Асхат Галеев демонстрирует своё мастерство игры на домбре

Представлять солиста оркестра казахских народных инструментов им. Сегiз серi Северо-Казахстанской филармонии домбриста Асхата Галеева, пожалуй, не надо. Свою трудовую и творческую биографию выпускник Петропавловского колледжа искусств и КазНУИ строит у себя на родине.

За те пять лет, что работает в Петропавловске, он упорно добивается поставленной цели – именно молодежь, считает Асхат, должна развивать культуру своего региона.

А если бы у Асхата Галеева спросили, за что он любит домбру, он, не задумываясь, ответил бы: «Она не только кормит, если рассуждать в более приземленном смысле. Благодаря музыке и, конечно же, труду я полмира объездил, с великими исполнителями встречался».

Конечно, он мог бы продолжать карьеру в столице, которая предоставила ему, тогда еще студенту, возможность побывать с гастролями «Астана оперы» и столичного оркестра казахских народных инструментов в Италии, Иордании, Китае, России. И стоит ли жалеть, что не участвуешь в других проектах республиканского масштаба, если и у нас его искусство игры на домбре не менее востребовано. Едва прибыв в Петропавловск, А. Галеев стал концертмейстером оркестра, по сути первым помощником дирижера. И последовали одно предложение за другим: не раз ездил представлять область в Астану, за рубеж, в Германию, на торжества в День Победы.

Соло его домбры звучало на важном для СКО событии – в телепроекте канала «Хабар» «Аймактар аламаны». Защищать честь региона для Асхата – самое престижное дело.

Надо ли говорить, что о любимой домбре он знает все.

- Любовь к домбре – в крови у казахов, - говорит Асхат. – Помню, еще в детстве услышал и стал подбирать мелодии с легкой руки дяди. Школа искусств для одаренных детей музыкально-эстетического профиля, колледж искусств гармонично влились в мою жизнь. Та самая родная кровь – мои деды с запада Казахстана - взяла верх: я придерживаюсь традиций домбровой школы Арки.

Асхат как подлинный виртуоз двух струн использует такие приемы игры, как поочередная игра на струнах, длительное звучание одной струны и др. Конечно, сложнейшие известнейшие кюи Курмангазы, Таттимбета и других корифеев домбровой музыки – это показатель мастерства артиста. Но в репертуаре солиста оркестра казахских народных инструментов домбре подвластны разные жанры - есть и произведения современных композиторов, русская и народная классика, цикл чардашей, эстрадные произведения, музыка из кинофильмов, восточная музыка.

-Главное – донести до слушателя содержание произведения через его историю. Как? Сначала прочувствовать, пережить в себе. А домбра – самый подходящий для этого инструмент. Конечно, есть приемы, которые подчеркивают такие его широкие возможности, как сильное звучание. Музыкант в процессе исполнения может постучать по корпусу, успеть произвести волнообразные движения рукой, даже перевернуть домбру, что тоже считается виртуозным приемом, все же это все скорее для большего зрительского эффекта. Считаю, домбра - это камерный, глубоко философский инструмент для передачи глубоких внутренних переживаний, которые захватят слушателя, если ты их пронесешь через себя…

…Он устремился вперед, словно раздвигая просторы сцены, играя на своей любимице, и та, лаская слух знакомыми мелодиями, призывно, бархатным и мягким звуком запела, заискрилась в лучах того обожания, которым легким прикосновением рук к струнам окутал ее музыкант. И о чудо - их души зазвучали в унисон …


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
"Любовь к ней - в крови у казахов"
30.06.18

Поделиться статьёй: