5 августа по всему миру отмечался Международный день светофора

Светофоры стали неотъемлемой частью нашей жизни, у них даже есть свой праздник и целая история становления. В этом году электрическим регулировщикам исполнилось ровно 104 года! Корреспондент «НСК» встретился с теми, кто уже на протяжении более 40 лет занимается их установкой и обслуживанием на территории Северо-Казахстанской области.

Трехцветная история

Первый прибор, предназначенный для регулирования дорожного движения при помощи подачи его участникам специальных сигналов, появился ещё в 1868 году. Именно тогда у здания английского парламента в Лондоне был установлен такой аппарат. А его создателем был железнодорожный инженер Джон Пик Найт, который использовал для этого свой опыт работы с железнодорожными семафорами. Естественно, что первый экземпляр светофора не был похож на современных его собратьев. Так, управлялся он вручную, а его конструкция была самой простейшей: две семафорные стрелки, могущие свободно перемещаться в вертикальной плоскости. При этом стрелка в горизонтальном положении обозначала требование остановки, а если она приподнималась вверх до 45 градусов, это означало предупреждение о том, чтобы участники дорожного движения передвигались с максимальной осторожностью. Ночью светофор использовал для своей работы газовый фонарь с цветной подсветкой, при этом красный свет означал приказ остановиться, а зелёный – разрешение продолжить дальнейшее движение. Первый в истории человечества светофор был установлен на шесте длинной шесть метров и предназначен он был для облегчения перехода пешеходам дороги. Его сигналы предназначались не для них, а для едущих по проезжей части транспортных средств.

К сожалению, судьба первого светофора сложилась неудачно: в 1869 году газовый фонарь в нём взорвался и ранил управлявшего им полицейского. После этого происшествия его демонтировали, и в течение следующих 50-ти лет в Лондоне не было установлено ни одного светофора. Главным недостатком первых светофоров было то обстоятельство, что для управления ими требовался человек. Понятно, что при таких обстоятельствах нельзя было обеспечить светофорами большое количество улиц в городах. Поэтому изобретатели направили свои усилия на создание автоматических устройств для регулирования дорожного движения.

Считается, что первую подобную систему создал Эрнст Сирин. Она использовала систему табличек с надписями «Stоp» и «Prоceed», которые, соответственно, запрещали и разрешали движение. Эта система была без подсветки, что затрудняло её использование в тёмное время суток. В современном же виде светофор был создан в 1912 году изобретателем из штата Юта Лестером Вайром. Он уже работал на электричестве и имел два светильника круглой формы зелёного и красного цветов. Правда, свою конструкцию Вайр не запатентовал. Массовое использование светофоров на улицах городов началось тогда, когда 5 августа 1914 года в Кливленде, штат Огайо, Американской светофорной компанией было установлено сразу четыре светофора. Располагались они на перекрестке 105 улицы и авеню Эвклида, а их создателем был Джеймс Хог. Эти аппараты также имели два электрических фонаря, при этом при переключении они издавали звуковой сигнал. Управлял работой аппарата полицейский, находящийся в специальной стеклянной будке, стоящей на перекрёстке. Аппараты, имеющие привычную нам трехцветную цветовую схему, появились значительно позднее, в 1920 году на улицах Нью-Йорка и Детройта. Их создателями были Джон Ф. Харрис и Уильям Поттс. Европа несколько отставала от США в процессе «светофоризации», и первый электрический светофор там появился во Франции в 1922 году, а Англии это устройство было установлено только в 1927 году. В Стране Советов первый светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде. Поставили его на перекрёсток Невского и Литейного проспектов. В Москве эту систему регулирования дорожного движения установили несколько позже - 30 декабря того же 1930 года. А само же слово «светофор» вошло в русский язык только через два года, в 1932 году, когда его включили в Большую советскую энциклопедию.

А в Казахстане первый светофор был установлен в Алма-Ате в 1938 году. На тот момент в городе насчитывалось порядка 8 тысяч транспортных средств. В Петропавловске светофоры начали появляться в 60-х годах. Автомобилей по области было на порядок меньше. Сегодня в городе насчитывается чуть более 60 светофорных объектов. Десять лет назад их было не больше тридцати. При этом светофоры того времени отличались от привычных нам тем, что они использовали принцип работы механических часов, где стрелка указывала не на время, а на цветное поле, обозначающее режим движения. Их достаточно быстро заменили на электрические фонари с вертикальным расположением светильников, однако и они были не такие, как мы привыкли. Дело в том, что расположение цветов в этой конструкции было не обычным, а перевёрнутым: сверху шёл зеленый, потом жёлтый и красный цвета.

Принцип работы

Если раньше внутри светофора располагались обычные лампы накаливания, срок службы которых едва достигал 2-3 дней, то сейчас там находятся порядка двухсот светодиодов. Перегорают они не так часто, а энергопотребление в 5-7 раз меньше, чем у ламповых, и к тому же светят намного ярче. Кстати, полная замена старых регулировщиков на новые позволит сэкономить областной казне порядка 5 млн. тенге в год.

– Современные нам светофоры являются достаточно сложными устройствами и состоят из собственно светофора со светильниками, контроллера дорожной сигнализации, а так же датчиков транспортных средств. Управляет современным светофором компьютер, который выбирает и синхронизирует направления движения согласно постоянно меняющейся дорожной обстановки, - рассказывает зам. директора ТОО «Дорсигнал» Юрий Зартдинов.

В больших городах светофоры объединены в крупные автоматизированные системы по управлению дорожным движением, которые могут создавать такие достаточно сложные эффекты как, например, «зелёная волна». Областной центр не отстаёт от этого ноу-хау. В Петропавловске данная система введена частично, и уже в ближайшей перспективе охватит весь город.

– Чтобы добиться такого эффекта, проводятся замеры совместно с сотрудниками дорожной полиции. После того, как решится, какое время выставить на перекрестке, дается несколько дней на «обкатку». Однако этого не всегда удается добиться, особенно на перекрестках, где город «сходится», например Интернациональная – Жабаева. А уже на других перекрестках, если отъехать чуть дальше от центра, заторов обычно не бывает. Все это из-за правильной настройки светофорных объектов, - говорит Юрий Зартдинов.

Управлять ими можно с любой точки, где есть покрытие зоны сети Интернет. Некоторые светофоры запрограммированы на отключение в определенное время. Так, на многих перекрестках, где регулировка в ночное время не столь обязательна, светофоры мигают желтым цветом. Интересно что «мозги» старых ламповых светофоров располагались в огромных железных контейнерах, тогда как сейчас все умещается в небольшой чемоданчик!

Загорелись по-новому

На данный момент в областном центре не осталось ни одного старого лампового светофорного объекта. Все 97 - заменены на современные светодиодные. К слову, большинство из них имеет табло обратного отсчета. Это устройство очень удобно как для водителей, так и для пешеходов.

- Мало кто знает, в чем разница между «светофором» и «светофорным объектом». Светофор – это устройство сигнализации для пешеходов и транспорта, а светофорный объект – это группа светофоров, под управлением общего светофорного блока. Как правило, светофоров в светофорном объекте четыре, поскольку часто он расположен на перекрестке, - рассказал директор ТОО «Дорсигнал» Николай Лазарев.

Кстати, установка «под ключ» одного светофорного объекта обходится акимату порядка 4.5 млн. тенге, а срок их службы больше 20 лет. Траты эти хоть и немалые для нашей области, но в пользу них говорит статистика, судя по которой, в областном центре количество аварий на перекрестках снизилось более чем в 50 раз!

Светофорная работа

В апреле этого года ТОО «Дорсигнал» отметил свое 42-летие. Каждый день оперативная бригада этого предприятия объезжает с проверкой все светофоры. Их задача не только проверить состояние высокоточного электроприбора, но и сделать мелкий ремонт, если для нормализации его работы не требуется выезд специальной ремонтной бригады. За столь внушительный срок работы со светофорами, разметками и дорожными знаками у бессменного директора Николая Лазарева накопилось немало историй, связанных с профессиональной деятельностью.

– Особенно запомнились 90-е годы и начало 2000-х, когда светофоры и дорожные знаки приходилось менять чуть ли не каждую неделю. Дело в том, что внутри контроллеров находился палладий, который очень ценился на приемке цветных металлов. И на безлюдных перекрестках просто под корень спиливали светофоры, так что у воров помимо палладия добавлялось еще несколько десятков килограммов металла, - вспоминает Николай Николаевич.

Сейчас такое уже редко встретишь, а вот мелкое хулиганство до сих пор присутствует. Самыми нелюбимыми знаками среди вредителей является знак треугольного типа «Уступи дорогу», так как местные «силачи» любят загнуть им углы. А вот светофоры нередко становятся жертвами любителей пострелять из пневматического оружия. Замена лампочек, ремонт проводов, устранение последствий автодорожных аварий и следов вандализма... И все это необходимо делать оперативно, ведь безопасность движения в Петропавловске из-за отсутствия какого-либо знака сразу может оказаться под угрозой. Кстати, сами знаки изготавливаются непосредственно на территории фирмы. Средняя стоимость - около 27 тысяч тенге, а срок службы от 7 до 10 лет. Нанесение дорожной разметки в Петропавловске выполняет также ТОО «Дорсигнал». К слову, в этом году на многих улицах можно будет увидеть новую разметку с применением термопластика.

В будущем руководство и специалисты «Дорсигнала» планируют, что управление дорожным движением будет лежать в области развития искусственного интеллекта, который, со временем, сможет взять на себя все функции регулирования транспортных потоков, полностью исключив из этого процесса человека.

Интересные факты

1. Многие привыкли, что у светофора три стандартных цвета – зеленый, желтый и красный. Но, в Японии, к примеру, можно приступать к движению, когда загорится синий, а не зеленый цвет. Ученые со временем установили, что зрением человек лучше реагирует на зеленый оттенок.

2. Всем известно, что когда загорается красный цвет, то ехать и идти нельзя. Но, в Рио-де-Жанейро это «правило» игнорируется в связи с чрезмерной криминальной ситуацией. Правда, не все время, а только с 10 вечера до 5 часов утра.

3. Возможно, что немцы тоже отмечают 5 августа День светофора, но у них свой взгляд на это привычное для всех устройство. В Берлине светофор оснащен не тремя, а 13-ю сигналами. Можно лишь догадываться, в каком замешательстве там окажется заезжий казахстанец.

4. На дорогах Кореи долгое время в качестве светофоров находились девушки. Именно они регулировали движение и, судя по всему, корейцев такая ситуация вполне устраивала.

5. Оказывается, в мире есть не только день светофора, но и памятники в честь этого ценного изобретения. Они установлены в Новосибирске и Лондоне.

6. В мире есть огромное количество светофоров, регулирующих движение поездов, речного транспорта и пр. Но самый удивительный автомат стоит в Праге и координирует движение пешеходов по улице Винарна Чертовка. Дело в том, что её ширина составляет всего лишь 70 см, и пробки тут могут возникнуть без машин. 

7. Последний светофор с обратным расположением цветов стоит в городе Сиракьюс (США). Первые автоматические регулировщики, установленные здесь в начале прошлого века, вызвали бурное негодование местных жителей. Большинство из них было выходцами из Ирландии, страны, традиционный цвет которой — зелёный. С Англией же в то время ассоциировался красный. Жители били стёкла автомата до тех пор, пока власти не пошли на уступки и не перевернули цветовые сигналы вверх дном, поставив зелёный выше красного.


Евгений Шаламов
газета "Неделя СК"
"По зелёной волне"
09.08.18

Поделиться статьёй: