В театре имени Н. Погодина состоялся спектакль "Взятка по-неаполитански"
Очередной коррупционный скандал разразился в Петропавловске. На этот раз замешаны в нем оказались градоначальник, его подчиненные и даже семья. Порочный круг взяток разорвать удалось только на прошлой неделе. Конверты с наличными долго кочевали из рук в руки, взяточничество процветало, но всему, как известно, приходит конец: практически всех коррупционеров удалось повязать… на сцене областного русского драматического театра им. Н. Погодина.
На самом деле развернулись эти действия именно в храме Мельпомены. Театр представил на суд зрителей новинку своего репертуара – спектакль «Взятка по-неаполитански» по одноименной пьесе итальянского драматурга Алессандро Казолы. Режиссером постановки выступила Елена Покрас, а главным героем – коррупция, к сожалению, хорошо знакомая как итальянскому, так и казахстанскому зрителю.
КОРРУПЦИЯ ИХ СВЯЗАЛА
Пьесу «Взятка по-неаполитански» можно условно считать продолжением темы, затронутой Николаем Гоголем в его гениальной пьесе «Ревизор». Однако если у Гоголя Чичикова, можно сказать, не за того приняли и взятки даются просто потому, что так принято, то у Алессандро Казолы взятки даются уже намеренно, расчетливо и с прицелом. Таким же образом, к слову, были разработаны и декорации для постановки. Отметим, что основное действие пьесы происходит в особняке начальника департамента мэрии (это и есть некое логово неаполитанской коррупции), однако привычного роскошного интерьера с дорогой мебелью и хрустальными люстрами (ведь такой представляется обстановка в доме у высокопоставленного европейского чиновника!) на сцене не наблюдается. Вместо всего этого здесь размещены двенадцать (прямо как у Ильфа и Петрова) стул… нет, кресел, каждое из которых снабжено крутящимся механизмом. С ними и знакомятся зрители в первую очередь, когда открывается занавес. С высокой спинкой, снабженные странными шлангами-трубами вместо подлокотников, они уже навевают мысли о том, что не все так просто в «неаполитанском королевстве».
Отличным сопровождением, поддерживающим напряжение на протяжении всего спектакля, стала и музыка – словно из итальянских фильмов о мафиози. Тревожная, волнительная, запутывающая, как и сама коррупция. Особое внимание привлекает и то, что большая часть декораций выполнена в оттенках ярко-красного цвета. Агрессивного и таящего опасность. Присутствует он и в одеянии, и в гриме героев: костюмы расшиты красными лоскутами различных форм, в них же вплетены красные линии, которые испещряют даже выбеленные лица актеров. А самый интересный элемент – ярко-красные нити, которыми герои опутывают друг друга, словно пауки, плетущие свои ловушки. Сравнить их можно и со своеобразными кровеносными сосудами, по которым и поступают предложения о взятках и сами конверты. С их помощью главные коррупционеры управляют остальными, как марионетками. Кажется, что, оборвись хоть одна из этих нитей (чего старается не допустить начальник департамента мэрии), рухнет вся система.
А система, надо сказать, здесь выстроена таким образом, что даже передвигаются герои, как шахматные фигуры – четко обозначенным маршрутом. Словно солдаты, практически маршируют, выверяя траекторию движения – ровными линиями с острыми углами-поворотами по периметру сцены, а не напрямик к собеседнику или своему креслу. В системе оказалась даже прислуга, не говоря уже о сотрудниках мэрии и полицейских. Каждый из них стал в ней винтиком. Если он крутится, то и система продолжает существовать, а стоит ему прийти в негодность – он тут же будет заменен. А последнего боятся все, иначе денежки, пусть и грязные, перестанут поступать в карман. Прежде всего, в карман мэра. Кстати, с ним связана и другая странность, нарочито вплетенная в постановку: в какой-то момент персонажи перестают быть прислугой, учительницей или сыном и превращаются в народ, который рад прислужить градоначальнику и в буквальном смысле перевоплощается в живые шестеренки, крутящиеся на сцене вокруг оси. Они одаривают бурными аплодисментами мэра, то выступающего за кафедрой перед аудиторией, то разрезающего очередную ленточку, то пожимающего руку какому-либо чиновнику.
А НЕ ДАТЬ ЛИ НАМ ВЗЯТКУ?
Первым разворачивается кресло, на котором вальяжно восседает горничная Роза (арт. Оксана Дергачева). Она и провожает зрителя в мир взяток и откатов, в которых оказались замешаны начальник департамента мэрии Клементе (арт. Виталий Алфимов) и его семья. Молодая и предприимчивая девушка буквально под носом у своего хозяина проворачивает преступные схемы и сама хорошо «наваривается» на состоянии высокопоставленного чиновника городской управы. Например, с помощью управляющего городской службой быта она накручивает суммы в счетах за уборку дома, а разницу (не считая откатов) благополучно забирает себе. «Навар» получает и за то, что за определенную плату оформляет заказы только у этой клининговой фирмы. Другой же сообщник горничной – ювелир Стефано (арт. Евгений Патешкин), вхожий в дом государственного служащего. Как оказалось, грязные делишки он имеет и с женой чиновника Патрицией (арт. Татьяна Фомиченко), которая, как и прислуга, не прочь добавить пару нулей, но уже в счетах за драгоценности. Однако она и не ведает, что в итоге на ее шее и запястьях оказываются фальшивые украшения: смекалистый ювелир не без помощи горничной меняет настоящие драгоценности на подделку. Нечистым на руку оказывается и сын Клементе – Эльпидио (арт. Константин Демидов). Неудивительно, что в такой семье, где конверты с взятками раздаются направо и налево, и ребенок (причем школьного возраста) растет коррупционером. Таким образом, сидящие в зале зрители, еще не успев познакомиться с самим хозяином дома, за спиной которого плетутся коррупционные сети, понимают, что (как и говорилось ранее) очутились в самом логове коррупции.
Но главным винтиком системы начальника городской управы назвать нельзя, все нити коррупционных преступлений тянутся, как вы и догадались, к градоначальнику. Мэр города Эудженио (арт. Юрий Долгий) оказывается самым настоящим рассадником инфекции: именно он и заправляет всеми делами, при этом сам в них практически не участвует. Его первый визит в дом Клементе как раз связан с образовавшейся дырой в бюджете города. А для того, чтобы ее не обнаружили, необходимо как можно скорее добыть деньги (не важно, каким путем) и вернуть их в казну – залатать прореху. Сделать это вызывается (может, потому, что иного пути у него нет) верный подчиненный мэра, который, с одной стороны, виновен в утечке бюджетных средств, ведь именно его семья транжирит государственные деньги. Хотя и без них в городской управе хватает людей, которые, как выразился Эудженио, «думают, что касса мэрии – это что-то вроде банкомата, а потому считают, что, когда им нужны деньги, они имеют полное право запустить в нее свои руки».
Заявление комичное, ироничное и в то же время правдивое. Зрителю кажется, что такая ситуация ему знакома, оттого хочется и плакать, и смеяться. Да и другие диалоги в пьесе обличены в сатиру. «Откуда только у них взялась эта странная манера воровать?!» - задается вопросом мэр, а зал отвечает ему смехом, и у каждого в глазах проблескивает ответ, мол, знаем откуда. «Ворьё окружает нас со всех сторон», - признается начальник департамента мэрии и даже не представляет, насколько правдиво его суждение (ведь тем самым «ворьём» является его ближнее окружение, в том числе жена и сын).
К слову, и брат чиновника Иларио (арт. Ярослав Чумак) замешан в преступных делах. Однако он не обворовывает родственника, как это делают другие, а помогает ему решать различные финансовые проблемы, будучи ревизором финансовой полиции, правда, за свои «услуги» также не прочь получить конверт с деньгами. (Ох, сколько этих конвертов было передано из одних рук в другие за время спектакля, посчитать не представляется возможным!) Но, несмотря на это, Иларио все-таки избавляет брата от пригревшихся под его боком гадюк: он отправляет за решетку горничную и помогает проучить ювелира. В качестве наручников, что символично, выступают уже знакомые зрителю красные путы. Жена же от высокопоставленного супруга получает лишь выговор, как и сын, коррупционная история которого, как это ни странно, связана со школой. Чтобы получить хорошие отметки на экзамене, школьники должны «задобрить» членов экзаменационной комиссии, а посредником между сторонами выступает преподавательница Катарина (арт. Валентина Сакенова). Она поручает Эльпидио собрать деньги с учеников, а тот, в свою очередь, научившись у отца, старается уладить дела, попутно искусно командуя своим другом и одноклассником Чиро (арт. Жуман Муканов), и параллельно на всякий случай договаривается с дядей-ревизором, если первый план сорвется.
Между прочим, двойную жизнь ведет не только Эльпидио. Страшнее то, что на сцене обличается и двойственность служителей правопорядка, которые в особняке Клементе становятся частыми гостями. Первый – комиссар полиции Альберто (арт. Алексей Никулин), второй – тайный агент полиции Винченцио (арт. Анатолий Кириллов). Альберто, к слову, представляется новым управляющим городской службы быта (прежнего он собственнолично «повязал») и внедряется в новом амплуа в дом начальника департамента мэрии для того, чтобы разорить логово коррупции. Однако, как оказывается, и сам комиссар, с первого взгляда честный и справедливый, не прочь «полакомиться» откатами. Он предлагает новой горничной Кьяре (арт. Екатерина Литвинова) вести подпольные дела со службой быта, как и ее предшественница. В итоге, забежим вперед, и сам оказывается в местах не столь отдаленных.
Единственная надежда остается на агента Винченцио. Представившись служащим компании, которая благодаря покровительству начальника департамента мэрии выиграла тендер, он пытается поймать чиновника на взятке. И, возможно, у него бы это получилось, вот только на этом хитросплетения не заканчиваются. Преподавательница Эльпидио, которой за коррупционное преступление грозит срок, оказывается женой Винченцио. Пытаясь спасти супругу, он и сам попадает под арест, но вскоре выходит на свободу не без помощи братьев Клементе и Иларио. Таким образом, красные нити коррупции добираются и до тайного агента полиции. Эта сцена наталкивает на раздумья: а искоренимо ли вообще взяточничество?
Заключительный выход героев еще более символичен. Всех их объединяет бечевка, повязанная у каждого на запястьях. Может, это и есть ответ на предыдущий вопрос. Возможно ли размотать путы тех самых красных нитей? Мы отвечать не возьмемся. Лучше это сделать каждому самостоятельно, посмотрев спектакль. К слову, перед представлением за кулисы вышел один из актеров, чтобы настроить публику на нужный лад и поговорить с любимым зрителем:
- Коррупция проела нас изнутри. Она - как коррозия, с которой нужно бороться. Все дают, все берут, но все молчат… Скажите, вы когда-нибудь давали взятки? А вы брали взятки? – он задал вопросы, на которые обратно посыпались ответы о том, что с коррупцией необходимо бороться. – Вот и наш театр подключился к борьбе.
ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ
Не случайно мы привели здесь эти слова. После спектакля зрители разделились на два лагеря, кому постановка понравилась, а кому – нет. Но это не страшно, ведь, как известно, сколько людей на свете, столько и мнений. Огорчило то, что половина зала во время антракта собралась и ушла совсем, так и не досмотрев спектакль до конца. Можно ли говорить о культуре в таких условиях? Делайте выводы сами. Одни аргументировали свой уход тем, что им непонятна задумка режиссера и цель, которую преследовал театр, другие просто не увидели в постановке комедии (хотя смешных моментов в пьесе хоть отбавляй!). Были ли это просто отговорки, чтобы скорее очутиться в родных стенах, или настоящее невежество, судить не станем. Хочется только сказать, что театр, оказывается, не для всех. А смысл постановки был прост: он заключался в том, чтобы высмеять социальное зло – взяточничество, тем самым обратив внимание горожан на эту проблему.
Радует, что нашлись и понимающие люди. Все-таки отзывов о том, что спектакль понравился, было больше. Они кричали «Браво!» и так громко аплодировали, как будто зал был полон. А позже в социальных сетях и нашему корреспонденту многие признались, что постановка показалась им смелой, авангардной, необычной. Можно сказать, что спектакль все-таки нашел своего зрителя. Справедливого, эрудированного, с отличным чувством юмора.
Интересный факт
По какому-то удивительному совпадению, свою пьесу про взяточничество по-неаполитански Алессандро Казола написал в 2013 году, когда в Петропавловске разгорелся громкий коррупционный скандал. Так, Талгат Акылбеков, возглавлявший в то время областное управление культуры, попался на вымогательстве взятки в виде билетов общей стоимостью более 400 тысяч тенге на концерт Агутина и Варум, предназначенных для местных вип-персон. Чиновник грозил руководителю продюсерского центра в случае отказа сорвать мероприятие, намеченное в областном русском драматическом театре им. Н. Погодина. Даже отправлял грозное смс-сообщение: «Если не решишь с билетами, к Погодина близко не подходи больше». Концерт звездного дуэта все же состоялся, а начальник управления был задержан финполовцами.
Сначала он получил восемь лет лишения свободы с конфискацией имущества, затем наказание было смягчено до четырех лет условно с испытательным сроком в три года. А потом жизнь Талгата Акылбекова и вовсе наладилась: как выяснилось прошлой весной, он снова оказался в руководящей обойме – возглавил ГККП «Центр народного творчества и досуговой деятельности» в райцентре Булаево. Как такое могло случиться, стали выяснять специалисты департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по СКО. Они навели порядок в этом вопросе, кроме того, по их представлению, руководительница отдела культуры и развития языков района Магжана Жумабаева от занимаемой должности была освобождена. Можно сказать, богатый материал для будущей антикоррупционной пьесы.
газета "Добрый Вечер"
"Неаполитанские страсти под петропавловским небом"
16.11.17
Поделиться статьёй: