Авторы учебников и представители Министерства образования и науки РК обсуждали новые издания

В течение двух дней на базе двух школ города Петропавловска педагоги региона, авторы учебников и представители Министерства образования и науки РК обсуждали новые издания. В следующем учебном году по ним будут получать знания ученики 3, 6 и 8 классов в рамках обновленного содержания образования.

Работа 17 предметных секций развернулась в казахской школе-гимназии и в гимназии-интернате для одаренных детей им.Абу Досмухамбетова. Сюда приехали около 500 североказахстанских учителей, чтобы изучить и дать свои замечания по учебным программам и учебникам, которые представили 14 издательств Казахстана. По словам руководителя отдела управления образования Валентины Черных, к нам приехало более 60 авторов учебников. По каждому предмету для каждого класса представлено 3-4 учебника.

- Это те учебные программы и учебники, которые будут абсолютно новыми с 1 сентября 2018 года, - рассказала В.Черных. - Приехали педагоги из разных районов области для выработки рекомендаций, предложений и своего рода экспертизы учебников и программ, которые предлагают авторы и министерство. Наши учителя знакомятся, изучают программы и вырабатывают рекомендации, что необходимо изменить, что не сходится в учебной программе и учебнике, предлагаемом автором, что нужно сделать, чтобы синхронно были представлены учебный материал и программы.

В.Черных подчеркнула, что такие встречи проводятся заранее уже в этом году, чтобы в следующем педагогическая общественность была готова с ними работать.

- Наши учителя выступают в роли экспертов. После того, как учителя поработают с учебниками, будет составлен протокол с их рекомендациями и каждый автор должен будет внести коррективы и исправить то, что нужно для успешного учебного процесса, - подчеркнула Валентина Анатольевна.

Такие семинары проводятся во всех областях Казахстана. В составе рабочей группы - ведущий эксперт научно-практического центра «Учебник» Алия Нургалиева, уже побывавшая в Павлодаре и Караганде. Она говорит, что данная работа проводится в рамках Дорожной карты Министерства образования и науки РК с целью ознакомления с обновленным содержанием учебной программы, а также учебниками нового содержания.

- Больше всего при изучении учебников учителя обращают внимание на содержание, преподавание, структуру, какие задания способствуют развитию функциональной грамотности учащихся. В предыдущих учебниках больше было грамматических заданий: в основном дети учили правила. Сейчас задания направлены на то, чтобы ребенок был коммуникативным, чтобы он умел применить свои знания в практической жизни. Сейчас школьнику сначала дается текст, а сам ребенок над ним работает и сам приходит к выводу, анализирует, что развивает критическое мышление ребенка, - пояснила А.Нургалиева.

По словам специалиста, те учителя, которые прошли курсы обновленного содержания образования, хорошо приняли учебники и учат по ним детей. Но прежде чем оказаться в руках школьников, издания проходят несколько этапов экспертизы на уровне МОН РК, учебно-практического центра «Учебник», республиканской комиссии, в составе которой видные ученые. Также каждый желающий, родители школьников могут оставить свои замечания и комментарии по поводу содержания того или иного учебника на открытом сайте okulyk-edu.kz.

- Если учебник соответствует государственному стандарту образования Казахстана, обновленному содержанию программы, тогда он рекомендуется для использования в учебном процессе. Если есть замечания, то учебник идет на доработку. Все учебники размещены на сайте. Например, по учебнику Сабитовой «Русский язык» было пять тысяч замечаний. Это все учли. Он уже действует, его дополняют, - рассказала А.Нургалиева.

Одна из участниц семинара - учитель русского языка и литературы Новоишимской казахской средней школы Галия Байзакова - приехала из района им.Габита Мусрепова. В этом году она прошла уровневые курсы по обновленной программе образования и сейчас готовит к сертификации 10 своих коллег. Педагог говорит, что ознакомилась с новыми учебниками. По содержанию одного из учебников издательства «Атамура» она внесла свое предложение.

- В учебнике за третий класс есть фотография, на которой Петропавловск подписан как самый холодный город. Там все хорошо видно, в том числе горы... То есть в учебниках отображена природа Южного Казахстана. Авторы учебника взяли это на заметку и сказали, что исправят. На своих уроках я показываю детям фотографии нашего края. Детям такие уроки нравятся. И еще я попросила включить дидактический материал, - рассказала Г.Байзакова.

А вот учитель информатики Бескольской школы-гимназии Кызылжарского района Михаил Бабак поделился, что по его предмету, кроме учебного материала, было бы удобным использование дисков.

Разработчики учебников обещают, что будут учтены все поступившие замечания и предложения. Однако не менее важно учитывать, что современное образование требует нового подхода к обучению детей. Доктор филологических наук, профессор инновационного Евразийского университета Амангельды Бейсембаев входит в авторский коллектив по разработке учебников русского языка издательства «Мектеп». Он говорит, что новые учебники направлены на формирование функциональной грамотности детей.

- Новые учебники построены по новой методике, они направлены на то, чтобы ребенок через язык, как инструмент, познавал мир, социально адаптировался, был конкурентоспособным, мог использовать полученные знания в жизни. Образование многие годы воспринимало детей как некий сосуд, который надо наполнить, а новые учебники направлены на то, чтобы информация работала, - отметил А.Бейсембаев.

По итогам семинара замечания педагогов Северного Казахстана будут учтены, а в учебники внесены коррективы.


Елена Мертюкова
газета "Северный Казахстан"
"Учтут все замечания"
05.12.17

Поделиться статьёй: