Касым-Жомарт Токаев провел расширенное заседание Правительства Республики Казахстан
Нынешнее расширенное заседание Правительства – первое после прошедших 10 января парламентских выборов и первое в наступившем 2021 году, в течение которого предстоит проделать большую работу по восстановлению экономики и других сфер после «коронавирусного шока».
Так что в ходе мероприятия, прошедшего под председательством Главы государства, основной акцент был сделан не столько на итогах прошедшего 2020 года, сколько на задачах на перспективу – решении проблем, порожденных или акцентированных пандемией, стратегических направлениях развития Казахстана, реформах и преобразованиях, нацеленных на повышение эффективности госуправления.
Участие в заседании приняли Премьер-министр Аскар Мамин, Государственный секретарь Крымбек Кушербаев, руководитель Администрации Президента Ерлан Кошанов, члены Правительства, акимы областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент, руководители центральных государственных органов и национальных компаний.
В своем выступлении Касым-Жомарт Токаев обозначил 7 комплексных направлений, на которых предстоит сосредоточиться Правительству в своей деятельности, и озвучил серьезный пакет поручений по каждому из них. По сути, речь Президента стала для исполнительной власти «дорожной картой» на предстоящий непростой год.
При этом Глава государства неоднократно подчеркивал, что конкретных результатов и четких взвешенных решений по озвученным задачам ждет в максимально короткие сроки.
Поддержка должна быть эффективной
В первую очередь Касым-Жомарт Токаев отметил, что основная задача Правительства – восстановление экономического роста, привлечение инвестиций и повышение реальных доходов казахстанцев. Президент указал на важность поддержки малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавшего от пандемии, ограничительных мер и разрушения торговых связей.
– В этом году в центре внимания должна быть поддержка малого и среднего бизнеса. Поручаю Правительству совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» в течение месяца разработать необходимый пакет мер. Государственная программа «Еңбек» – основной инструмент обеспечения занятости населения. По направлению «Бастау бизнес» прошло обучение более 150 тысяч человек. Но только 10% из них получили кредиты, 19% – гранты. Более 100 тысяч человек остались без поддержки государства. Особенно не хватает средств для тех, кто обучался по этой программе на селе. Поэтому мы должны пересмотреть не только финансовые объемы программы, но и принципы и механизмы ее реализации. Ставка микрокредитов населению не должна превышать 6%, – сказал Глава государства.
Отдельный важный вопрос – увеличение доли местного содержания в закупках, что должно было стать серьезной поддержкой отечественных производителей в кризисный период. Однако здесь работа Правительства оказалась неудовлетворительной.
По озвученным Президентом данным, за 9 месяцев 2020 года общий объем регулируемого закупа товаров, работ и услуг составил 12,5 трлн тенге – казахстанская экономика недополучила почти половину этой суммы. На местные товары и услуги было направлено всего около 6,5 трлн тенге (52%).
Причем меньше всего средств на закуп отечественных товаров и услуг тратят государственные органы – местное содержание у них составило только 30%. «Недобор» зарегистрирован как при реализации инфраструктурных программ, так и по линии «Нұрлы жер», «Дорожной карты занятости».
– Субсидировать импорт триллионами бюджетных средств мы не имеем права, – заявил Глава государства. – Поэтому администраторы бюджета будут нести персональную ответственность. При этом нам не нужны дутые цифры. Важен правильный счет. Имеется информация, что в «зачет» часто относится любая продукция юридического лица, зарегистрированного в Казахстане. И не важно – поставил он собственный товар или импортный. Поручаю Мининдустрии перепроверить заявленные цифры в соответствии с утвержденными методиками.
Касым-Жомарт Токаев обратил внимание, что нужно активнее применять в госзакупках инструмент офтейк-контрактов, и поручил до 1 сентября утвердить Комплексный план по созданию и расширению производств через систему гарантированного закупа продукции. Он также отметил, что нужно провести работу по широкому использованию категорийных закупок и других механизмов стимулирования местного производства.
– С 1 января текущего года вступили в силу жесткие требования ВТО по ограничению поддержки отечественного бизнеса. Правительству и НПП «Атамекен» предстоит выработать новые меры с учетом требований этой организации. Я всегда говорил, что государство будет всесторонне поддерживать добросовестный бизнес. В то же время мы вправе рассчитывать на соответствующую отдачу от бизнеса. Госпомощь оказывается для того, чтобы росло благосостояние в первую очередь работников и граждан в целом. Мы должны понимать, насколько продуктивны применяемые подходы. Прошу Правительство ускорить анализ эффективности мер государственной поддержки, – поручил Президент.
Второй важный вопрос – занятость населения
В отчетности по трудоустройству, как отметил Глава государства, есть существенные расхождения. Так, на реализацию «Дорожной карты занятости» был выделен 1 трлн тенге. Освоено 98,2% этих средств. Программа сыграла важную роль в обеспечении занятости населения и поддержке деловой активности. Однако проверка информации об открытии десятков и сотен тысяч рабочих мест показала: есть проблемы.
– Трудоустраивали граждан только на бумаге. Сведения об одном лице вносились в единую информационную систему несколько раз. Зафиксировано 15 тысяч таких случаев. Оказалось, что треть из тех, кто устроился на работу, не перечисляла средства в пенсионный фонд. Особенно часто такие случаи отмечаются в Туркестанской (79%), Кызылординской (43%) и Жамбылской (36%) областях. Около 40% занятых остаются «в тени». Из 1 триллиона тенге, выделенного на «Дорожную карту занятости», было выплачено налогов всего на 5,5 миллиарда тенге. Это половина процента! Органы, ответственные за государственные доходы, должны взять вопрос на жесткий контроль. В случае необходимости следует привлечь к этой работе и правоохранительные органы, – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Перенастройка системных политик
Третье комплексное направление – перенастройка системных политик.
Здесь Глава государства в первую очередь остановился на налогово-бюджетной политике, поручил Правительству выработать предложения по ее совершенствованию.
Он также обратил внимание на имеющиеся проблемы в налоговом администрировании. По словам Касым-Жомарта Токаева, в последние месяцы участились жалобы предпринимателей на налоговые органы.
– Поручаю Правительству совместно с НПП «Атамекен» разработать предложения по кардинальному упрощению и смягчению налогового администрирования. Оно должно основываться на цифровых решениях, использовании больших данных и технологии блокчейн. В частности, поручаю рассмотреть вопрос освобождения индивидуальных предпринимателей от предоставления налоговой отчетности в случае использования ими онлайн-кассовых аппаратов и POS-терминалов, – сказал Глава государства.
Озвучил Президент и еще одну проблему: в 2020 году доля налоговых и таможенных поступлений в общей сумме доходов сократилась до 47%, хотя годом ранее она достигала 65%. Отмечается низкий уровень собираемости таможенных платежей. Широко применяется практика недостоверного декларирования: только на границе с Китаем количество таких фактов составило около 50 тыс. Расхождения в зеркальной статистике с КНР – более 5 млрд долларов.
– Можно констатировать, что одна из важнейших системных политик государства – таможенно-тарифная – недостаточно эффективна. Поручаю Правительству разработать Комплексную программу противодействия нелегальному торговому обороту на границах государства до 1 сентября текущего года. Программа должна предусматривать кардинальное улучшение таможенного администрирования, совершенствование техрегулирования, экспортного и иных видов госконтроля на границе, – поручил Касым-Жомарт Токаев.
Предстоит также системно усилить работу с лжепредприятиями и злостными неплательщиками. Как отметил Глава государства, по официальным оценкам, около четверти ВВП, а по данным Всемирного банка и все 40%, находятся в «серой» зоне. Обороты преступных групп, занимающихся нелегальными способами получения доходов, исчисляются триллионами тенге.
– В 2019 году мы присоединили к Комитету финмониторинга Службу экономических расследований. Это дало положительный эффект. В прошлом году было возбуждено рекордное число дел в отношении ОПГ в сфере теневой экономики. Пресечена деятельность 73 преступных групп, снижен объем обналичивания денег.
Но это только начало работы. Для сохранения позитивной динамики необходимо повысить статус данного подразделения, создать в самые сжатые сроки Агентство по борьбе с экономическими преступлениями при Президенте. Это повысит автономность принятия решений, исключит конфликт интересов, – сказал Глава государства.
Задача нового Агентства и Правительства – к 2025 году снизить объем теневой экономики до 15% и ниже.
– Следующий системный вопрос – бюджетная политика. Кризис вновь показал, что в условиях новой реальности жить нужно по средствам. Требуется провести реальное сокращение непродуктивных затрат. Правительство провело неплохую работу по сокращению расходов на форумы, имиджевые услуги, покупку транспорта и мебели. Но этого пока недостаточно. Огромный объем неэффективно планируемых и используемых средств заложен в капитальных затратах. Администраторами бюджетных программ планируются ненужные проекты, готовятся за десятки и сотни миллионов ТЭО и ПСД с раздутой сметой. Затем припирают Минфин к стенке: «деньги на ПСД потрачены, дайте деньги на сам объект». Так дело не пойдет, – заявил Касым-Жомарт Токаев.
Президент отметил, что требуется внедрять механизмы, не позволяющие завышать цены на этом этапе. Нужно сделать использование сервиса «Единое окно закупок» частью бюджетного процесса. А также распространить на государственный сектор опыт создания единых центров обслуживания.
– Значительные бюджетные средства затрачиваются на содержание автопарка для руководства центральных органов. Так, на содержание одного автомобиля в среднем расходуется более 6 миллионов тенге в год. В ряде стран внедрена практика денежной компенсации вместо персонального служебного транспорта. И этот опыт у нас используется в ряде учреждений, в частности, в столичном акимате. Такой подход прошел успешную апробацию в фонде «Самрук-Казына». Это позволило значительно сократить число служебных автомашин и снизить административные расходы на 1,5 миллиарда тенге. Поручаю Правительству совместно с Управлением делами Президента внести предложения по новой схеме обеспечения руководителей госорганов служебным автотранспортом, который нуждается в серьезном сокращении, – сказал Глава государства.
Еще одно поручение было дано персонально вновь назначенному заместителю Премьер-министра – министру иностранных дел: Глава государства поставил задачу до конца февраля внести конкретные предложения по реформированию системы управления инвестициями. По словам Президента, многие вопросы государственного развития можно решать за счет частных инвестиций, однако здесь наблюдается стагнация и нужно принимать меры.
– Яркий пример низкой эффективности – наши свободные экономические зоны, – продолжил Касым-Жомарт Токаев. – Сегодня действуют 13 СЭЗ, а в прошлом году хотели создать еще две. При этом их наполняемость проектами осталась на низком уровне – в целом всего 52%. По каждой из них следует провести анализ целесообразности, выработать новую модель функционирования.
Неэффективные СЭЗ, по словам Главы государства, будут просто закрыты.
– Второй источник инвестиций в восстановление экономики – кредиты банков и фондовый рынок. Однако он также «хромает на обе ноги». Устойчивое снижение инфляции, стабилизация инфляционных и девальвационных ожиданий являются важным условием для смягчения денежно-кредитной политики. Поэтому Правительству и Нацбанку следует вернуть инфляцию в целевой коридор 4–6% в 2021–2022 годах и снизить ее до 3–4% в 2025 году, – поставил Президент еще одну задачу.
Определяющим фактором развития экономики является устойчивость финансового сектора. Глава государства напомнил, что в прошлом году была завершена независимая оценка качества активов (AQR) банков. Были выработаны индивидуальные планы по обеспечению финансовой устойчивости. На заседании Президент поручил Агентству по регулированию и развитию финансового рынка обеспечить контроль за неукоснительным исполнением этих планов банками и их акционерами.
– Хочу завершить этот блок поручений одним из самых острых вопросов, который должен стать приоритетным в деятельности всего госаппарата. Это развитие конкуренции. Сегодня экономика страны страдает не только от чрезмерного присутствия государства, но и от неконкурентных действий частных монополистов. Где-то это созданные государством единые операторы, где-то – просто частные монополии. Поручаю Агентству по защите и развитию конкуренции провести анализ целесообразности продолжения деятельности подобных структур. Всего их у нас около 50. Свои предложения внесите мне к 1 июня. Потом решим, что делать: либо лишить их такого статуса, либо вовсе закрыть, – сказал Президент.
Он также поручил Правительству и агентству до 1 января 2022 года обеспечить принятие законопроекта, направленного на решение основных проблем, мешающих честной конкуренции, который, в частности, должен регулировать создание равных условий для субъектов рынка, доступ к критической инфраструктуре, магистральным сетям и так далее.
До завершения анализа и принятия закона Касым-Жомарт Токаев запретил создавать государственных и частных операторов.
Кроме того, Глава государства рассказал, что к нему поступает множество жалоб от предпринимателей на частных владельцев подъездных путей к железнодорожным линиям. В этой связи он поручил Агентству по защите и развитию конкуренции совместно с Генпрокуратурой проанализировать деятельность операторов подъездных путей на предмет наличия антиконкурентных действий и других нарушений. А также поручил дать предложения по иным предприятиям, обеспечивающим доступ к «ключевым мощностям» в телекоммуникационной, энергетической, жилищно-коммунальной и других сферах.
Отраслевые приоритеты
Четвертый блок вопросов, поднятый Главой государства, касался эффективности отраслевых политик.
Здесь в первую очередь Президент акцентировал внимание на важности обеспечения продовольственной безопасности, что невозможно без высокопроизводительного сельского хозяйства и конкурентоспособных перерабатывающих производств.
– За 11 месяцев прошлого года импорт продовольствия составил 3,6 миллиарда долларов, превысив годовой объем 2019 года на 9%. Вместе с тем мы не достигаем задекларированных показателей в рамках реализации Госпрограммы развития АПК на 2017–2021 годы. В течение прошлого года, когда доходы населения сокращались, стоимость продовольствия, напротив, продолжала расти. Принятые госорганами меры по сдерживанию цен, в том числе по льготному кредитованию торговых сетей и установлению торговых надбавок, не дали положительных результатов. Цены на социально значимые продтовары выросли на 11%. Их вклад в общую инфляцию составил более 60%. Правительству следует выработать комплекс мер по решению вышеуказанных проблем на основе рыночных механизмов, – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Президент подчеркнул, что необходимо ускорить запуск Национальной товаропроводящей системы, включающей в себя строительство 24 оптово-распределительных центров. А также поручил Премьер-министру взять на контроль создание Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия» на границе Казахстана и Узбекистана.
Президент также обратил внимание на завершение в этом году моратория на некоторые нормы Земельного кодекса. В связи с этим Правительству поручено возобновить работу Земельной комиссии и до ноября обеспечить принятие поправок. Необходимо взвешенно рассмотреть все предложения и принять окончательное решение.
– Отдельно хочу остановиться на проблеме пастбищ. Эти земли должны быть доступны прежде всего сельчанам. Местные акиматы не сумели организовать работу. В результате жители села испытывают трудности при поиске пастбищ для выпаса скота. Особенно много жалоб поступает из Алматинской, Туркестанской областей. 99% пастбищ находятся в ведении крестьянских хозяйств. Однако только на 36% из них пасется скот. Оставшиеся 46 миллионов гектаров пастбищ пустуют. Поручаю Правительству совместно с Генеральной прокуратурой до конца текущего года возвратить такие пастбища. Их следует отдать на благо сельских жителей, – отметил Глава государства.
Сохранение и эффективное использование водных ресурсов Президент назвал вопросом обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития. Госорганам предстоит ускорить принятие и финансирование национального проекта по управлению водными ресурсами.
Бесперебойная и надежная работа электроэнергетической системы – одно из важнейших условий дальнейшего развития страны. Учитывая имеющиеся в этой области проблемы, Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству и фонду «Самрук-Казына» в кратчайшие сроки начать работу по усилению Южной зоны электроэнергетической системы и разработать схему усиления транзитных связей между западными областями страны.
– В перспективе следует обеспечить их объединение с Единой электроэнергетической системой Казахстана. Принимая во внимание прогнозируемый дефицит электрической мощности к 2027 году, поручаю Правительству разработать Энергетический баланс Республики Казахстан до 2035 года. Он должен учитывать не только внутренние аспекты – потребление, генерацию маневренных мощностей, увеличение доли экологически чистой энергии, но и планы по развитию энергосистем наших соседей, – сказал Глава государства.
Необходимы, по словам Президента, новые стимулы для интенсивного освоения углеводородного сырья и пополнения Национального фонда.
Касым-Жомарт Токаев также отметил рост потребительского рынка газа: к 2027 году ожидается рост его потребления до 26 млрд кубических метров. Существует риск возникновения дефицита. В этой связи он поручил повысить эффективность работы Национального оператора в сфере газа и передать ему соответствующие функции от нацкомпании «КазМунайГаз», а Правительству совместно с «Самрук-Казына» – выработать новые подходы к регулированию рынка газа и принять меры по увеличению его ресурсной базы.
– Развитие нефтегазохимии позволит значительно диверсифицировать экономику нашей страны. Однако Проект по строительству интегрированного газохимического комплекса не завершается более 10 лет. Правительство должно до 1 декабря текущего года принять меры по ускорению реализуемых нефтегазохимических производств, а также создать привлекательные условия для потенциальных инвесторов, – поставил задачу Президент.
Также Глава государства отметил, что развитие маневренных мощностей является важным условием развития ВИЭ и обеспечения энергетической безопасности страны и необходимо заниматься вопросами в этой сфере.
Говоря о вопросах цифровизации страны, Касым-Жомарт Токаев обратил внимание, что в этой сфере множество нерешенных задач.
Он отметил, что хотя уровень цифровизации государственных услуг доведен до 93%, необходимо повышать также уровень реального использования наиболее востребованных услуг в цифровом формате.
– Госорганам предстоит обеспечить равнозначность юридического признания всех базовых документов в цифровом формате, – подчеркнул Глава государства.
В этом контексте Президент остановился на актуальной для казахстанцев проблеме низкой скорости и надежности Интернета. Он отметил, что со стороны операторов связи идет постоянное обновление тарифных планов в сторону увеличения, но при этом скорость и реальное качество интернет-связи по-прежнему далеки от декларируемых. Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству проработать вопрос защиты прав потребителей в этой сфере и внедрения ответственности за значительное расхождение реальных параметров от заявленных.
– С проникновением цифровых сервисов в нашу жизнь возрастают риски утечки персональных данных. Именно поэтому до конца текущего года следует принять необходимые изменения в законодательство о персональных данных и их защите, – добавил Президент.
Экологические вопросы также должны быть на постоянном контроле Правительства и общества.
– В качестве инструмента общественного контроля необходимо подготовить интерактивную карту. Тем самым можно будет проследить за ходом и эффективностью проводимой работы в сфере экологии. Поручаю Правительству разработать Национальный проект «Жасыл Қазақстан» на 2021–2025 годы. В частности, одной из важных задач, необходимых для охраны окружающей среды, является цифровизация всех показателей, – отметил Касым-Жомарт Токаев.
Пятое направление, обозначенное Президентом в выступлении, – повышение доступности жилья.
– Начата практическая реализация моей инициативы по использованию пенсионных накоплений для улучшения жилищных условий казахстанцев. Теперь необходимо принять действенные меры по сдерживанию ажиотажа и цен на рынке недвижимости. Об этом уже везде пишут, что цены на недвижимость имеют тенденцию к повышению. Госорганам важно проводить разъяснительную работу с населением и застройщиками, ограничивать спекулятивные операции на рынке, – также отметил Глава государства.
Правительству поручено в двухнедельный срок внести новый пакет предложений по совершенствованию жилищной политики.
Здравоохранение и образование
Шестое направление – развитие системы здравоохранения. Как подчеркнул Президент, она прошла жесткое испытание на прочность во время пандемии, высветились системные проблемы отрасли, пострадали различные медицинские службы, что незамедлительно отразилось на здоровье населения.
– За прошлый год мы потеряли 156 матерей – рост смертности в 2,8 раза. Это не просто сухие цифры статистики, это невосполнимые утраты для 156 семей, – подчеркнул Глава государства. – Среди основных причин высокого уровня материнской смертности из года в год указывается слабая оснащенность родильных домов. В неудовлетворительном состоянии находится оснащенность реанимационных отделений. Отсутствуют оборудование и расходные материалы для лечения тяжелых пациентов. Поручаю Правительству совместно с акимами регионов и с привлечением профессионального сообщества провести инвентаризацию всех организаций здравоохранения.
Есть проблемы с обеспечением отдельных категорий граждан бесплатными медикаментами и средствами. Как отметил Касым-Жомарт Токаев, по отчетам чиновников в этой сфере все в порядке, но по факту лекарств в медучреждениях зачастую просто нет.
– Генеральной прокуратуре уже поручено провести выборочные проверки по данному вопросу. По ее результатам надо принять меры к виновным лицам. Одними наказаниями проблему не решить. Важно внедрять сплошную цифровизацию, чтобы каждый гражданин знал, что ему положено, заказывал лекарства и подтверждал их реальное получение онлайн. Эта госуслуга должна быть централизованной и проактивной, – сказал Президент.
Также он подчеркнул, что постоянно выявляются изъяны в регулировании цен на лекарства и признаки ценового сговора в действиях ряда дистрибьюторов-импортеров. Минздраву и Агентству по защите и развитию конкуренции поручено продолжить работу в данном направлении по всем позициям лекарственных средств, закупаемых за счет бюджета.
– Во время пандемии остро встал вопрос достоверности медицинской статистики. Регионы в погоне за рейтингами и из страха наказания скрывают реальное положение дел, распыляя средства и сводя на нет все принимаемые усилия. Мы обязаны знать истинные показатели здоровья населения, чтобы принимать обоснованные управленческие решения, от которых напрямую зависит судьба пациентов. Следует срочно организовать статистически достоверное исследование по реальной картине заболеваемости в разрезе всех регионов и возрастных групп. Оно должно быть проведено в течение месяца и периодически обновляться, – поручил Касым-Жомарт Токаев.
Говоря о дальнейших действиях государства в условиях пандемии, Президент обратил внимание, что ряд стран уже рассматривают иммунный статус населения в качестве основного критерия для введения тех или иных ограничений. Правительству совместно с НПП «Атамекен» поручено в месячный срок проработать вопрос введения QR-кодов с информацией об иммунном статусе с целью обеспечения сбалансированного подхода к противоэпидемическим мерам.
– Конечно, наиболее действенной и системной мерой для преодоления кризиса является массовая вакцинация. Это не значит, что будет проводиться насильственная вакцинация, как утверждают некоторые провокаторы. Но люди должны понимать, что вакцинация – это выход из тяжелейшего положения. Важно создать все условия для ее качественного проведения, – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. – Надеемся на положительный итог тестирования отечественной вакцины. В этом случае я привьюсь именно казахстанской вакциной.
Седьмое направление – система образования. Для ее развития в стране сделано немало, но и нерешенных вопросов хватает. На них Президент и остановился.
– Около 900 тысяч детей воспитывается в 11 тысячах дошкольных учреждений. 36% из них – без канализации, 29% – без горячей воды, 11% – без теплых туалетов. В таких условиях трудно говорить о формировании конкурентоспособной нации. Не решена и проблема с очередностью в дошкольные организации. Охват детей от 1 года до 3 лет остается на низком уровне – всего 48%. Поручаю Правительству совместно с акимами разработать Комплексный план по решению указанных проблем, – поручил Касым-Жомарт Токаев.
Он также обратил внимание на серьезнейшую проблему ухудшения качества школьного образования, что является прямой угрозой конкурентоспособности нации.
- Сегодня очень много инициатив по включению новых предметов в школьную программу. За последние 10 лет - 9 предметов. Обучение - это не поле для экспериментов. Все это приводит к снижению количества часов, отводимых на изучение основных дисциплин. При этом у нас самая высокая учебная нагрузка - 67 часов, в то время как в Финляндии и Южной Корее она составляет всего 39 часов, а в США - 55. Важен здоровый баланс между обучением и другими видами развития школьников. С учетом мировых тенденций особое внимание нужно уделить таким приоритетным предметам, как математика, языки и информатика, - заявил Глава государства.
Президент констатировал низкое качество учебников, в частности, по истории Казахстана и мира, и поручил разработать и внедрить единые школьные учебники по этим дисциплинам.
- На сегодня растет количество детей с особыми образовательными потребностями. Они нуждаются в повышенной заботе. Поручаю Правительству принять меры по обновлению нормативов финансирования с учетом реальных пот-ребностей и современных стандартов, - отметил Касым-Жомарт Токаев.
Он также напомнил, что в предвыборной платформе партии «Nur Otan» было обещано до 2025 года построить 800 новых школ - 200 из них поручено возвести уже в этом году.
Кроме того, в своем выступлении Глава государства отметил, что Правительству нужно обеспечить тесную увязку выделяемых государственных грантов для вузов с реальными потребностями рынка. Усилить ответственность вузов за нарушения академической честности и коррупционные правонарушения вплоть до лишения лицензий. Всесторонне укреплять университеты, дающие качественное образование, модернизировать 15 базовых региональных вузов, превратив их в местные центры притяжения талантов.
Особого внимания также требует развитие технического и профессионального образования. Президент предложил дать колледжам академическую самостоятельность.
- И еще один важный момент. Мы реализуем концепцию «слышащего государства». Многое уже сделано в этом направлении. Главный инструмент - это перезапуск работы с обращениями граждан. Только в прошлом году госорганами было рассмотрено более 1,9 миллиона обращений. Непосредственно на мое имя их поступило около 32 тысяч, на треть больше, чем в 2019 году. Более 80% - вопросы, относящиеся к исключительной компетенции различных госорганов. Фактов формализма, отписок все еще много. Это уже системная проблема, которую придется решать законодательно путем реформы всего государственного устройства. Для повышения качества работы с заявителями поручается развернуть новую информационную систему «Е-обращение» и центры «Нәтиже». До 1 июля система должна быть запущена во всех госорганах, - поручил Глава государства.
В завершение выступления Президент вновь акцентировал, что главная задача - это улучшение качества жизни и повышение доходов граждан. Как подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, каждое решение, каждое действие госорганов должно быть направлено на развитие экономики и во благо народа.
Благодаря антикризисным мерам
В ответ на глобальный экономический кризис Правительством были приняты конкретные меры по обеспечению стабильности экономики, сохранению качества и уровня жизни, стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации. Своевременные действия позволили ограничить снижение экономики показателем в 2,6%, отметил в своем отчете перед Президентом Премьер-министр Аскар Мамин.
Основные отрасли - строительство, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность - стали главным фактором устойчивого роста. Объем производства товаров вырос на 2%. Безработица сохранена на уровне 5%, что стало результатом эффективной реализации «Дорожной карты занятости» и трех пакетов антикризисных мер, общий объем которых составил 6,3 трлн тенге.
Поддержать казахстанских товаропроизводителей помогает востребованная у бизнеса программа «Экономика простых вещей», одобрено 2 723 проекта на 710 млрд тенге. Всего инструментами господдержки воспользовалось 14,7 тыс. предпринимателей.
На особом контроле находятся реализация задач Послания и адаптация к новым экономическим реалиям, формируемым в контексте крупных мегатрендов на мировых рынках. Для практической реализации стратегических и программных документов разработан Национальный план развития до 2025 года. Этот документ будет ключевым ориентиром на среднесрочную перспективу.
На 2021 год определены 7 основных направлений, предусматривающих повышение самодостаточности экономики, привлечение инвестиций, развитие предпринимательства, инфраструктуры, качественную цифровизацию, повышение доходов населения и обеспечение занятости, а также развитие конкурентоспособного человеческого капитала. По Карте индустриализации будет реализовано 112 проектов на сумму 2 трлн тенге.
Формируется 7 крупных экосистем на 1 трлн 200 млрд тенге, включая производство и переработку мяса, фруктов, овощей, сахара, молочной продукции, зерновых, масличных культур. До конца года запустят 40 инвестпроектов. Система субсидирования станет прозрачной и адресной, будет больше приобретаться сельхозтехники, минеральных удобрений и высококачественных семян. Уже в 2023 году, пообещал глава Правительства, мы полностью обеспечим себя основными отечественными продтоварами.
Объем производства нефтегазохимической продукции планируется увеличить на 12%, несырьевой экспорт довести до 29,2 млрд долларов, а долю туризма в ВВП - до 5,2%. Сделан акцент на проактивном и таргетированном привлечении инвестиций, задача на этот год - привлечь 19 млрд долларов. Жилья планируется ввести 17 млн кв. м. Новый формат работы «Отбасы банка» и активное строительство позволят значительно повысить уровень его доступности.
В условиях беспрецедентного кризиса большая работа проделана Национальным банком РК. Как сообщил его председатель Ерболат Досаев, денежно-кредитная политика была направлена на удержание роста инфляции в пределах 8-8,5%, и это удалось - инфляция по итогам года составила 7,5%.
Нацбанк содействовал развитию финансового рынка и построению кривой доходности, а также профинансировал антикризисные меры на 2,3 трлн тенге.
- В 2020 году, несмотря на повышенную рыночную волатильность, обеспечена высокая доходность активов под управлением Национального банка. Доходность Нацфонда составила 7,6%, пенсионных активов - 10,9%, что выше инфляции на 3,4%, - констатировал Ерболат Досаев.
После рекордного падения во втором квартале деловая активность восстанавливается к докризисному уровню. По прогнозу Нацбанка, со второго квартала экономика Казахстана выйдет на положительную траекторию. По итогам года при цене на нефть 45 долларов за баррель рост ожидается на уровне 3,7-4%.
Пандемия привела к ослаблению национальной валюты в марте 2020-го на 17%, но к концу года обменный курс тенге укрепился на 6,1%, так что за весь год «потерял» лишь 10%.
О прогнозах и вакцинации
Министр здравоохранения Алексей Цой отчитался об эпидситуации.
По его словам, на передовой борьбы с COVID находится более 74 тыс. врачей, 28 тыс. профильных специалистов. За год поставлено 100 передвижных медицинских комплексов, более 5 тыс. аппаратов ИВЛ, построено 15 инфекционных стационаров. Мощность тестирования доведена до 100 тыс. в сутки.
Глава Минздрава напомнил, что с 1 февраля стартует кампания по вакцинации. До конца года планируется привить до 6 млн казахстанцев, в первую очередь медработников, педагогов и сотрудников силовых структур.
Поделился Алексей Цой и неутешительным прогнозом. При сохранении действующих ограничительных мер вероятный пик заболеваемости возможен уже в конце марта. По оптимистичному сценарию в сутки будет регистрироваться до 3 тыс. случаев, занятость коечного фонда достигнет 24 тыс. коек. При пессимистичном - 9 тыс. новых заболеваний в день и 45 тыс. занятых коек. Вот тогда, возможно, и потребуется введение жестких карантинных мер, не исключил министр здравоохранения.
Выслушав доклад, Глава государства задал профильному министру ряд вопросов. В частности, спросил о регулировании цен и доступности лекарств.
- Согласно Вашему поручению мы пересмотрели правила регулирования и формирования предельных цен и наценки на лекарственные средства. В настоящее время полностью отменены маркетинговые расходы на антиковидные препараты, оптовая и розничная наценки снижены практически в 2 раза, - ответил Алексей Цой. - Совместно с АЗРК снизили в среднем цены на лекарственные препараты антиковидной линейки на 27%.
Пообещал глава Минздрава контролировать и недопущение дефицита лекарств.
Еще один вопрос Президента касался данного ранее поручения по пересмотру функционала и повышению эффективности ТОО «СК-Фармация».
- Вы знаете, какие претензии высказывались в его адрес, там нужна серьезная реформа. Что сделано в этой связи? - спросил Президент.
Как выяснилось, проведен анализ коррупционных рисков, разработан конкретный план перезагрузки. В рабочую группу вошли 23 члена, в том числе представители гражданского общества.
- Очень важный момент - переход на электронный закуп услуг по хранению и транспортировке лекарственных средств. Благодаря этим изменениям мы уже имеем экономию порядка 32,7 миллиарда тенге, - подчеркнул министр.
Учитывая важность кампании по вакцинации, Главу государства интересовали два основных вопроса - готовность медучреждений и разъяснительная работа среди граждан. Министр пояснил, что во всех медорганизациях проведены обучение и инструктаж по применению вакцины.
- Это очень серьезный вопрос. Нам нужен проработанный детальный план работы по вакцинации граждан. Здесь много нюансов, которые нужно учесть, чтобы избежать неразберихи, хаоса. Вакцинация в целом должна выправить эпидемиологическую ситуацию, но работы очень много, - отметил Касым-Жомарт Токаев.
Параметры честной конкуренции
Преодолению кризисных явлений, вызванных пандемией коронавируса, восстановлению темпов роста экономики и деловой активности были посвящены выступления руководителей двух агентств - по защите и развитию конкуренции (АЗРК) и по стратегическому планированию и реформам (АСПИР).
Председатель АЗРК Серик Жумангарин рассказал о первых результатах работы Агентства, которое действует с сентября прошлого года. В частности, сотрудники ведомства провели масштабное исследование бизнес-климата. Были созданы площадки по системе ореn sрасе, на которых предприниматели могут открыто высказаться о том, с какими трудностями сталкиваются. Таким образом, определено 155 проблемных вопросов. Вторым важным направлением работы стало определение барьеров, мешающих развитию малого и среднего бизнеса.
Также глава АЗРК отметил, что по поручению Главы государства были приняты меры по снижению цен на ПЦР-тесты, медицинские маски и лекарственные препараты, применяемые при лечении больных с коронавирусом. При этом на фармакологическом рынке проведено расследование, по результатам которого принят ряд важных решений.
Кроме того, АЗРК определены главные задачи на текущий год. Первая заключается в преодолении трех взаимосвязанных регуляторных барьеров.
Один из них - искаженное ценообразование, возникающее в результате «подтягивания цен». Когда государством устанавливаются предельные цены в рознице на те или иные товары, реализаторы автоматически поднимают цены до уровня предельных.
Помимо этого, председатель Агентства по защите и развитию конкуренции указал на такой барьер, как избирательное покровительство или фаворитизм при распределении мер господдержки - субсидий или налоговых льгот. Для того чтобы преодолеть этот барьер, по словам главы АЗРК, необходимо выработать четкие и прозрачные условия предоставления государственной поддержки в тех или иных отраслях.
Еще одним вредящим здоровой конкуренции механизмом он назвал создание различных единых операторов, фактически - частных монополий, которым предоставляются исключительные или специальные права.
Как подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, новое агентство, которое начало активно работать, должно продолжать последовательно и смело предлагать новые подходы.
- Агентству следует полноценно подключиться к реализации программы приватизации до 2025 года, которая направлена на снижение доли государства в экономике, - сказал Глава государства. - Важно обеспечить прозрачность данного процесса и предотвратить появление монополий в отдельных секторах. Нам нужен комплексный анализ государственной собственности с целью постоянного обновления перечня объектов для передачи в конкурентную среду.
Планы, которые будут работать
Новые подходы к системе государственного планирования представил на заседании председатель АСПИР Кайрат Келимбетов. Он отметил, что одной из основных задач при доработке системы было повышение ее эффективности.
Агентство предлагает разделить госпланирование на три уровня. На первом будут находиться стратегии и программы, определяющие основную концепцию развития страны на долгосрочный и среднесрочный периоды.
Также на первом уровне предлагается оставить Национальный план развития, план территориального развития и стратегию национальной безопасности.
Документы второго уровня будут определять политику по межрегиональным и межотраслевым вопросам. Здесь находятся концепции развития отраслей, которые станут базисом для внедрения проектного подхода. Также будет внедрен инструмент национальных проектов.
Документы третьего уровня - реализационные: планы развития государственных органов и квазигосударственных организаций, регионов. Они будут отражать механизмы по реализации задач в вышестоящих документах.
Отдельно Кайрат Келимбетов остановился на проектах как ключевом инструменте реализации реформ.
- Ключевой задачей проектов будет решение узловых проблем в том или ином направлении или отрасли, - уточнил председатель агентства. - Основным критерием оценки станет влияние на всю территорию, экономику и социальную систему страны, в итоге обеспечивающее положительные изменения в жизни граждан. Проект будет разрабатываться госорганами-разработчиками и проектным офисом в рамках цифровой платформы Data-Driven Government. АСПИР формирует заключения по проектам и обеспечивает их соответствие общенациональным приоритетам.
Как отметил председатель Агентства, разработку национальных проектов планируется завершить до 1 июля 2021 года.
Оценивая работу АСПИР, Президент подчеркнул, что Агентство должно стать поставщиком научно обоснованных, выверенных и всесторонне проработанных предложений.
- В рамках реализации концепции «слышащего государства» необходимо поддерживать постоянный обмен мнениями между властью и обществом, - сказал Касым-Жомарт Токаев. - Поэтому прошу наладить постоянный диалог с независимыми экспертами. В то же время нам нужны выверенные практические решения. Сейчас времени для дискуссий, для произнесения речей совершенно нет, нам нужен успех по линии вашего ведомства.
На расширенном заседании Правительства Глава государства заслушал также доклады акимов областей, столицы и городов республиканского значения. Президент сделал ряд конкретных замечаний, касающихся ключевых для того или иного региона сфер. Правительству поручено уделить особое внимание проблематике развития моногородов, а регионам - подготовить стратегии развития таких населенных пунктов.
газета "Северный Казахстан"
"Каждое решение - на развитие страны и благо народа"
28.01.21
Поделиться статьёй: