15 марта является Всемирным днём прав потребителей

Всемирный день прав потребителей закреплен в календаре 15 марта 1983 года, когда Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ – «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по защите прав потребителей». Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная федерация потребительских организаций (Consumers International – CI). В 2021 году он проходит под девизом «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами» («Tackling Plastic Pollution»).

Ежегодно в мире производится более 350 миллионов тонн пластика, из которых 150-200 миллионов тонн оказываются на мусорных свалках или в окружающей среде. Среднее время разложения пластмассовых изделий, созданных по разным технологиям, колеблется от 400 до 700 лет. Например, полиэтиленовые пакеты, которые повседневно используются людьми, в природе разлагаются от 100 до 200 лет. По данным ООН, в мировой океан ежегодно выбрасывается до 8 миллионов тонн пластика. Согласно исследованиям экологов, такими темпами к 2050 году пластика в океанах станет больше, чем рыбы.

Загрязнение планеты пластиковыми отходами приобретает катастрофические масштабы и является одной из самых крупных экологических проблем. Борьба с загрязнением пластиком – это международная глобальная проблема, требующая скоординированных решений всего мирового сообщества.

Во всем мире мероприятия, проводимые в рамках Всемирного дня прав потребителей 2021 года, будут сосредоточены на принципах 7 R (семь ключевых понятий):

- Rethink – переосмысление модели поведения;

- Refuse – отказ от ненужной упаковки;

- Reduce – сокращение потребления, в том числе пластика;

- Reuse – повторное использование упаковки;

- Recycle – переработка;

- Repair – ремонт товаров;

- Replace – замена пластика на другие материалы.

Чем больше людей узнают, как их выбор влияет на окружающую среду, тем весомее будет вклад потребителей в решение проблемы пластикового загрязнения.

В Казахстане проблема загрязнения пластиковыми материалами стоит так же остро, как и во всем мире. Постепенно появляются предприятия по переработке пластика, проводится активная работа с населением по внедрению раздельного сбора бытовых отходов. Более того, в статье 11 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» установлено право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при установленных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья и (или) имущества потребителя, окружающей среды.

Всемирный девиз «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами» направлен на сохранение природных ресурсов, улучшение социальных условий для нынешних и будущих поколений, а также призывает каждого человека придерживаться принципов рационального использования пластика.

По вопросам защиты прав потребителей граждане могут обращаться на телефон «горячей линии» (8-7152) 53-42-32 департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области (г. Петропавловск, ул. Парковая, д. 57В, каб. 309) или через Единую информационную систему защиты прав потребителей E-tutynushy.kz.


Ербол Кошкарбаев
газета "Северный Казахстан"
"Пластик наносит вред планете"
16.03.21

Поделиться статьёй: