Ансамбль танца «Туған жер» областной филармонии имени Акана сері - в списке победителей VI республиканского конкурса казахского танца им. Шары Жиенкуловой!

На сцене театра «Астана Балет» нашим танцорам вручили дипломы за 1 место среди 19 ансамблей со всех регионов Казахстана. Гран-при - у ансамбля Казахской национальной академии хореографии, организовавшей конкурс имени легендарной танцовщицы.

Заслуживает внимания программа конкурса с презентацией уникального фотоальбома, посвященного Шаре Жиенкуловой, мастер-классами, лекциями известных педагогов и обменом творческими достижениямии, профессиональным опытом. А конкурсанты, в свою очередь, познакомили зрительскую аудиторию с современным репертуаром и тенденциями развития национального танца. Да и где еще можно было увидеть столько ярких исполнителей и услышать оценку труда из уст именитого жюри во главе с народной артисткой КазССР Г. Талпаковой, с участием народной артистки Республики Азербайджан Т.Мурадовой, заслуженных деятелей РК А. Мукарам и А.Есекеевым. На 1 туре был представлен казахский традиционный танец, на 2 - казахский стилизованный.

Наши танцоры, которых не надо, думается, представлять североказахстанцам, делятся приятными впечатлениями и высокими достижениями. Образованный в 2010 году коллектив известен многими хореографическими композициями разнообразной тематики. Это прежде всего танцы народов мира. Казахские танцы тоже подаются в современной трактовке. Из первых участников, с самого основания, это, помимо М.Тонкова и С.Жумажанова, ведущие артисты Оксана Савосто, Ксения Жумажанова, Антон Данилов, Екатерина Кухаренко, определившие искусство танца как профиль своей жизни, у всех высшее хореографическое образование. Кстати, солистов в ансамбле нет, но у всех есть возможность раскрыться в сольной партии.

На вопрос, почему решили участвовать в республиканском смотре талантов высокого профессионального уровня, и руководитель коллектива М.Тонков, и балетмейстер С.Жумажанов отвечают, что были готовы, причем давно не выезжали и хотелось заявить о себе. Они тщательно подходят к выбору таких состязаний, стараясь участвовать в профессиональных по составу и держать высокую планку, чтобы не просто участвовать, а что-то взять для себя в творческом плане. И между прочим, напомнить о себе, ведь ровно десять лет назад ансамбль уже завоевывал второе место на нем, о чем вспомнили многие наставники представленных на конкурсе коллективов. Разве можно было выступить хуже того достижения? Конечно, было немного страшновато, признаются Максим Сергеевич и Самат Ералиевич, к тому же надо было подготовку совмещать параллельно с другой работой - выступлениями на городских мероприятиях и концертах филармонии. Тем не менее все ребята настойчиво и целеустремленно работали над собой.

Первый номер «Қабан жырау» (посвящен известному акыну, мастеру поэтического слова, батыру) для тура народных танцев еще год назад поставила заслуженный деятель РК, художественный руководитель и главный балетмейстер-постановщик ансамбля народного танца «Қазына» Зауре Ажибекова (Шымкент) - яркий представитель традиционного казахского танца из южных регионов республики. Представьте только, в репертуаре ее коллектива - около 64 танцев, основанных на казахском фольклорном, народном и современном материале, а также танцы народов СНГ и мира. Для танцоров филармонии она поставила не один танец.

- «Қабан жырау» мы специально готовили для конкурсов, пригласив специалиста именно из южного региона, это традиционная хореография, - говорит балетмейстер «Туған жера» С.Жумажанов. - Мы его раза два показывали, чтобы обкатать на сцене. Постепенно оттачивали, вносили незначительные изменения, редактировали. Поставили и отложили на время. Так что на конкурсе состоялась почти премьера».

31 номер для ансамбля оказался счастливым, хотя оба тура выступали последними. Как сказали в жюри, это было одно из самых чистых выступлений, отметили подачу характера, артистизм, костюмы. «Костюмы богатые, нам всегда говорят, что очень хорошие. Отметим Татьяну Викторовну Каштенову - она и швея, и дизайнер, много лет работает с ансамблями. Вместе с нами выбирает ткани, эскизы, делает замеры, затем все замечания учитываются, от начала до конца в процессе работы. Костюмы к танцу «Қабан жырау» специально выдержаны в рамках требований конкурса, подобрана нестилизованная музыка с соответствующей хореографией - постановки Зауре Бекембаевны знают в республике.

- Хочется отметить организацию конкурса - все было очень четко, пунктуально, на высшем уровне, - это точка зрения руководителя коллектива М.Тонкова. - К нам был прикреплен волонтер из академии и сообщал всю информацию. Волновались? Наши не видели конкурентов. Спокойно выступили, без боязни.

- Максим сидел в зале, когда выступали все участники, - добавляет своих впечатлений Самат Жумажанов, он же действующий артист. - Я настраивал ребят, но выступлений других участников не видел. А когда во второй день увидел... скажу, стало напряжно. Уровень у всех высокий. Ни мы, ни они не были ни хуже, ни лучше друг друга. Семь смешанных коллективов - это очень много. С составом из одних девушек легче конкурировать. Могли подвести и костюмы. Например, само выступление у ансамбля из академии было сильнее в хореографическом плане, но по чистоте мы им не уступили. Волнением же поделился только с Максимом, а он продолжал настраивать только на победу. Может, его уверенность передавалась ребятам? Только на третий день, перед гала-концертом, куда были приглашены лишь награжденные, нам сказали результаты конкурса. В общем, интрига была до последнего!

- Интересно, что второй танец «Қазақ елі» мы с Саматом Ералиевичем ставили сами, собирали музыкальный материал, три года выступаем с ним, - отмечает Максим Тонков. - И именно его оценила почетный гость конкурса, заслуженный деятель РК Айгуль Тәті. Неожиданно для нас! Лично подошла и сказала спасибо за его постановку. Вообще, кому-то из ансамблей говорили о недочетах, а нам - только похвалу. Приятно, ведь эти имена многих из членов жюри, педагогов известны всему Казахстану. Например, нас приветствовала наша землячка Кайникамал Бейсенова - автор учебников по хореографии, ученица Шары, работавшая с легендой в одной команде: «Это мои земляки!». К.Бейсенова глубоко изучает мастерство Шары, придумывает названия движениям для методики обучения. Гордимся, что нас отметили люди, стоящие у истоков казахской хореографии! Кстати, известный хореограф, художественный руководитель государственного ансамбля «Салтанат» г.Алматы Куанышбек Толеген тоже лестно отозвался: «Главное у вас - подача национального духа. Гран-при должен принадлежать вам!». Действительно, это было бы хорошо! (смеется).

Конкурс им. Ш.Жиенкуловой, конечно, в республике считается самым сложным и профессиональным. Он проходит раз в пять лет, можно даже сравнить с Олимпийскими играми по важности и уровню хореографии казахских танцоров. Все приехавшие на него профессиональные коллективы отличаются мастерством. Например, туганжеровцы открыли для себя ансамбль «Нур» Павлодарской филармонии им. И.Байзакова. Также на третьем месте - «Алтай» «Ертис концерт» управления культуры ВКО. Интересен занявший второе место «Томирис» Кызылординской филармонии...

А теперь о понятии «Хореография» - что казахский танец, по мнению южных хореографов, потерян на севере, так сказать, русифицировался, от «Туған жера» не ждали суперконкуренции, мол, все ясно, русские танцы у них хороши. Обычно наши танцевальные коллективы приглашают как представителей искусства славянских народов. «Туған жер» показал такой уровень, что все были удивлены сохраненными на севере национальными традициями. Тем более что в ансамбле в основном ребята европейской внешности, это несомненная изюминка. Понятно, какое удивление вызвала победа такого коллектива в конкурсе среди казахских ансамблей.

...Главное, что отметили для себя туганжеровцы, - национальный танец претерпевает изменения, становится более современным, модернизируется, появляются новые движения. В том числе благодаря появившимся этно-фольклорным коллективам, таким как «Туран» и «Хассак». М.Тонков и С.Жумажанов сами занимаются стилизацией, но стараются это делать бережно, чтобы танец стал интереснее, не угасал, стал современнее, заинтересовал и заинтриговал молодежь. Это веяние времени.


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
"Интрига была до последнего"
13.04.23

Поделиться статьёй: