Министр энергетики РК Болат Акчулаков посетил Северо-Казахстанскую область
Он проинспектировал ход работ на Петропавловской ТЭЦ-2, ознакомился с текущим состоянием энергетического комплекса, провел совещание и встретился с населением СКО. В ходе визита его сопровождал аким региона Кумар Аксакалов.
О нефти насущной...
- Хотелось бы остановиться на той политике, которая проводится в области ГСМ, вы знаете, что у нас на 180 дней были установлены предельные цены на реализацию нефтепродуктов. На заправках цена не превышает 182 тенге за 92 бензин, не больше 215 тенге за 95, ДТ - не более 260 тенге, - рассказал министр на встрече с населением. - Вместе с тем есть ряд проблем, которые глава государства поручил нам решить. По реформированию рынка ГСМ: нужны проз-рачность и транспарентность в отрасли нефтепродуктов. Здесь мы хотим убрать ненужных посредников, которые не владеют ни заправочными станциями, ни нефтебазами, соответственно, не являются переработчиками нефти, фактически они находятся между производителями и покупателями, не оказывая никаких услуг. Мы хотим, чтобы такие компании были исключены, поэтому сейчас готовятся поправки в закон, которые мы рассматриваем совместно с нашими коллегами из Министерства нацэкономики.
Вторая мера, о которой подробно говорил министр, - создание резерва нефтепродуктов. Сегодня запас ходовых 92 бензина и дизельного топлива в стране достаточен. Власти не стали ограничиваться традиционным объемом на 20 дней, наращивание продолжается, чтобы избежать возможных проблем с дефицитом.
- В-третьих, мы намереваемся продлить запрет на вывоз топлива с территории РК сроком еще на шесть месяцев транспортом, - добавил Болат Акчулаков. - Так как СКО - сельскохозяйственный и сеющий регион. Актуальный вопрос связан с поставкой ДТ для аграриев. Мы с Минсельхозом ежегодно эту работу проводим, в этом году даже больше выделили топлива - порядка 400 тыс. (для Северо-Казахстанской области предусмотрена 71 тыс. тонн дизельного топлива, или практически пятая часть от всего объема по стране) по цене 212 тыс. тенге за тонну, или 176 тенге за литр с завода-производителя, плюс накрутка по логистике от операторов. Насколько я знаю, в СКО цена - 210 тенге за литр в среднем. Вместе с тем мы также хотим реформировать эту сферу. В идеале нужно отказаться от региональных операторов, чтобы производители напрямую отдавали топливо сельхозтоваропроизводителям.
Для этого, по словам министра, нужно создать базу всех аграриев, которым нужно удешевленное ДТ. Этой работой должны заняться местные исполнительные органы - собрать контактные данные, информацию по общей площади посевных земель, иного хозяйства, потребностям в ГСМ, чтобы государство имело возможность адресно выделять топливо. По задумке министерства слишком удаленные хозяйства смогут получать ДТ через сеть областных и районных нефтебаз.
...и сжиженном газе
- Вы знаете, что в январе в соответствии с поручением главы государства было введено госрегулирование цен на сжиженный газ. Отпускная цена розничная должна составлять от 50 и не более 70 тенге за литр, - напомнил руководитель главного энергетического ведомства РК. - Понятно, что СКО у нас является достаточно удаленной от мест производства газа, поэтому из-за логистики, по нашим данным, в СКО цена за литр максимально допустимая - 70 тенге. В регионе по регистрации имеется 18 газосетевых организаций и 108 автомобильных газозаправочных станций. Потребление сжиженного нефтяного газа в области по сравнению с другими регионами небольшое - в 2021 году составило примерно 57,5 тыс. тонн.
Министерство энергетики также анонсирует реформирование рынка сжиженного нефтяного газа для обеспечения долгосрочной ценовой стабильности и недопущения спекулятивных скачков цен. В качестве одной из мер будет разработана методика по определению предельных оптовых цен на сжиженный нефтяной газ заводами-производителями исходя из установленных розничных цен, что позволит справедливо распределять выручку между заводами и продавцами.
Всем нужен дом, в котором климат теплый
Пожалуй, самая животрепещущая тема на фоне произошедших на ТЭЦ-2 событий - это состояние электроэнергетики региона.
- У вас единственный источник энергии - это Петропавловская ТЭЦ-2, на которой мы были сегодня с акимом области и коллегами из Нур-Султана. Петропавловская ТЭЦ введена в эксплуатацию в 1961 году и является единственным источником электрической и тепловой энергии в СКО. Установленная электрическая мощность станции составляет 541 МВт, тепловая мощность – 713 Гкал/час. К сожалению, физический износ основного оборудования станции составляет 56,1%, - это то, что мы паспортизируем. Станция возрастная. Вместе с тем СКО РЭК имеет в своих активах более 13 тысяч км сетей кабельных воздушных линий электропередач, кроме того, 2376 подстанций. Износ электросетевого хозяйства еще больше - 76%. Поэтому вопрос острый. Тут нужно комплексно подходить, чтобы обеспечить устойчивость энергоснабжения, - убежден министр.
По теплоснабжению Петропавловска много вопросов. Тепловая нагрузка растет год от года. 66% потребителей - это многоквартирные жилые дома, население города, 34% - в сумме оставшиеся коммерческие и социальные объекты. По данным Болата Акчулакова, на сегодня за счет новых построенных объектов дефицит тепловой мощности в областном центре составляет порядка 52,5 Гкал. С учетом ожидаемого объема вводимого жилья до 2026 года (1126 тыс. кв. м) министерство прогнозирует рост теплонагрузки еще на 185 Гкал.
- Это говорит о том, что нам нужно оптимизировать и нарастить мощности по выдаче электро- и тепловой энергии, - констатировал главный энергетик страны.
Чего стоит трубу «построить»?
- По ремонтной кампании на ТЭЦ-2 отдельно хотел бы остановиться. Анализ ремонта за прошлый год свидетельствует о достаточно низком качестве проведенных работ. После капремонта котлов №№4, 5, 7 на каждом из них произошли 5, 10, 23 аварийные остановки. Этот высокий показатель рождает опасения, что в зимний период могут возникнуть проблемы со снабжением теплом, - считает министр. - 43% всех аварийных остановок в 2021 году на Петропавловской ТЭЦ-2 произошли по причине коррозионного и эрозионного износа металла и поверхности нагрева котлов. Это еще раз свидетельствует о том, что неэффективно проводились организационно-технические работы. В основном по причине отсутствия финансирования. Хотелось бы отметить, что со стороны ответственных руководителей станции не были обеспечены полные объемы капремонтов, послеремонтные показатели работы оборудования, качество планирования и достаточность финансирования, выполнение мероприятий по надежности. К сожалению, мы отмечаем и недостаточный контроль за качеством проводимых работ подрядных организаций, которые делали ремонт. Есть такая проблема.
Глава Минэнерго рассказал, что ведомством была направлена независимая комиссия на нашу ТЭЦ-2. С момента аварии эксперты прибыли в Петропавловск, энергонадзор тоже постоянно находится на объекте.
- Мы составили Дорожную карту по проведению ремонтных работ. Ее разделили на пять блоков, общая сумма финансирования - пока 17,4 млрд тенге, этого будет достаточно для того, чтобы обеспечить своевременную и качественную подготовку теплоэнергоцентрали к предстоящему отопительному сезону, - считает Болат Акчулаков. - Первый блок предусматривает демонтаж дымовой трубы №1, капремонт дымовой трубы №2 и обследование дымовых труб №2 и №3. Все это мы должны закончить до 18 сентября 2022 года. Второй блок потребует восстановления главного корпуса и строительства временных газоходов для подключения котлов №4, 5, 8 на дымовые трубы, которые целы, срок завершения - до 20 августа. В третьем разделе программы предусмотрены мероприятия по ремонту котлов и общестанционного, вспомогательного оборудования со сроком завершения до 3 сентября 2022 года. Четвертый этап предполагает капитальный ремонт двух турбоагрегатов со сроком завершения до 20 октября. Поясню, почему такие сроки. Самое главное сейчас - это семь котлов ввести в строй, чтобы 1 сентября они уже работали, чтобы с начала отопительного сезона иметь их в наличии. Вы понимаете, что чем ниже температура за окном, тем больше будет нужно мощностей, котлов. Поэтому еще два котла будут вводиться чуть позже - к концу октября, чтобы с девятью котлами можно было пройти зиму, без потерь тепла и без отключения в зимний период.
Пятый блок Дорожной карты - это строительство новой дымовой трубы №1, которая частично обрушилась. Тут срок завершения - 30 сентября 2024 года. Причина в том, что это достаточно сложное строительство, оно раньше не может быть закончено по техническим и технологическим параметрам. Как рассказал министр, сейчас рассматривается вопрос об использовании фундамента рухнувшей трубы.
- Если он будет пригоден, возможно сделать наращивание трубы. Вопрос требует аккуратного подхода. Не хотелось бы повторения ошибок. Как только исследовательские работы окончатся, точнее скажем, будет ли она демонтирована и когда, - заверил Акчулаков.
Кстати, во время рабочего совещания на ТЭЦ-2 министр дал ряд поручений «СЕВКАЗЭНЕРГО» и акимату СКО. Во-первых, нужно провести анализ теплонагрузок по категориям потребителей и разработать график отключений в случае внештатной ситуации.
- Второе - принять меры по подготовке внутренних теплосетей, в том числе элеваторным узлам в 53 проблемных домах к предстоящему сезону. Третье - альтернативно рассмотреть другие энергоисточники в долгосрочной перспективе, - поручил спикер. - Со своей стороны, «СЕВКАЗЭНЕРГО» должно обеспечить финансирование всех мероприятий Дорожной карты ремонта, качественное проведение ремонтных работ и устранение выявленных дефектов и «узких мест» по теплосетям в целом.
О газификации и не только
После официальной части все желающие смогли задать министру свои вопросы. Один из самых важных с социальной и экономической точек зрения - газификация региона.
- Программа «Сарыарка» по строительству газопровода состояла из нескольких этапов: первый – из Кызылорды дошли до Нур-Султана через Караганду – этот этап завершен, газ зашел в столицу. Дальше предполагалось продление этого газопровода на Кокшетау и дальше на Петропавловск – это следующий этап, который мы собираемся реализовать.
Сейчас ТЭО проходит комплексную межведомственную экспертизу. Но нужно отметить: чтобы обеспечить газом тот или иной регион, помимо самой трубы, нужно найти объемы газа на долгосрочный период. Глава государства поставил задачу экспортировать газ только по остаточному принципу, то есть в первую очередь удовлетворять потребности внутри страны. Экспорт значительно сокращается, я думаю, что через год таких объемов (на экспорт), которые есть сейчас, не будет, мы им будем полностью пользоваться внутри страны.
Для газификации северо-востока страны есть два возможных пути: первый – достроить «Сарыарку» и подать больше газа либо использовать газ из Российской Федерации, соседи наши, особенно в сибирской части, очень им богаты. Был такой проект: газ шел через Петропавловск в Кокшетау, а потом в Нур-Султан, наоборот, с севера, «Ишим - Петропавловск» назывался этот газопровод, по которому мы хотели газ подать. Весь маршрут - больше 600 км. Но сейчас в Нур-Султан тянуть его смысла нет, потому что газ уже там есть. Остается тянуть его только до Петропавловска. Сейчас мы ведем переговоры по объему газа и по цене. Ведь важно не просто завести газ, а чтобы этот газ поступал не один-два года, а очень долго, поэтому запасы должны быть достаточными, мы уделяем большое внимание именно ресурсной базе. Я Кумару Иргибаевичу говорил, мы сейчас ведем переоценку: раньше нам сказали, что весь север и восток будут потреблять примерно 2,5 млрд кубометров газа. Но я считаю, что это неверные цифры. Этого достаточно, наверное, только для газификации населения, но здесь же очень много промышленности. По Петропавловской ТЭЦ рано или поздно встанет вопрос перехода на газ. Если учитывать все эти аспекты, я думаю, речь идет о 5-7 млрд кубометров газа в перспективе. Такие объемы устойчивые и стабильные найти – это сложная задача, она потребует от нас сотрудничества в том числе с РФ. Буквально на следующей неделе я буду в России, и этот вопрос буду обсуждать с Министерством энергетики соседей.
Североказахстанцев интересовали также вопросы компенсации стоимости газа поставщикам в связи со сдерживанием цен, тонкости тарифообразования и другое. Подробнее об этом - в следующих номерах газеты.
газета "Северный Казахстан"
"Контроль и реформирование"
19.04.22
Поделиться статьёй: