Более 60 индивидуальных предпринимателей Петропавловска собрались на встречу с Дмитрием Казанцевым

Наш город стал первым в списке «контрольных точек» турне по Казахстану.

Давят гипермаркеты

На мероприятие пришли преимущественно владельцы небольших продуктовых магазинов и бутиков с женской одеждой. Десяти из них до дискуссионной части встречи под громкие аплодисменты вручили сертификаты, которые можно будет обменять на POS-терминалы. Одним из счастливых обладателей необходимого в наши дни торгового оборудования стал Александр Янакоглов.

- Я работаю с 1998 года, - рассказал индивидуальный предприниматель, - У меня небольшой продуктовый магазин в 19-м микрорайоне. Полторы недели назад обратился в Палату предпринимателей с просьбой оказать благотворительную помощь – сегодня получил сертификат. Торговля последние несколько лет у нас совсем плохая. Сказывается на этом напрямую открытие супермаркетов по всему городу.

Конкурировать с огромными ТРЦ и супермаркетами придомовым магазинам не то что сложно – нереально. Здесь предприниматель - и владелец бизнеса, и бухгалтер, и грузчик, и дворник, и продавец… Присутствующие в зале ИП-шники высказались о том, что вводимые новшества – обязательная установка онлайн-касс, переход с патентного режима на упрощенный, а с упрощенного на общий совершенно им не на пользу. Они не только не окупятся и не принесут удобств в обслуживании покупателей, но и наоборот – повлекут дополнительные траты и возложат еще больше обязательств на и без того загруженные плечи ИП.

- Лицензия на алкоголь и для нас, и для больших магазинов по стоимости одинаковая, - сетует один из предпринимателей. – Разве это правильно?

- Хочу с вами поделиться, что в скором времени будут введены отдельные лицензии на крепкий алкоголь и на пиво, - говорит Дмитрий Казанцев. – По стоимости лицензия на пиво будет дешевле. А что касается ее одинаковой стоимости для больших и маленьких магазинов, то этот вопрос наша ассоциация сейчас поднимает на республиканском уровне.

Продажа алкоголя и сигарет в неустановленное время, а также несовершеннолетним с 2017 года карается законом только в отношении ИП. Раньше продавцы тоже платили штраф за это нарушение, но теперь у них развязаны руки. Владельцы магазинчиков посетовали: «Мы умоляем их не продавать – выручка с бутылки пива будет 20 тенге, а штраф в разы больше, и лицензию отберут!». Продавец отпускает товар, с него нет спроса, и это в корне неверно. Да и в довесок в торговых домах и супермаркетах не соблюдается установленная законом розничная цена продажи водки. «Не за 950 тенге продают, а за 750 – и никто их не штрафует!», - возмутились предприниматели.

Электронные счета-фактуры – еще одна боль малого бизнеса. Теперь после работы они вынуждены открывать Кабинет налогоплательщика и сверять правильность данных по выставленным счетам и ценам от поставщика. Иногда бывает, что торговые представители в целях закрытия собственного плана отправляют в магазины товар, который те не заказывали.

- У нас ведь даже нет понятия оптовых и розничных цен, - взял слово один из петропавловских предпринимателей, - Мы приобретаем товар у поставщика по цене, несоизмеримой с ценой на тот же самый товар в супермаркете. То есть у них на прилавках он стоит дешевле, чем мы покупаем якобы оптом для реализации. Как нам выживать в этих условиях? Нас просто давят!

Скоропортящиеся товары, воровство, просрочка – вечные проблемы продуктовых магазинов. Порой они несут ответственность за ошибки производителя.

- Наша задача – организовать продажу хорошего, качественного товара от производителя к покупателю, - говорит один из присутствующих. – Почему мы должны проверять акцизы, что-то переделывать за заводом? Да еще и платно – в Wipon. Это неправильно. Я считаю, что продавец должен нести ответственность только за то, что продал товар просроченный. А за то, как его изготовили и что в нем не доделали, мы не должны отвечать. Получается, что на малый бизнес все шишки! К чему все это идет? Может, наше время прошло, мы должны все массово закрыться и отдать рынок целиком гипермаркетам?

Предприниматели выразили мысль о том, что они буквально зажаты в тиски, их давит искусственно создаваемый снежный ком проблем. И вроде бы государство должно помогать бизнесу, а в случае с небольшими ИП получается с точностью до наоборот.

- Нам говорят, что надо установить новые кассовые аппараты, надо ввести номенклатуру товаров, надо переходить на другой налоговый режим, - отмечает один из предпринимателей. – Но никто не говорит - для чего все это делается. Если бы был разговор о том, что уменьшат налоги или же вообще отменят их для таких маленьких магазинов, как у нас – это было бы ясно! А так мы понимаем – нас просто ведут к закрытию прямой дорогой. Уже масса магазинов закрылась в городе, и это не конец.

Дмитрий Казанцев предложил аудитории объединиться для решения общих проблем. В качестве примера он рассказал о том, как в Алматы чуть было не погибла барахолка. После открытия сетевых магазинов рынки стали не актуальны. Однако выход был найден.

- Мы вместе, так же, как с вами сейчас, сели и обсудили все эти вопросы, высказались, и… барахолки ушли в Интернет! – сообщил Дмитрий Казанцев. – Они скинули цены, продают оптом большими партиями – и при этом они не платят налоги. Пять лет они имеют право не платить налоги, если работают через Интернет. Почему этим мало кто пользуется? Это право всех предпринимателей. Нет безвыходных ситуаций.

Всем должны, а сами не имеем

Одна из женщин-предпринимательниц пришла на встречу с большим трудом. Два месяца назад она сломала ногу. И столкнулась с неприятным, обидным фактом: она социально не защищена.

- Я просто не имею права болеть! – говорит она. – Мне никто не оплатит больничный. Если заболеет мой продавец, то я обязана позаботиться о том, чтобы он не остался совсем без денег. А кто позаботится обо мне? Я отчисляю налоги за себя тоже – не только за работников. Так почему для того чтобы получить от государства помощь, когда она нужна, я должна стать инвалидом?

Тема по понятным причинам близка абсолютно всем предпринимателям. Они работают в режиме «нон-стоп», 24/7, иначе потеряют покупателей, проиграют конкурентам.

- Мы не скрываем доходы, мы отдаем государству часть денег, которые сами же и заработали! – высказался один из бизнесменов. Если где-то что-то удалось сэкономить, то не для офшоров, а для вложений все в то же свое дело. У нас нет миллионных доходов. Зарплата ИП процентов на 50 выше, чем у продавца. Это даже бизнесом назвать нельзя. Это просто способ существовать.

Дмитрий Казанцев согласился с тем, что необходимо вновь поднять вопрос о разграничении понятий «микробизнес» и «малый бизнес». Еще пару лет назад тема муссировалась во всех новостях, а сейчас о ней попросту забыли. Переход на общеустановленный налоговый режим для магазина, где работает только один продавец или же их двое-четверо, лишит ИП дохода. Несоизмеримо сравнивать отделы и магазины, где человек работает сам на себя, с малым предприятием, и неправильно сопоставлять возможности малых, средних и больших бизнесов. Правила, требования и преференции должны быть дифференцированы в соответствии с возможностями и доходностью.

- Мы даже сняли такой социальный ролик о магазине у дома и о супермаркете, - отметил предприниматель Т. – Показали, что большой магазин – магазин без души. Там с покупателем не поговорят, там только «пип-пип» на кассе. А в магазине у дома можно посоветоваться с продавцом, можно в долг булку хлеба взять, если деньги забыл. Вы попробуйте в супермаркет прийти без денег – вам не продадут ничего!

Со слов Дмитрия Казанцева, государство ведет бизнес к созданию виртуального склада. Возможно, это будет большая единая база товаров, в которой будет видно, где находится та или иная продукция, по какой цене она была приобретена для реализации, сколько налогов было с нее отчислено… Уже сейчас для этого предпринимаются конкретные действия – необходимо указывать в фискальном чеке наименование товара.

- Это делается с позиции защиты прав потребителей, - поясняет Дмитрий Казанцев. – Бывали случаи, когда покупатель приобретал некачественный товар и ему отказывались возмещать ущерб, потому что нет чека или в чеке не указано наименование товара. В 2020 г. необходимо будет предпринимателям выдавать фискальный чек с наименованием товара. Кассовый аппарат способен «запомнить» 10-30 тысяч наименований.

Тема номенклатуры взбудоражила предпринимателей. В одном небольшом магазине продуктов пять-шесть тысяч наименований. Как все их запомнить?

- Можно обобщить товары по категориям и вручную прописывать их стоимость, - поясняет Дмитрий Казанцев. - То есть если вы продаете женскую одежду, то в чеке можете писать «Женская одежда-1» «Женская одежда-2» и т.д. А еще можно приобрести сканер штрих-кода. Тогда придется клеить штрих-код на каждый товар. Или же купить трехкомпонентный кассовый аппарат, в котором есть и POS-терминал, и учет ведется, и сканер есть.

Одна из предпринимателей возразила: это совершенно невыгодно. Придется дополнительно нанять в штат оператора и бухгалтера, тогда сам ИП останется без зарплаты. Кто будет ежедневно клеить штрих-коды? Разве понравится покупателям, что придется еще дольше ждать товар у прилавка, пока его отсканируют, а потом – пока кассовый наконец-то выдаст чек? Сошлись на том, что в фискальном чеке будут писать пока категории аля «Продукты питания-1» и т.д.

Предприниматели пожаловались на то, что центры технического обслуживания кассовых аппаратов нарушают их права. Сидящие в зале сообщили: специалисты ЦТО намеренно ставят блокировки на кассы. Приходится снимать их каждые три месяца. Естественно, процедура не бесплатная – 3000 тенге. Дмитрий Казанцев был откровенно изумлен тем, как грубо нарушаются права предпринимателей. Успокоить их могла разве что новость о том, что при покупке кассового аппарата с функцией передачи данных государство спишет до 60 000 тенге с налогов в 2020 году.

- Вы все знаете, что в 2020 году не будет патентного режима. А еще все без исключения должны ввести у себя кассовые аппараты с ФПД. Не нужно оттягивать момент покупки до января. Если вы сделаете это заранее, в 2019 году, то в 2020 году получите компенсацию. Из налогов вычтут некоторую сумму, которая рассчитывается по формуле: сумма оборота за календарный год умножается на 1,5% и делится на 2. При обороте 7-7,5 миллионов тенге сумма компенсации составит 60 тысяч тенге.

У большинства сидящих в зале кассовые аппараты с ФПД уже есть – приобретены были два-три года назад. Им показалось несправедливым, что компенсацию обещают за покупку онлайн-касс в этом году. Дмитрий Казанцев сообщил: и они могут получить компенсацию. Для этого сейчас Республиканский центр помощи предпринимателям занимается тестированием новой прошивки аппарата (стоимость ее составит 3000 тенге), которую уже в сентябре-октябре можно будет приобрести. А еще старые аппараты с ФПД абсолютно законно снимут с учета и поставят заново – только уже с новым серийным номером. Это тоже позволит предпринимателям получить компенсацию.

Вопросов у бизнеса было еще много. Например, подготовка продавца: раньше были техникумы, а сейчас продавцом может стать любой. Причем порой нерадивые продавцы откровенно воруют у работодателя, выносят выручку из кассы. Предприниматели сами, как могут, обучают их, а потом несут ответственность за неправильно выбитые чеки, плохо обслуженных покупателей…

Одним словом, встреча прошла плодотворно для обеих сторон. Петропавловский бизнес высказался и ожидает помощи. Дмитрий Казанцев обещал помочь в разрешении проблем, призвал предпринимателей к совместной работе. В заключение бурного обсуждения он еще раз подчеркнул: только сообща можно чего-то добиться.


Юлия Захарова
газета "Добрый Вечер"
"Не живём, а выживаем"
08.08.19

Поделиться статьёй: