказали, что не проходили курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию и хотели бы получать информационно-ресурсную поддержку. Акжан поделился, что результаты мониторинга будут направлены в Министерство просвещения РК.

- Мы хотим, чтобы в министерстве увидели ту картину развития инклюзивного образования в Казахстане, которая отражает не только проблемы, но и возможности для дальнейшей работы. Мы хотим менять отношение к инклюзивному образованию, чтобы у людей было понимание, что инклюзивное образование нужно всем, а не определенной категории лиц. Мы все слышим про инклюзивное образование, заверяем, что у нас 70 процентов школ полностью инклюзивные, но на самом деле наше исследование показывает, что это не так. Мы не должны гнаться за какими-то красивыми цифрами и показателями, потому что инклюзия - это прежде всего наши дети и нам нужно находить правильные современные подходы, которые будут способствовать развитию данного образования в Казахстане, - подчеркнул Акжан Карим.

В рамках мероприятия для его участников психолог центра социального обслуживания «Арман» Евгения Данилова провела интерактивный тренинг «Развитие коммуникативных навыков» и «Тимбилдинг в инклюзивной среде». Имея 10-летний опыт работы с детьми с ограниченными возможностями, она считает, что инклюзия способствует людям с ограниченными возможностями в повышении самооценки, они начинают верить в себя, видят, что могут добиваться успехов.

- В наше непростое время мы развиваем тем самым толерантность, даем понять, что мы можем быть на равных все вместе, что не нужно пугаться детей, которые немного отличаются от них, что это интересные ребята. Сегодня в лагерь приглашены дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и ребята, которые не имеют данных нарушений, чтобы вместе интересно провести время, - поделилась Евгения Валерьевна.

Дамир Еркебулан рассказал, что принимает участие в летнем лагере в четвертый раз. Ему нравится общаться на равных с обычными ребятами, знакомиться с новыми друзьями, расширять свой кругозор, участвовать в конкурсах, играть и рисовать. А еще парень уже сегодня задумывается о будущем, где он видит себя в качестве пчеловода.

Будущий психолог, а пока студентка третьего курса Kozybayev University Елена Чернышева заинтересовалась мероприятием прежде всего в свете своей будущей профессии. Ей интересно общаться с практикующими психологами, а еще это прекрасное времяпрепровождение, когда на свежем воздухе вместе с друзьями можно принять участие в интересных мероприятиях, спортивной эстафете и отведать вкусностей за дружеским обедом.

Программа экстренной помощи «Qolda» разработана Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) в партнерстве с компанией «Шеврон».

Фонд Евразия Центральная Азия – общественная организация, основанная в 2005 году, которая мобилизует общественные и частные ресурсы, помогая гражданам принимать активное участие в построении собственного будущего посредством укрепления местных сообществ и повышения гражданского и экономического благосостояния.

«Шеврон» – одна из ведущих интегрированных энергетических компаний мира, в которой считают, что доступная, надежная и чистая энергия имеет важное значение для построения более процветающего и устойчивого мира.


Елена Мертюкова
газета "Северный Казахстан"
"Инклюзия для всех"
26.07.22

Поделиться статьёй: