30 раз подряд североказахстанец сдавал практический экзамен по вождению

Департамент по противодействию коррупции по СКО провел внешний анализ коррупционных рисков в деятельности спецЦОНа, который выявил коррупционные риски при получении государственных номерных знаков, постановке транспортных средств на учет и при прохождении практической части экзамена. По итогам анализа внесено 14 рекомендаций.

Более подробно о выявленных коррупционных рисках на площадке сервисного центра «Antikorortalyǵy» рассказал руководитель управления превенции и добропорядочности ДПК по СКО Дамир Хабибулин.

Что касается получения государственных регистрационных номерных знаков, то в ходе анализа установлено, что в Правилах государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства указан не весь перечень номерных знаков повышенного спроса. «Это создает предпосылку для возникновения коррупционного проявления и получения незаконного вознаграждения», - считают в антикоррупционном ведомстве.

В перечне номерных знаков повышенного спроса, которые выдаются на платной основе, отсутствуют так называемые «зеркальные» номера.

Кроме того, не все государственные регистрационные номерные знаки вносятся в информационную систему «АРМ», тогда как в соответствии с утвержденными Правилами весь перечень имеющихся в наличии номерных знаков должен вноситься в информационные системы Госкорпорации. При этом номера не повышенного спроса должны вноситься в алфавитном порядке. На практике же из-за данной формулировки Правил возникает коррупционный риск, позволяющий вносить сведения об имеющихся номерных знаках, не учитывая числовой порядок.

«Поэтому в случае заинтересованности у ответственного сотрудника присутствует возможность предоставить на выбор номерные знаки повышенного спроса из более обширного перечня имеющихся в наличии на складе и внести его в базу данных в нужное время для выбора услугополучателем номерного знака», - подчеркнул Д.Хабибулин.

Следующий коррупционный риск возможен в части выбора и бронирования, получения государственных регистрационных номерных знаков, в том числе в электронном виде через портал «электронного правительства».

Как известно, при регистрации через портал «электронного правительства» все внесенные свободные номерные знаки отображаются на портале. Возможности предварительного бронирования того или иного номера нет. То есть выбор номера осуществляется непосредственно перед получением услуги, а не заблаговременно.

Как отметил спикер, существует проблематика в связи с отсутствием функционала по предварительному заказу номеров повышенного спроса, а именно: по номерам с буквенными и цифровыми обозначениями на выбор заявителя. Порядок получения номеров на выбор не регламентирован нормативными правовыми актами.

На практике получение номеров по выбору выглядит следующим образом: услугополучатель подает заявление в отдел регистрационно-экзаменационной работы(ОРЭР) с указанием желаемого сочетания цифр и букв. Далее в рабочем порядке уточняется возможность изготовления номера, не был ли изготовлен номер с таким же обозначением другому заявителю. Затем определяется срок изготовления номерного знака, который также не регламентирован.

«То есть процесс проходит без определенного алгоритма, в ручном режиме и несет коррупционные риски, - говорит Дамир Хабибулин. - Отсутствует прозрачность процедуры, поскольку сотрудники имеют возможность изготовить данный номер по своему усмотрению в любой срок».

По факту граждане подают заявления на изготовление номерного знака повышенного спроса, после чего эти документы один раз в 15 дней направляются в Комитет административной полиции МВД РК. Однако имеются факты, когда ожидание изготовления номеров повышенного спроса длилось до полутора месяцев. «Данная ситуация имеет коррупционный риск в связи с «ускорением» их изготовления», - отметил представитель ведомства.

Существуют риски и при постановке транспортных средств на учет.

При анализе установлено, что в функции сотрудников спецЦОНа не входит корректировка сведений в базе данных «Информационная интегрированная система». Однако ответственные сотрудники ОРЭР ДП СКО при необходимости производят такие корректировки при постановке транспортного средства на учет, что отражают в акте регистрации транспортного средства.

Для обеспечения защиты персональных данных и контроля учета пользователей информационной системы, вход и корректировка подписываются ЭЦП сотрудника ОРЭР. На практике же зачастую используются электронно-цифровые печати других сотрудников, вследствие чего возможен риск внесения некорректных сведений из-за отсутствия ответственности и контроля.

«Данная ситуация имеет коррупционный риск, так как сотрудник имеет возможность вносить изменения какого-либо параметра транспортного средства. К примеру, при изменении объема двигателя на автомашине или даты ввоза/производства возможен риск увода граждан от уплаты значительной суммы налогов и пошлин. Так, при возможной корректировке объема двигателя с 4395 куб. см до 2979 куб. см на BMW шестой серии разница может составить свыше 300 тыс. тенге в год», - пояснил спикер.

Коррупционный риск имеется и при прохождении практической части экзамена.

Как пояснил Дамир Хабибулин, для обеспечения прозрачности работы и устранения коррупционных рисков при прохождении практического экзамена для получения водительских удостоверений кабины автомобилей оборудованы камерами видеонаблюдения. Однако, несмотря на временный выход камеры и системы записи из строя, результаты практического экзамена независимо от наличия видеозаписи признаются действительными. Такой порядок несет в себе коррупционный риск, выраженный в предоставлении возможности замены услугополучателя на опытного водителя или инструктора, считают в ведомстве.

Как известно, после прохождения теоретической части экзамена услугополучатель допускается к его практической части, при этом сегодня у экзаменуемого не ограничено количество бесплатных попыток проезда маршрута. Единственное ограничение - прохождение практической части через день. Однако в ходе анализа установлены факты, когда услугополучатель допускался к практической части экзамена 30 раз.

«Данное обстоятельство повышает износ автотранспортных средств - резина, коробка передач и т.д., нагрузку на лиц, проводящих экзамен, и способствует возникновению доверительного контакта, что может способствовать коррупционному проявлению», - подчеркнул спикер.

Стоит отметить, что услугополучатель на автодроме спецЦОНа может воспользоваться платной услугой - 2000 тенге - проезд экзаменуемого с инструктором, в ходе которого инструктор объясняет экзаменуемому порядок и правила проезда маршрута.

В этой связи департамент по противодействию коррупции по СКО считает необходимым внести ряд предложений в Комитет административной полиции МВД РК, а именно: исключить возможность прохождения практической части экзамена при отключенной камере, сбоях в программе или отсутствии видеозаписи с предоставлением переноса сроков экзамена; регламентировать в Правилах порядок хранения видеофайлов, содержащих записи о проведении практической части экзамена; ввести ограничение количества бесплатных попыток практической части экзамена до 3 раз, с последующей официальной оплатой.

Как отметил Д.Хабибулин, в этом году на аренду автомобилей для сдачи экзамена на права потрачено более 14 млн. тенге.

Всего на балансе спецЦОНа находится 13 единиц транспортных средств, из них 4 авто - арендованные.

«Транспортные средства для прохождения практической части экзамена по категориям С, С1, Д, Д1 (микроавтобус, автобус, мини-грузовик, грузовой транспорт) арендуются на ежегодной основе, прицепы категорий BЕ, CE, C1E отсутствуют. Следует отметить, что практическая часть экзамена по последним категориям принимается в автошколах, это создает неудобство как для услугополучателей, так и для услугодателя, при этом появляется возможность для проявления бытовой коррупции», - отметил Д.Хабибулин.

Кроме того, на аренду транспортных средств ежегодно расходуется большое количество бюджетных средств. К примеру, в 2019 году на аренду транспортных средств было потрачено более 21 млн. тенге, за 4 месяца текущего - уже 14 024 450 тенге.

В антикоррупционном ведомстве считают, что приобретение указанных транспортных средств сократит расходы бюджетных средств в будущем.


Татьяна Шейкина
газета "Северный Казахстан"
"Экзамен" сдаёт спецЦОН"
30.06.20

Поделиться статьёй: