Дороги - тема номер один

Глава региона Кумар Аксакалов ознакомился с работой Северо-Казахстанского областного филиала РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Он побывал в местной лаборатории, осмотрел передвижную дорожную лабораторию и пообщался с и.о. генерального директора центра Замиром Сагиновым.

Мы уже писали о том, что 19 марта текущего года РГУ «Облжоллаборатории» Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК реорганизовали в республиканское государственное предприятие «Национальный центр качества дорожных активов» (НЦКДА). Государственную регистрацию предприятие прошло в мае и теперь имеет филиалы в каждом областном центре, в городах республиканского значения и в столице.

И если раньше здесь контролировали только трассы республиканского значения, то сейчас в поле зрения - областные и районные дороги.

«С этого года мы совместно с акиматами эту работу должны выстроить и со следующего года полностью уже приступить к своим обязанностям, - сказал и.о. генерального директора РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Замир Сагинов. - Первое, что мы проверяем, - это применение качественных материалов, второе - соблюдение технологии устройства дорожного покрытия».

На передвижной дорожной лаборатории (ПДЛ) специалисты предприятия выезжают на объекты зимнего и летнего содержания, среднего, капитального ремонта, реконструкции и строительства дорог. Машина эта универсальная и позволяет оценить реальное состояние дорожного полотна с помощью специального оборудования: датчиков ровности, колейности, уклонов, видеофиксации обстановки пути и дефектов покрытия, модуля определения упругости дорожной одежды, коэффициента сцепления с дорогой и так далее. Все нарушения фиксируются в электронной базе данных лаборатории «KazRoadLab».

«В каждом филиале у нас будет по две такие машины, еще мы увеличим штат. Сейчас здесь работает 10 человек. Мы хотим провести диагностику сети дорог и все результаты заложить в базу, чтобы каждый пользователь дорог мог зайти туда и увидеть, какая дорога в каком году ремонтировалась, кто там был подрядчик, какие дефекты были обнаружены. Также мы выведем базы по строительным материалам, по дефектам на дорогах, базу нерадивых подрядчиков и недобросовестных проектных институтов», - сказал Замир Сагинов.

Кроме передвижной лаборатории, есть в центре и обычная. Здесь проверяют каменный материал (щебень), битум и асфальтобетон. И занимается этой работой уже на протяжении 12 лет лаборант Галина Журавлева.

«В первую очередь мы проверяем щебень на то, какая у него фракция, затем мы проверяем истираемость материала, дробимость. По ней определяется марка щебня, то есть насколько он прочный. У нас есть определенные нормативы, например, для асфальтобетона одна прочность допускается, для основания - другая. Сцепление также щебня с битумом определяем», - рассказала Галина Журавлева.

Глава региона поинтересовался, какой щебень больше всего используют в дорожном строительстве и отметил тот факт, что этот твердый материал в СКО завозят в основном из Акмолинской области. В нашем регионе, по словам дорожников, плотного щебня практически нет.

«Мы столько средств отправляем в Акмолинскую область. Жалко, что наши предприниматели не могут работать, карьеры разрабатывать, а ведь это налоги, это рабочие места и так далее. Буквально граница заканчивается СКО и начинаются карьеры», - сказал Кумар Аксакалов.

Что касается сцепления щебня с битумом, то и тут есть определенные проблемы. Дорожники отмечают, что в этом процессе нужно использовать специальные добавки, но некоторые подрядчики экономят на этом. К слову, теперь эти факты можно будет вычислить.

Еще один «бич» автомобильных дорог - большегрузные машины, которые не должны ездить по дорогам общего пользования, но систематически нарушают этот запрет.

«Нагрузка на ось не должна превышать 10 тонн, а наши «китайские» машины возят с нагрузкой больше чем 18 тонн, поэтому дорога и не выдерживает. Они должны только в карьерах работать, так как грузят в них до 50 тонн. В 90 процентах случаев именно они разбивают дороги. Стоит отметить, что если превышение нагрузки на ось идет на одну тонну, то дорога изнашивается в два раза быстрее, если на две, то в пять раз быстрее», - рассказывает Замир Сагинов.

Он также подмечает, что подрядчик должен фиксировать эти факты и сообщать в компетентные органы.

«Мы тоже будем сообщать и фиксировать. Это одна из задач, которую я буду ставить перед нашими филиалами, хотя это и не входит в наши функциональные обязанности», - добавил Замир Сагинов.

«Вопросы качества дорог - они как притча во языцех. И мы понимаем, что очень много зависит от качества материалов и контроля, который должен быть обеспечен за проводимыми работами. Мы на будущий год средства заложим, так как работа лаборатории требует затрат», - сказал Кумар Аксакалов.

Он также призвал североказахстанцев подключиться к этой работе и фиксировать факты некачественного ремонта.

«С учетом того, что все работы на местных дорогах будут проверять в лаборатории центра, это существенно усилит ответственность всех, кто занимается строительством дорог, и усилит контроль. До этого у нас технических средств не было, теперь в соответствии с поручениями главы государства очень много средств выделяется на дороги. У нас в этом году 37 млрд. тенге выделено на сеть республиканскую и местную, 700 с лишним километров мы отремонтируем. И, конечно, помимо технических возможностей, очень важно, чтобы был общественный контроль. Люди, которые проезжают по этим дорогам, должны фиксировать все нарушения, говорить, где они происходят. Все материалы нужно отправлять на сайт акимата СКО, где есть специальный раздел «Народный контроль» и также можно использовать площадку «Қызылжар - адалдық алаңы». По всем фактам мы примем соответствующие меры», - сказал Кумар Аксакалов.

В пример он привел прошлогодний ремонт дорожного полотна, которое ведет в село Минкесер Мамлютского района, где уже образовались огромные дыры.

Также глава региона отметил, что нужно увеличить сроки гарантии для подрядчиков. По республиканским дорогам они составляют пять лет, по местным - два-три года. В любом случае через пять лет на любой дороге необходимо проводить средний текущий ремонт, отмечают дорожники.


Марина Глазова
газета "Северный Казахстан"

25.07.19

Поделиться статьёй: