В театре имени Н. Погодина состоялся спектакль "Взятка по-неаполитански"

Очередной коррупционный скандал разразился в Петропавловске. На этот раз замешаны в нем оказались градоначальник, его подчиненные и даже семья. Порочный круг взяток разорвать удалось только на прошлой неделе. Конверты с наличными долго кочевали из рук в руки, взяточничество процветало, но всему, как известно, приходит конец: практически всех коррупционеров удалось повязать… на сцене областного русского драматического театра им. Н. Погодина.

На самом деле развернулись эти действия именно в храме Мельпомены. Театр представил на суд зрителей новинку своего репертуара – спектакль «Взятка по-неаполитански» по одноименной пьесе итальянского драматурга Алессандро Казолы. Режиссером постановки выступила Елена Покрас, а главным героем – коррупция, к сожалению, хорошо знакомая как итальянскому, так и казахстанскому зрителю.

КОРРУПЦИЯ ИХ СВЯЗАЛА

Пьесу «Взятка по-неаполитански» можно условно считать продолжением темы, затронутой Николаем Гоголем в его гениальной пьесе «Ревизор». Однако если у Гоголя Чичикова, можно сказать, не за того приняли и взятки даются просто потому, что так принято, то у Алессандро Казолы взятки даются уже намеренно, расчетливо и с прицелом. Таким же образом, к слову, были разработаны и декорации для постановки. Отметим, что основное действие пьесы происходит в особняке начальника департамента мэрии (это и есть некое логово неаполитанской коррупции), однако привычного роскошного интерьера с дорогой мебелью и хрустальными люстрами (ведь такой представляется обстановка в доме у высокопоставленного европейского чиновника!) на сцене не наблюдается. Вместо всего этого здесь размещены двенадцать (прямо как у Ильфа и Петрова) стул… нет, кресел, каждое из которых снабжено крутящимся механизмом. С ними и знакомятся зрители в первую очередь, когда открывается занавес. С высокой спинкой, снабженные странными шлангами-трубами вместо подлокотников, они уже навевают мысли о том, что не все так просто в «неаполитанском королевстве».

Отличным сопровождением, поддерживающим напряжение на протяжении всего спектакля, стала и музыка – словно из итальянских фильмов о мафиози. Тревожная, волнительная, запутывающая, как и сама коррупция. Особое внимание привлекает и то, что большая часть декораций выполнена в оттенках ярко-красного цвета. Агрессивного и таящего опасность. Присутствует он и в одеянии, и в гриме героев: костюмы расшиты красными лоскутами различных форм, в них же вплетены красные линии, которые испещряют даже выбеленные лица актеров. А самый интересный элемент – ярко-красные нити, которыми герои опутывают друг друга, словно пауки, плетущие свои ловушки. Сравнить их можно и со своеобразными кровеносными сосудами, по которым и поступают предложения о взятках и сами конверты. С их помощью главные коррупционеры управляют остальными, как марионетками. Кажется, что, оборвись хоть одна из этих нитей (чего старается не допустить начальник департамента мэрии), рухнет вся система.

А система, надо сказать, здесь выстроена таким образом, что даже передвигаются герои, как шахматные фигуры – четко обозначенным маршрутом. Словно солдаты, практически маршируют, выверяя траекторию движения – ровными линиями с острыми углами-поворотами по периметру сцены, а не напрямик к собеседнику или своему креслу. В системе оказалась даже прислуга, не говоря уже о сотрудниках мэрии и полицейских. Каждый из них стал в ней винтиком. Если он крутится, то и система продолжает существовать, а стоит ему прийти в негодность – он тут же будет заменен. А последнего боятся все, иначе денежки, пусть и грязные, перестанут поступать в карман. Прежде всего, в карман мэра. Кстати, с ним связана и другая странность, нарочито вплетенная в постановку: в какой-то момент персонажи перестают быть прислугой, учительницей или сыном и превращаются в народ, который рад прислужить градоначальнику и в буквальном смысле перевоплощается в живые шестеренки, крутящиеся на сцене вокруг оси. Они одаривают бурными аплодисментами мэра, то выступающего за кафедрой перед аудиторией, то разрезающего очередную ленточку, то пожимающего руку какому-либо чиновнику.

А НЕ ДАТЬ ЛИ НАМ ВЗЯТКУ?

Первым разворачивается кресло, на котором вальяжно восседает горничная Роза (арт. Оксана Дергачева). Она и провожает зрителя в мир взяток и откатов, в которых оказались замешаны начальник департамента мэрии Клементе (арт. Виталий Алфимов) и его семья. Молодая и предприимчивая девушка буквально под носом у своего хозяина проворачивает преступные схемы и сама хорошо «наваривается» на состоянии высокопоставленного чиновника городской управы. Например, с помощью управляющего городской службой быта она накручивает суммы в счетах за уборку дома, а разницу (не считая откатов) благополучно забирает себе. «Навар» получает и за то, что за определенную плату оформляет заказы только у этой клининговой фирмы. Другой же сообщник горничной – ювелир Стефано (арт. Евгений Патешкин), вхожий в дом государственного служащего. Как оказалось, грязные делишки он имеет и с женой чиновника Патрицией (арт. Татьяна Фомиченко), которая, как и прислуга, не прочь добавить пару нулей, но уже в счетах за драгоценности. Однако она и не ведает, что в итоге на ее шее и запястьях оказываются фальшивые украшения: смекалистый ювелир не без помощи горничной меняет настоящие драгоценности на подделку. Нечистым на руку оказывается и сын Клементе – Эльпидио (арт. Константин Демидов). Неудивительно, что в такой семье, где конверты с взятками раздаются направо и налево, и ребенок (причем школьного возраста) растет коррупционером. Таким образом, сидящие в зале зрители, еще не успев познакомиться с самим хозяином дома, за спиной которого плетутся коррупционные сети, понимают, что (как и говорилось ранее) очутились в самом логове коррупции.

Но главным винтиком системы начальника городской управы назвать нельзя, все нити коррупционных преступлений тянутся, как вы и догадались, к градоначальнику. Мэр города Эудженио (арт. Юрий Долгий) оказывается самым настоящим рассадником инфекции: именно он и заправляет всеми делами, при этом сам в них практически не участвует. Его первый визит в дом Клементе как раз связан с образовавшейся дырой в бюджете города. А для того, чтобы ее не обнаружили, необходимо как можно скорее добыть деньги (не важно, каким путем) и вернуть их в казну – залатать прореху. Сделать это вызывается (может, потому, что иного пути у него нет) верный подчиненный мэра, который, с одной стороны, виновен в утечке бюджетных средств, ведь именно его семья транжирит государственные деньги. Хотя и без них в городской управе хватает людей, которые, как выразился Эудженио, «думают, что касса мэрии – это что-то вроде банкомата, а потому считают, что, когда им нужны деньги, они имеют полное право запустить в нее свои руки».

Заявление комичное, ироничное и в то же время правдивое. Зрителю кажется, что такая ситуация ему знакома, оттого хочется и плакать, и смеяться. Да и другие диалоги в пьесе обличены в сатиру. «Откуда только у них взялась эта странная манера воровать?!» - задается вопросом мэр, а зал отвечает ему смехом, и у каждого в глазах проблескивает ответ, мол, знаем откуда. «Ворьё окружает нас со всех сторон», - признается начальник департамента мэрии и даже не представляет, насколько правдиво его суждение (ведь тем самым «ворьём» является его ближнее окружение, в том числе жена и сын).

К слову, и брат чиновника Иларио (арт. Ярослав Чумак) замешан в преступных делах. Однако он не обворовывает родственника, как это делают другие, а помогает ему решать различные финансовые проблемы, будучи ревизором финансовой полиции, правда, за свои «услуги» также не прочь получить конверт с деньгами. (Ох, сколько этих конвертов было передано из одних рук в другие за время спектакля, посчитать не представляется возможным!) Но, несмотря на это, Иларио все-таки избавляет брата от пригревшихся под его боком гадюк: он отправляет за решетку горничную и помогает проучить ювелира. В качестве наручников, что символично, выступают уже знакомые зрителю красные путы. Жена же от высокопоставленного супруга получает лишь выговор, как и сын, коррупционная история которого, как это ни странно, связана со школой. Чтобы получить хорошие отметки на экзамене, школьники должны «задобрить» членов экзаменационной комиссии, а посредником между сторонами выступает преподавательница Катарина (арт. Валентина Сакенова). Она поручает Эльпидио собрать деньги с учеников, а тот, в свою очередь, научившись у отца, старается уладить дела, попутно искусно командуя своим другом и одноклассником Чиро (арт. Жуман Муканов), и параллельно на всякий случай договаривается с дядей-ревизором, если первый план сорвется.

Между прочим, двойную жизнь ведет не только Эльпидио. Страшнее то, что на сцене обличается и двойственность служителей правопорядка, которые в особняке Клементе становятся частыми гостями. Первый – комиссар полиции Альберто (арт. Алексей Никулин), второй – тайный агент полиции Винченцио (арт. Анатолий Кириллов). Альберто, к слову, представляется новым управляющим городской службы быта (прежнего он собственнолично «повязал») и внедряется в новом амплуа в дом начальника департамента мэрии для того, чтобы разорить логово коррупции. Однако, как оказывается, и сам комиссар, с первого взгляда честный и справедливый, не прочь «полакомиться» откатами. Он предлагает новой горничной Кьяре (арт. Екатерина Литвинова) вести подпольные дела со службой быта, как и ее предшественница. В итоге, забежим вперед, и сам оказывается в местах не столь отдаленных.

Единственная надежда остается на агента Винченцио. Представившись служащим компании, которая благодаря покровительству начальника департамента мэрии выиграла тендер, он пытается поймать чиновника на взятке. И, возможно, у него бы это получилось, вот только на этом хитросплетения не заканчиваются. Преподавательница Эльпидио, которой за коррупционное преступление грозит срок, оказывается женой Винченцио. Пытаясь спасти супругу, он и сам попадает под арест, но вскоре выходит на свободу не без помощи братьев Клементе и Иларио. Таким образом, красные нити коррупции добираются и до тайного агента полиции. Эта сцена наталкивает на раздумья: а искоренимо ли вообще взяточничество?

Заключительный выход героев еще более символичен. Всех их объединяет бечевка, повязанная у каждого на запястьях. Может, это и есть ответ на предыдущий вопрос. Возможно ли размотать путы тех самых красных нитей? Мы отвечать не возьмемся. Лучше это сделать каждому самостоятельно, посмотрев спектакль. К слову, перед представлением за кулисы вышел один из актеров, чтобы настроить публику на нужный лад и поговорить с любимым зрителем:

- Коррупция проела нас изнутри. Она - как коррозия, с которой нужно бороться. Все дают, все берут, но все молчат… Скажите, вы когда-нибудь давали взятки? А вы брали взятки? – он задал вопросы, на которые обратно посыпались ответы о том, что с коррупцией необходимо бороться. – Вот и наш театр подключился к борьбе.

ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ

Не случайно мы привели здесь эти слова. После спектакля зрители разделились на два лагеря, кому постановка понравилась, а кому – нет. Но это не страшно, ведь, как известно, сколько людей на свете, столько и мнений. Огорчило то, что половина зала во время антракта собралась и ушла совсем, так и не досмотрев спектакль до конца. Можно ли говорить о культуре в таких условиях? Делайте выводы сами. Одни аргументировали свой уход тем, что им непонятна задумка режиссера и цель, которую преследовал театр, другие просто не увидели в постановке комедии (хотя смешных моментов в пьесе хоть отбавляй!). Были ли это просто отговорки, чтобы скорее очутиться в родных стенах, или настоящее невежество, судить не станем. Хочется только сказать, что театр, оказывается, не для всех. А смысл постановки был прост: он заключался в том, чтобы высмеять социальное зло – взяточничество, тем самым обратив внимание горожан на эту проблему.

Радует, что нашлись и понимающие люди. Все-таки отзывов о том, что спектакль понравился, было больше. Они кричали «Браво!» и так громко аплодировали, как будто зал был полон. А позже в социальных сетях и нашему корреспонденту многие признались, что постановка показалась им смелой, авангардной, необычной. Можно сказать, что спектакль все-таки нашел своего зрителя. Справедливого, эрудированного, с отличным чувством юмора.

Интересный факт

По какому-то удивительному совпадению, свою пьесу про взяточничество по-неаполитански Алессандро Казола написал в 2013 году, когда в Петропавловске разгорелся громкий коррупционный скандал. Так, Талгат Акылбеков, возглавлявший в то время областное управление культуры, попался на вымогательстве взятки в виде билетов общей стоимостью более 400 тысяч тенге на концерт Агутина и Варум, предназначенных для местных вип-персон. Чиновник грозил руководителю продюсерского центра в случае отказа сорвать мероприятие, намеченное в областном русском драматическом театре им. Н. Погодина. Даже отправлял грозное смс-сообщение: «Если не решишь с билетами, к Погодина близко не подходи больше». Концерт звездного дуэта все же состоялся, а начальник управления был задержан финполовцами.

Сначала он получил восемь лет лишения свободы с конфискацией имущества, затем наказание было смягчено до четырех лет условно с испытательным сроком в три года. А потом жизнь Талгата Акылбекова и вовсе наладилась: как выяснилось прошлой весной, он снова оказался в руководящей обойме – возглавил ГККП «Центр народного творчества и досуговой деятельности» в райцентре Булаево. Как такое могло случиться, стали выяснять специалисты департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по СКО. Они навели порядок в этом вопросе, кроме того, по их представлению, руководительница отдела культуры и развития языков района Магжана Жумабаева от занимаемой должности была освобождена. Можно сказать, богатый материал для будущей антикоррупционной пьесы.


Ерлан Оразов
газета "Добрый Вечер"
"Неаполитанские страсти под петропавловским небом"
16.11.17

Поделиться статьёй: