Жильё для подкидыша

Семья, воспитавшая подкидыша, просит для сироты помощи у государства. Молодой человек выполнил свой долг перед родиной - отслужил в рядах казахстанской армии. Теперь хочет остаться работать на благо родного села в Акжарском районе, однако на собственное жилье не хватает средств. Найти работу в Талшике тоже оказалось непросто.

Эта история началась еще 18 лет назад, 9 сентября 1999 года, когда родная мать оставила 3-летнего мальчика на крыльце у знакомых в Талшике. И навсегда исчезла из его жизни.

Хозяева дома в этот день вернулись только в три часа ночи, сколько времени малыш просидел в одиночестве на улице - неизвестно. Но на этом испытания для него не закончились. Спустя неделю, не имея возможности оставить у себя подкидыша, супруги привели его в местное РОВД. Там они объяснили, что в семье уже есть один ребенок, а двоих не прокормят.

Мальчика собирались определить в детский дом, но работавшая на тот момент секретарем-машинисткой в РОВД Любовь Зелинская, узнав о мальчишке, не долго думая, решила, что должна забрать его к себе. То, что с ребенком они разной национальности, не имело для нее никакого значения.

- На тот момент наш родной сын был уже взрослым. Мы все трое работали, ни в чем не нуждались. Решили, что от нас не убудет, если возьмем этого мальчишку к себе, отдать в детский дом Дамирчика не позволили, он и без того настрадался, - вспоминает Л. Зелинская.

Дамиром мальчика назвали уже в новой семье. Интернациональное имя ему подобрали соседи. Мальчишка пытался сказать новым родителям, как его зовут, но разобрать его детский лепет они не смогли. О том, что настоящее его имя – Мурат, узнали позже.

- Соседи-казахи говорили, что у мальчика южный акцент. У нас здесь строили железную дорогу – приезжали джамбульцы, чимкентцы и алматинцы. Думали, что, возможно, ребенок отстал от этого эшелона рабочих. Надеялись найти его родных, отправляя запросы на юг страны. Но оказалось, что оставила ребенка наша землячка, - рассказывает Л. Зелинская.

Местные жители вспомнили, как незадолго до этого беременная женщина ходила с мальчишкой по домам, уговаривая соседей усыновить малыша, обещала в качестве бонуса подарить и второго – еще не родившегося. На дворе стояли тяжелые 90-е - желающих приютить ребенка, а уж тем более двоих, не нашлось. В тот же день мать оставила Дамира на пороге чужого дома.

- Если бы я встретила эту женщину, когда она ходила с Дамиром по улицам, не задумываясь, забрала бы его еще тогда, - уверенно говорит Любовь Дмитриевна.

Впоследствии мать, оставившую ребенка, найдут, но от сына она откажется снова. К тому же выяснится, что младшую сестренку Дамира непутевая мамаша все-таки оставила на воспитание односельчанам. Когда девочке исполнилось всего 40 дней от роду, ее удочерили. Есть у Дамира и старшая сестра, которая проживает в Петропавловске, но отношения они не поддерживают. Возможно, для этого должно прийти подходящее время. А вот восстановить отношения с родной матерью уже не получится. Год назад по непонятной причине она покончила с собой. Вот такая непростая история. И трудно себе представить, какой бы она была у Дамира, если бы рядом не оказалось Любови Дмитриевны.

Но, к счастью, Дамир вырос в любящей и дружной семье. Особых проблем у Зелинских не было, пока в 2006 году не началась череда испытаний.

Не позже, не раньше аккурат 1 апреля сноха Любови Дмитриевны сыграла с семьей злую шутку: оставила семимесячного ребенка мужу, уехав на заработки в Астану, и больше не вернулась. Заботы о малыше взяла на себя бабушка. С работы пришлось уволиться. А в 2009 году женщина тяжело заболела – перенесла инфаркт. В семье начались финансовые проблемы.

Любовь Дмитриевна стала добиваться помощи для приемного сына от государства. И тут выяснилось, что всё это время Дамир не был усыновлен семьей официально. Почему на это больше 10 лет не обращали внимание в школе, больнице и других госучреждениях, до сих пор остается загадкой. Получается, что всё это время мальчик жил у чужих людей под вымышленным именем - Дамир Зелинский.

Только в 2010 году Дамира оформили на патронатное воспитание. Плюсом такой формы устройства в семью является то, что за ребенком сохраняется статус сироты, а значит, он имеет право рассчитывать на льготы от государства. Семья стала получать пособие на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, к тому же Дамира удалось поставить в очередь на получение госжилья.

В 2013 году случилось еще одно несчастье. От болезни умер старший сын Зелинских. Внучок остался круглым сиротой и все заботы о его воспитании теперь уже полностью легли на плечи бабушки и дедушки.

Дамир тем временем окончил школу. По достижении юношей 18-летия и те 35 тысяч, которые получала семья, платить перестали. Л. Зелинская обращалась и в отдел образования, и в прокуратуру. Пыталась объяснить ситуацию: мол, потеряла сына, воспитываю теперь уже двух приемных мальчишек, работать не имею возможности. В прокуратуре разве что посоветовали устроить Дамира в Дом юношества, где живут выпускники детских домов. Но мать посчитала, что это будет предательством по отношению к Дамиру. А в отделе образования «на законных основаниях» в помощи отказали – ребенок вырос.

Но и без этой помощи Дамир отучился в колледже, получил специальность газосварщика. А затем вступил в ряды казахстанской армии. Служил в Караганде в войсках МЧС, за время службы получил навыки кинолога. 18 мая молодой человек вернулся домой. Любовь Дмитриевна с гордостью рассказывает: привез благодарственные письма и грамоты. Говорит, ей есть чем гордиться: Дамира они вырастили работящим, воспитанным и без вредных привычек.

До армии молодой человек был разнорабочим на элеваторе. В планах у него остаться на селе. Но ни работы, ни собственного жилья у парня пока нет.

- По приезду сына решили узнать, как продвигается его очередь на жилье, - рассказывает Любовь Дмитриевна. - Нам выдали справку, что он 67 в очереди. 30 июня мы обратились в акимат, чтобы выяснить, как быстро она продвигается и можем ли мы рассчитывать на получение госжилья. Однако нам сказали, что в ближайшие пять лет строительство в районе не предусмотрено. И помочь нам ничем не могут.

Любовь Дмириевна говорит - ничего лишнего от государства никогда не просила, уж для себя тем более, но не хочет, чтобы приемный сын чувствовал себя дважды брошенным: ненужным родной матери и государству.

Мы обратились за помощью к акиму Акжарского района. Оказалось, с историей этой семьи Серикбай Туралин хорошо знаком. Но вот о нынешней ситуации не знал. И пообещал помочь Дамиру.

Не доверять акиму Акжарского района в этом вопросе нет основания. На память приходит история с молодой супружеской парой из Дома юношества в Акжарском районе. Когда у выпускников детского дома родилась двойня, семью завалили подарками от акимата. И нашли для них жилье. Надеемся, что Дамир в скором времени тоже отметит новоселье.

- Нового жилья в районе, действительно, пока нет, но жизнь идет, кто-то уезжает, периодически освобождается арендное. Да и при желании всегда можно найти выход, - успокоил нас аким в телефонном разговоре.

Как рассказал Серикбай Шарипович, сейчас в районном центре восстанавливают два двухэтажных дома. Есть вероятность, что эти дома выкупит местный акимат. Это поможет решить вопрос обеспечения жильем социально уязвимых слоев населения, в том числе и детей-сирот. А пока молодому человеку предложили другой вариант. К слову, уже на следующий день после нашего разговора руководитель района встретился с семьей.

- Предложили переехать Дамиру в село Дауыт, в 40 км от Талшика. Там требуются рабочие на сельскохозяйственное производство. Пообещали временно выделить комнату в общежитии. А там – видно будет, - говорит Любовь Дмитриевна.

К слову, в районе сегодня в очереди на получение госжилья стоят 199 человек, сто из них – сироты и дети, ставшиеся без попечения родителей разного возраста. Раньше эта категория граждан могла рассчитывать на получение жилья только до 29 лет, но в связи с изменениями в законодательстве 2015 года теперь убрать из очереди до получения жилья их никто не имеет права.

Вместо

послесловия

Есть еще один важный нюанс в этой истории. Как объяснила руководитель отдела по охране прав несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей КГУ «Управление образования акимата СКО» Галия Ильясова, Любовь Зелинская может усыновить и родного внука (или воспользоваться другой формой устройства ребенка в семью), если его мать действительно оставила сына на произвол судьбы.

Впрочем, это не единичный случай. Нередко бывает, когда оставленных родителями детей воспитывают бабушки и дедушки и не задумываются о том, что их внукам, оставшимся сиротами при живых родителях, полагаются льготы от государства. В подобных случаях нужно обратиться в органы опеки и попечительства. Там подробно объяснят, как действовать, чтобы права ребенка не были ущемлены.


Александра Кондратова
газета "Неделя СК"
None
11.07.17

Поделиться статьёй: