7 июля свой 65-летний юбилей отметит действующий речной порт в Петропавловске - ТОО «Ишимское управление речного флота»

Предприятие занимается перевозкой, добычей и реализацией речного песка, который используется при строительстве североказахстанских автомобильных дорог, мостов, детских площадок, жилых и производственных помещений.

История предприятия

Вопрос об организации судоходства по реке Ишим возникал еще в конце восемнадцатого века. Инициатором этого предложения выступал и один из представителей известной уральской династии промышленников Демидовых. Судоходство отсутствовало долгое время в силу разных причин, и прежде всего из-за мелководья реки. Проект современного Петропавловского речного порта впервые был разработан в 1954 году. С этого момента в Северо-Казахстанской области начал функционировать речной порт. Со стороны Явленки и Сергеевки в город доставлялся щебень, который грузили вручную и перевозили на стотонных баржах.

- В 1954 году главным речным флотом Казахской ССР организован Ишимский эксплуатационный участок по добыче и перевозке речного песка. Сначала сюда был доставлен один плавучий механический кран КПЛ 3-19. Первая баржа была грузоподъемностью сто тонн, а теплоход содержал в себе девяносто лошадиных сил. Позднее с Красноярского речного порта к нам поступили теплоходы проекта 861 мощностью сто пятьдесят лошадиных сил и с Аральского судостроительного завода - баржи грузоподъемностью двести тонн, - вспоминает бывший начальник управления речного порта, инженер водного транспорта Владимир Качесов.

В 1969-1970 годах Ишимский участок был переименован в пристань Петропавловск, где в 1972 году было собрано три плавучих механических крана КПЛ - 3-19 и четыре теплохода проекта 861 - «Ишим», «Маяковский», «Юг» и «Тобол». Именно тогда, окончив Новосибирский институт водного транспорта, к обязанностям начальника управления приступил молодой и амбициозный Владимир Качесов. Работа в речном порту кипела, поскольку для строительства города требовалось большое количество песка. В 1976 году с Илийского районного управления в североказахстанский речпорт был переброшен земснаряд «ЗРС» производительностью сто восемьдесят кубов в час. В 1977 году заработал погрузочный комплекс, состоящий из земснаряда и понтонного плавучего крана №9. Через пять лет в эксплуатацию был введен портальный кран, а в 1985-1987 годах – собраны два плавучих электрических крана КПЛ - 5-30. К 1990 году на балансе Ишимского речпорта находилось пять теплоходов проекта 861 мощностью сто пятьдесят лошадиных сил и теплоход «Волга» мощностью триста лошадей, также три земснаряда «ЗРС», двенадцать барж грузоподъемностью двести тонн. Когда объемы добычи и перевозки песка возросли, то главный речной флот Республики Казахстан в 1982 году дал пристани Петропавловск новое название – «Ишимское районное управление речного флота».

С этого же года и в последующем предпринималась попытка регулярной перевозки пассажиров теплоходом на воздушной подушке. Теплоход «Зарница» вместимостью сорок восемь человек курсировал по реке от 20-го микрорайона до железнодорожного моста.

- С девяти утра до пяти вечера для пассажиров проводились экскурсии на воде. Люди приезжали даже из дальних районов области. Экскурсионное бюро предоставляло гида, который знакомил их с достопримечательностями города. А с пяти вечера до двенадцати ночи сотрудники речпорта занимались перевозкой дачников от 20-го микрорайона до железнодорожного моста. Было около двенадцати остановок, - вспоминает главный инженер речпорта Виктор Верхозин. Однако в скором времени по инициативе городского исполнительного комитета теплоходные экскурсии по Ишиму были прекращены. В итоге «Зарница» уплыла своим ходом в Павлодар.

Работа кипит

В девяностые годы, после развала Советского Союза, речной порт, несмотря на предпосылки к полному развалу, удалось сохранить. По словам Виктора Верхозина, в восьмидесятых годах в пользовании речного порта находились теплоходы, плавучие краны, баржи грузоподъемностью пятьсот и восемьсот тонн. Со временем некоторая техника пришла в негодность и была ликвидирована.

- Сейчас у нас работают два теплохода – «Иртыш» и «Сибиряк». Их пригнали своим ходом через Россию из Тобольска. Грузили кранами на трал, перевозили за плотину и ставили на воду. В пользовании эти суда уже с 1985 года, их корпуса своевременно ремонтируются, происходит замена двигателей, - рассказал Виктор Анатольевич.

Многие жители Петропавловска даже понятия не имеют, что такое речпорт и что он из себя представляет, поскольку предприятие находится в отдалении от города и песок добывается на реке Ишим. Тем временем работа здесь кипит и днем, и ночью. Добыча речного песка (строительного) в ТОО «Ишимское управление речного флота» производится со дна реки Ишим способом гидромеханизации земснарядом ЗРС-1 «Ишимский-4». Земснаряд закрепляется в стационарном режиме, а его боковые перемещения производятся передними папильонажными лебедками. Разработка грунта осуществляется траншейным способом, подъем песка на баржи - землесосом земснаряда. Песок, захваченный с водой, перемещается по напорному трубопроводу на баржу. Через отверстие вода стекает за борт, а добытый песок промывается и освобождается от примесей ила и глины. Затем на баржах он доставляется к берегу, где в круглосуточном режиме с помощью портального крана выгружается на берег. Течение рек не прямолинейно, проходит согласно рельефу местности, в связи с чем путь в километрах значительно увеличивается. Потому протяженность речного пути до Новокаменки составляет пятьдесят четыре километра (на суше - двадцать), до Бишкуля – тридцать четыре километра (на суше - десять). Песок, поставляемый Ишимским управлением речного флота, применяется при строительстве домов, железобетонных изделий и автомобильных дорог Северо-Казахстанской области.

Дружный коллектив

Главный инженер речного порта Виктор Верхозин уверен: флот нужно любить всей душой. Он не случайно выбрал свою профессию и отучился в Балхашском мореходном училище, поскольку мечтал о нем с самого детства. На работу в речной порт Виктор Анатольевич заступил в далеком 1978 году. В двадцать четыре года парень уже был заместителем начальника управления речного флота. В 1985 году из-за жизненных обстоятельств Верхозин был вынужден уйти на другое место работы, но, когда в 2015 году получил предложение от Владимира Качесова вернуться в речпорт, согласился не раздумывая.

К слову, в речном порту имеются свои семейные трудовые династии. На земснаряде работает командир Вячеслав Романов, его сын Сергей трудится в качестве помощника командира-механика. Есть в штате и два брата-капитана из Семипалатинской области – Сергей и Александр Резниковы. Сын моториста-лебедчика Сергея Гузова Игорь служит рулевым мотористом на теплоходе. Александр Морев пришел в речной порт после своего отца - Сергея Ивановича Морева.

В речном порту очень дружный коллектив. Каждый сотрудник ответственно подходит к выполнению своих трудовых обязанностей и вносит посильную лепту в развитие организации. Многие из них получили высшее образование за счет предприятия. Командный состав молодежи проходит обучение в омском филиале Новосибирского института инженеров водного транспорта. Делается это для того, чтобы в резерве всегда были специалисты.

- Судоремонт мы проводим полностью своими руками. Члены командного состава, работающие на теплоходе, являются и резчиками, и сварщиками, и мотористами. При необходимости сразу же прибываем на место и устраняем неполадки. Так как добыча речного песка ведется непосредственно из-под толщи воды, основная работа проходит в навигационный период - с мая по октябрь. В это время необходимо, чтобы вся техника работала исправно, а коллектив действовал слаженно. За лето надо успеть сделать запас речного песка на зиму для обеспечения нужд города. А зимой в речном порту проводятся ремонтные работы.

Те, кто собирал баржи своими руками и вносил неоценимый вклад в предприятие, давно на пенсии. Люди приходят и уходят, а речпорт продолжает работать. В 1986 году главное управление речного флота вручило Ишимскому речному порту переходящее красное знамя за лучшие показатели по добыче песка в Казахстане. Ежегодно 7 июля коллектив речного порта традиционно отмечает День работников морского и речного флота. Выход на теплоходах, различные конкурсы для детей и работников, вручение подарков – время пролетает весело и незаметно.

Для справки: главной судоходной рекой Казахстана является Иртыш. Иртыш используется для судоходства на общем протяжении 3784 километра от п. Буран до устья Оби. В 2005 году по казахстанскому участку Иртыша было перевезено около 550 тысяч тонн грузов и около 40 тысяч пассажиров. Другая река Иртышского бассейна, Ишим, имеет совсем небольшую протяженность судоходного пути на территории Казахстана - 50 километров на участке Петропавловск - граница России. На других участках Ишима осуществляется судоходство на изолированных участках.


Елена Чмель
газета "Добрый Вечер"
"Речной порт Петропавловска: как это было"
27.06.19

Поделиться статьёй: