Более 9 млн тенге вернули североказахстанцам за некачественный товар в этом году

Чаще всего права потребителей в СКО нарушают в сферах розничной и электронной торговли. Об этом рассказали на заседании общественного совета.

Руководитель департамента Лазьм Мияшева отметила, что количество обращений из года в год растёт. С начала текущего года департамент принял уже 303 обращения, за аналогичный период прошлого года их было 247. Чаще всего права потребителей нарушаются в сферах розничной и электронной торговли, на бытовые услуги приходится всего 3% жалоб.

«Оказана помощь в возврате потребителям денежных средств в размере более 9,1 млн тенге. Вынесено 17 постановлений о наложении административных взысканий. Субъекты предпринимательства оплатили штрафы в доход государства в размере 446,7 тысячи тенге. Постановления о наложении взысканий по семи административным делам находятся на обжаловании в суде», - сообщила Л. Мияшева.

По ее словам, североказахстанские потребители стали юридически более подкованными и знают, что вправе обратиться за защитой. Однако многие упускают из виду то, что необходимо иметь доказательства нарушений со стороны предпринимателя.

«Согласно предпринимательскому кодексу, мы вправе открывать внеплановые проверки только при наличии доказательств и убедительных оснований. Любая проверка регистрируется в органах правовой статистики, если у нас не будет доказательной базы, то проверку нам не зарегистрируют. К нам звонят потребители, говорят: "Мне не обменяли товар", но когда мы говорим, напишите обращение, как положено, то бросают трубку», – рассказала Л. Мияшева.

Например, несмотря на постоянные возмущения населения по поводу повышения цен, написали обращение в департамент единицы.

«В этом году поступило только два обращения по вопросу превышения размера торговой надбавки на социально значимые продукты. Население возмущается по поводу роста цен, но в то же время обращений очень мало. По одному из двух обращений мы провели внеплановую проверку, но поскольку поставщик, допустивший нарушение, зарегистрирован в Астане, материалы проверки перенаправили в столицу.

По второму обращению в связи с тем, что у нас не было убедительных оснований и доказательств, управление статистики и правового учёта отказало нам в регистрации проверки.

Помимо того, что заявитель предоставляет фотографию ценника данного товара, должна быть приложена сравнительная характеристика, например, товар в одном магазине продается по 100 тенге, а в другом по 120 – почему такая разница? Кроме этого, должен быть факт приобретения данного товара, то есть чек. Это требования управления правовой статистики.

По обращению, по которому нам было отказано в проведении проверки, были сделаны фотографии ценников капусты на двух рынках Петропавловска. Несмотря на то, что расстояние между рынками – 15-20 минут езды, капуста на одном из них продавалась дороже почти в два раза. Однако факт покупки товара не был предоставлен, поэтому в проверке нам отказали. Тем не менее департаментом была проведена разъяснительная работа с продавцом», - отметила Л. Мияшева.

Поступают вопросы и по скорости интернета и плохой связи.

«Недавно поступило обращение от акима одного из сельских округов Жамбылского района. Для того, чтобы мы могли подать иск по нарушению прав потребителей 10 и более лиц, должны быть произведены замеры скорости интернета. Есть специальная государственная служба при инспекции связи комитета по телекоммуникации, которая делает такие замеры. Факторы могут быть разные: может быть в самом телефоне проблемы, или действительно услугодатель не выполняет требования по скорости интернета, поэтому обязательно должны быть замеры. По одному селу замеры уже сделаны. После этого они обратятся к нам, и мы подадим коллективный иск по защите прав потребителей в суд».

Лазьм Мияшева отмечает, что усложняет защиту прав потребителей несовершенство законодательства. В настоящее время в Мажилис внесён проект Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей (ЗПП)» в новой редакции.

Если законопроект примут, впервые в республике будет введен институт Омбудсмена по вопросам ЗПП. В нём предусматривается упрощение процедуры рассмотрения жалоб потребителей (с 4-х до 2-х ступеней).

«Ныне существующий механизм защиты потребителем своих прав: 1 ступень – потребитель должен обратиться к предпринимателю (10 дней); 2 ступень – к субъектам досудебного регулирования медиатор (15-30 дней); 3 ступень – в госорган (20 дней); только после этих 3-х ступеней принимаются иски в суд.

Законопроектом предлагается упростить данную процедуру (дебюрократизировать). Потребитель обязан обратиться к предпринимателю и, если его требования игнорируются, он по своему выбору выбирает между: медиатором, госорганом или судом по своему усмотрению», – объяснила Мияшева.

Кроме того, базовые принципы защиты прав потребителей будут распространяться на сферы коммунальных, транспортных, медицинских, туристских услуг, услуг связи и иных. Сейчас у департамента узкая специализация, и по многим вопросам приходится перенаправлять обратившихся в другие госорганы.

Также будет проведена работа по восполнению законодательных пробелов в сегменте онлайн-торговли.

«Сейчас мы не можем привлечь к административной ответственности интернет-магазины, потому что они не являются объектами торговли. Даже когда вы посещаете онлайн-магазин, бывает, что там не указаны цены, не соблюдаются условия договора купли-продажи, теперь будут более четкие нормы касаться именно электронной торговли», – говорит Мияшева.

Помимо этого, предлагается расширить определение термину «электронная коммерция», что позволит регулировать вопросы нарушения прав потребителей при заказе на различных приложениях к мобильному телефону.

Также планируется внедрить гражданскую ответственность в виде штрафа по решению суда в пользу потребителя, что будет мотивировать субъекты предпринимательства добровольно удовлетворять его законные требования.

Жители нашей области по фактам нарушения законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности и защиты прав потребителей для получения консультативной помощи могут связаться с сотрудниками департамента по телефонам: 8(7152) 46-81-33, 46-81-14, или направить обращение через Telegram-bot @kzpp_bot, Единую информационную систему «e-tutynushy», информационную систему «е-otinish» e-Gov.kz. Приём граждан осуществляется в рабочее время по местонахождению департамента: Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск, ул. Нурсултана Назарбаева, 83, каб. 212-214.


Александра Кондратова
газета "Неделя СК"
"Право имеют"
03.08.23

Поделиться статьёй: