Без модернизации общественного сознания невозможна политическая и экономическая модернизация

В этой причинно-следственной связи важным общенациональным событием считается выход статьи Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи».

Для многих из нас это еще и личностное событие. И истоки такого восприятия статьи – в нашей генетической историчности, о которой Нурсултан Назарбаев заявил в своей книге «В потоке истории»: «Эта система исторических знаний впитывалась с раннего детства в силу постоянно пронизывающего сознание и психику рядового кочевника потока исторических, культурных событий. Массовый человек казахской степи имел панорамное историческое сознание, ибо его память, натренированная с детства колоссальными массивами устно передаваемого знания, удерживала огромные исторические пласты и представляла себе их зримо».

В контексте нашей коренной историчности название новой статьи Н.Назарбаева воспринимается как сакрально-философский образ Родины. У родины есть незыблемое начало: «Когда смыкаются горизонты пространства и времени, начинается национальная история» (Н.Назарбаев).

Процессы нового образования в Казахстане предусматривают не только актуализацию объективно-исторической информации об обществе и его народе. Сердцевиной современного образования становится формирование у дошколят, школьников, студентов уважения к своей стране, ее прошлому, чувство действенного патриотизма. Фокус такого образования направлен на воспитание глубокого самоощущения истории и культуры малой родины и большого Казахстана, его культурно-географического пояса святынь. Это становится возможным, когда в процессе познания обучающийся выступает не только как субъект учебной деятельности, но и как субъект культуры, эпохи, языка, осознавая ценность «Я» через причастность к ним.

Такое образование способствует становлению мировоззренческой позиции обучающегося, на основе которой формируется его жизненное самосознание и, как следствие, гражданская идентичность на всех этапах образования.

Гражданская идентичность включает личностную и социальную идентичность и позволяет по достоинству оценить концептуальное положение статьи «Семь граней Великой степи»: «Сегодня нам необходим позитивный взгляд на собственную историю. Однако он не должен сводиться лишь к избирательному и конъюнктурному освещению того или иного исторического события… Необходимо осознать и принять свою историю во всей ее многогранности и многомерности». Ранее, в «Потоке истории», Н.Назарбаев писал: «Когда история пишется на потребу дня, то участь ее вызывает жалость».

В условиях открытого мира и глобализации важно то, что основу гражданской идентичности составляет национальная идентичность, позволяющая принять историю Казахстана как общую для этносов, проживающих на этой земле длительное время. Яркий пример тому – судьба Герольда Бельгера, который неоднократно говорил и писал: «Я в эту землю врос корнями». Горжусь, что на земле Северного Казахстана (моей родине) состоялось первое соприкосновение Герольда Бельгера с загадочной и гордой степной Вселенной. Тогда, в 1941 году, мальчик понял то, что спустя полвека описал в «Трех струнах души»: «Степь – это тайна, которую предстоит узнать, постичь. А безбрежность степи, ее величие, ее таинственность, ее прошлое, настоящее, будущее вмещаются в одно крылатое слово – КАЗАХСТАН».

Предлагаю аул, принявший семью Бельгеров из депортированных немцев (ныне аул возле села Ыскака Ыбыраева Северо-Казахстанской области на реке Ишим), а также аул, в котором родился Магжан Жумабаев (ныне село Сарытомар района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области), поселение Ботай (Айыртауский район Северо-Казахстанской области) включить в объекты региональной историко-краеведческой экспедиции.

Содержание статьи «Семь граней Великой степи» актуально для модернизируемого сознания казахстанских педагогов, реализующих обновленное содержание образования. Ведь воздействие на личность ученика социальных и культурных факторов – граней Великой степи – трудно переоценить.

Еще Платон признавал: «Творчество – понятие широкое. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей – их творцами». Грани Великой степи: всадническая культура, древняя металлургия, звериный стиль, «Золотой человек», Великий Шелковый путь, яблоня Сиверса и тюльпаны Регеля - это творчество, не разрушаемое временем.

Объективированное творчество находится не только в библиотеках, сосредоточено не только в картинах, фильмах, компьютерах, архитектурных сооружениях и т.п. Оно аккумулировано в языке, великих именах, архивных данных и исторических документах, мифологии, фольклоре и мелодиях, традициях, обычаях и технологиях Великой степи.

Для деятельности НЦПК «Өрлеу» в контексте статьи Н.Назарбаева возникает важнейшая научно-методическая проблема - внедрение технологий присвоения педагогами и их воспитанниками объективированного творчества, созданного поколениями в ходе социокультурного развития Казахстана. Согласно логике развития ключевой идеи статьи, вся многообразная жизнь народа Великой степи должна стать социально-культурным основанием современного творчества, в том числе педагогического.

Философия определяет творчество как переход от старой действительности к новой. Главной силой такого перехода является продуктивная активность творческого «Я».

Такое «Я» наших педагогов реализовано в большом количестве лучших видеоуроков и видеолекций республиканского конкурса «Панорама педагогических идей», инициированного и организованного правлением НЦПК «Өрлеу» и прошедшего в июне-октябре во всех областях и городах Астане и Алматы. В настоящее время свыше 1000 образцов эффективного опыта поступило от 17 филиалов для завершающего тура конкурса.

В контексте программной статьи последует педагогическое творчество в организации серии публичных лекций на базе музеев и этнокультурных комплексов, разработке маршрутов образовательного туризма, создании научно-популярных серий «Выдающиеся учителя Великой степи» и «Педагогический архив», проведении фестивалей национальных героев, поддержке памятников педагогам, историко-археологического движения школьников...

Творчество тесно связано с уровнем образованности общества. Мобильность социальных структур напрямую зависит от количества качественно образованных людей. Необходимо приложить усилия в социокультурное образование всех уровней (дошкольное, школьное, техническое и профессиональное, высшее, послевузовское, повышение квалификации), чтобы наша история оставалсь понятной, близкой и востребованной в условиях цифровой цивилизации.


Алма Мурзалинова
газета "Северный Казахстан"
"Сакрально-философский смысл Родины"
24.11.18

Поделиться статьёй: