1 сентября свое 75-летие отметит областная специальная школа-интернат для детей с нарушениями слуха

Одно из старейших учреждений специального образования Казахстана на протяжении нескольких десятилетий открывает двери для неслышащих и слабослышащих ребят, помогая им жить полноценной жизнью.

ШАНС НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

Как только входишь в учреждение, сразу чувствуются приятная атмосфера и сплоченность коллектива. Здесь работают педагоги с большим стажем, которые уже воспитали не одно поколение ребят с особенностями в развитии. Тяжелый труд не оставил на их приветливых лицах какого-либо отпечатка, настолько трепетно и достойно преподаватели относятся к своей наставнической миссии.

- Областная специальная коррекционная школа-интернат создана для социализации детей с нарушением слуха, чтобы они не варились в собственном соку, а контактировали с внешним миром, участвовали в разных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях. На сегодняшний день наши ученики, спортсмены и танцоры показывают хорошие результаты. В прошлом году три воспитанницы поступили в колледж сферы обслуживания, все юноши получили водительские права. В Нур-Султане один предприниматель, брат которого страдает нарушением слуха, открыл специальное кафе, в котором в качестве официанта работает наш выпускник. В планах у нас - открыть на базе школы-интерната специальный комплекс, благодаря которому выпускники после одиннадцатого класса смогут получить рабочую специальность, - поделился директор учреждения Женис Абильмажинов. Сегодня под его руководством слаженный педагогический коллектив реализует программы дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования. Старшеклассники проходят предпрофессиональную подготовку по программам: швейное, обувное, парикмахерское дело, водитель. По окончании школы молодые люди с нарушениями слуха получают аттестаты об основном и общем среднем образовании, после чего продолжают обучение в колледжах и вузах и вместе с профессией получают шанс на самостоятельную жизнь.

Никаких амбиций

Для того чтобы слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха была наиболее успешной, начинать ее надо как можно в более раннем возрасте. С этой целью в школе организованы две дошкольные группы для детей от трех до шести лет. Здесь созданы все необходимые условия для дошкольного образования неслышащих, слабослышащих детей и детей с кохлеарными имплантами. Учитель-дефектолог, сурдопедагог коррекционной школы-интерната Галина Ясиновская подчеркивает, что ребята, воспитывающиеся в слабослышащей или неслышащей семье, отличаются большей адаптацией к окружающему миру, нежели дети из обычных семей.

- Жестовая речь помогает развивать мышление. Ребята, которые ею владеют, умеют показать солнышко, траву или, к примеру, выразить желание поесть. Родители же с нормальным слухом общаются с глухими детьми лишь на бытовом уровне, поэтому те менее подготовлены к обучению. Мы показываем им солнце на картинке, табличку с этим словом и наглядно - на улице. Нормально говорящие люди не задумываются, куда нужно поставить язык, чтобы произнести тот или иной звук. А мы своих воспитанников этому учим, - делится Галина Андреевна.

Учитель начальных классов, сурдопедагог Оксана Рудакова отмечает: для того чтобы ребенок что-то начал понимать и говорить, в него вкладывается кропотливый труд целой команды.

- Нельзя сказать о том, что ребенку помог какой-то определенный учитель. Коррекционных направлений много – это и развитие слухового восприятия, и формирование речи, и фонетическая ритмика. Потому с каждым ребенком занимается группа педагогов, - говорит Оксана Борисовна. Педагог считает, что большую роль играет то, как сами родители относятся к сложившейся ситуации и насколько они готовы сотрудничать со специалистами. Когда родители прилагают все усилия и взаимодействуют с учителями, у детей происходят сдвиги, и они опережают своих сверстников в развитии. Учителя школы-интерната сетуют на то, что некоторые семьи отправляют своих детей с нарушением слуха в обычную школу.

- В общеобразовательных школах учителя разводят руками и не понимают, что делать с такими детьми. Порой им даже не сообщается диагноз ребенка. Мы как специалисты понимаем, что этим ребятам будет лучше в коррекционной школе. Здесь не должно быть амбиций родителей, амбиций времени и законов. Главное – здравое понимание того, что на данный момент важно для ребенка с нарушением слуха, - говорит О. Рудакова.

Те дети, которые подверглись кохлеарной имплантации, требуют повышенного внимания и должны как можно быстрее вовлекаться в образовательный процесс. Правда, некоторые родители уверены, что достаточно ребенка прооперировать - и проблема исчезнет. Однако Галина Ясиновская уверяет: ни в коем случае нельзя упускать время.

- Да, он начинает слышать, но это такая какофония звуков! Ребенок теряется, не понимает, кто он, где он и что с ним происходит. Это все равно что заговорить с вами на японском языке. Нужно отрабатывать каждый звук: вот постучали в дверь, вот кто-то мешает ложкой чай и так далее, - говорит сурдопедагог.

Быть нужным и полезным

Цель и миссия школы - успешная слухоречевая реабилитация обучающихся с нарушениями слуха, включение их в общество. За последние годы из шестидесяти восьми выпускников областной специальной школы для детей с нарушениями слуха четырнадцать поступили и учатся в Северо-Казахстанском государственном университете, один - в университете города Кокшетау, двадцать один – в колледжах, пять – в профессиональном лицее Петропавловска. Это значимое достижение, так как обучающиеся с нарушениями слуха отличаются от слышащих сверстников особыми образовательными потребностями.

Благодаря незаурядным тренерам неслышащие спортсмены-футболисты и легкоатлеты стали членами сборной Республики Казахстан и достойно представляют нашу страну на международных спортивных состязаниях. Участников танцевальных коллективов «Пульс» и «Sensitive», исполнителей жестовой песни «Живое слово» встречают бурными аплодисментами не только в Северо-Казахстанской области и Республике Казахстан, но и на больших сценах ближнего и дальнего зарубежья. Идут годы, сменяются поколения педагогов и детей, но неизменно стремление взрослых сделать жизнь ребятишек ярче и насыщеннее. А учащиеся хотят быть востребованными в обществе и иметь шанс внести свой посильный вклад в развитие родного государства. Ведь самое главное в жизни любого человека - быть нужным и полезным для окружающих!

- Один из участников ансамбля бального танца «Sensitive» пришел к нам в садик еще в двухлетнем возрасте, - вспоминает сурдопедагог Наиля Зарипова. – Мама ребенка сильно переживала за его воспитание и обучение. Он проучился все двенадцать лет в нашей школе. Мы все помогали ему адаптироваться. А сейчас вон какой красавец вырос! И талантливый очень!

К слову, воспитанники не забывают своих учителей и при любой возможности навещают родную школу, чтобы в очередной раз выразить им свою признательность и бесконечную благодарность. Педагоги с радостью вспоминают заслуги талантливых, добрых и отзывчивых учеников, таких, например, как Александр Кубарев и Роман Шмидт. Минувшей весной в маршрутке №9 на остановке «Тайга» при расчете за проезд злоумышленник вырвал у девушки из рук кошелек с крупной суммой денег. Стараясь задержать вора, она оступилась и упала со ступенек общественного транспорта. В ответ на крик о помощи люди, стоящие на остановке, безразлично наблюдали за вопиющей ситуацией. Проявив настоящее мужество, Саша с Ромой бросились на помощь девушке и помогли поймать вора.

- Несмотря на то что в нашей школе обучаются дети из разных семей, они становятся дружным коллективом, - говорит Оксана Рудакова. – Ребята учатся делиться, помогать друг другу и после окончания школы стараются поддерживать тесную связь. Нас они воспринимают как своих родственников.

Проблемы есть

Сегодня в школе-интернате функционируют семь кружков и три спортивные секции, в которых занимается каждый воспитанник. Кружковцы принимают активное участие в школьных, городских, областных, республиканских и международных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, спортивных состязаниях наравне со слышащими детьми. Это содействует их адаптации в общественной, культурной жизни, достижению полноценного социального статуса. Неоднократно работы воспитанников школы-интерната занимали призовые места и были отмечены дипломами и памятными подарками.

Важнейшее условие для успешной слухоречевой реабилитации и обучения неслышащих и слабослышащих школьников - использование звукоусиливающей аппаратуры. Помимо стационарной аппаратуры «Сонет» и «Соло», установленной в учебных кабинетах, все обучающиеся протезированы или слуховыми аппаратами, или кохлеарными имплантами. Помещения для коллективных занятий и мероприятий оборудованы индукционными петлями, выполняющими функции беспроводных ФМ-систем. Многие учебные кабинеты оснащены сурдологопедическими тренажерами, интерактивными досками, которые помогают педагогам реализовать в работе важнейшие специальные принципы сурдопедагогики: наглядность и предметно-практическую направленность в обучении.

- В нашей школе есть необходимое оснащение, но все же оно уже немного устарело, - отметил директор школы-интерната Ж. Абильмажинов. – Проблема заключается в том, что все это оборудование в Казахстане не производится. Оно создается за рубежом и стоит больших денег.

Одна из главных задач специальной школы – помочь неслышащим обучающимся выбрать нужную профессию, овладеть ею, трудоустроиться и успешно социализироваться в обществе. В условиях интерната для детей с нарушениями слуха наиболее доступный и простой вид общественно-полезного труда, которым ребёнок овладевает на начальном этапе, - бытовой труд. Он включает в себя домашнее и школьное самообслуживание. Домашний труд воспитывает у детей уважительное отношение к труду родителей, заботливое отношение к младшим и престарелым членам семьи. Школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя. Педагоги приучают воспитанников самостоятельно осуществлять режимные моменты, ухаживать за одеждой, чистить обувь, дежурить в классе, спальне, столовой, застилать кровати, ухаживать за комнатными растениями и многое другое.

В среднем и старшем звене работа педагогов по развитию трудовых умений и навыков расширяется. Учащиеся самостоятельно стирают свои личные вещи, чистят обувь, утюжат одежду и проводят ее мелкий ремонт, наводят порядок в спальнях, классах, поливают цветы. Добавляется труд на пришкольном участке: воспитанники убирают закреплённые участки, подбеливают деревья, работают в школьной теплице. При этом важен личный пример педагога, его советы и поощрения. Дети с удовольствием посещают кружки «Растениеводство», «Рукодельница», «Умелые руки» и «Прикладное искусство».

К сожалению, не всем выпускникам с особыми образовательными потребностями удается получить высшее или среднеспециальное образование и найти себе работу. По словам специалистов, дальнейшая интеграция в общество людей с проблемами слуха зависит от сложности структуры дефекта. Педагоги отмечают, что некоторым воспитанникам все-таки удается трудоустроиться. Более восьми выпускников работают в школе-интернате в качестве преподавателей и технического персонала. Воспитанница Айнур Сатыбалдина (фамилия изменена по просьбе респондента) окончила университет с красным дипломом и даже некоторое время работала в ЦОНе, а Самат Калиев (фамилия изменена) успешно строит юридическую карьеру.


Елена Чмель
газета "Добрый Вечер"
"Школа неограниченных возможностей"
29.08.19

Поделиться статьёй: