В Северо-Казахстанской области электромонтер остался без ноги

В Северо-Казахстанской области электромонтер остался без ноги. Работодатель своей вины не признал и обжаловал в суде решение руководителя государственной инспекции труда.

Житель райцентра Сергеевка электромонтер Танат Садвакасов (на фото) недавно пережил тяжелую операцию в больнице №3 Петропавловска. А до этого лежал в сельском стационаре, врачи которого пытались спасти травмированную ногу. Однако пересадка сосудов ожидаемых результатов не дала, нога стала чернеть. Не смогли ее спасти и городские хирурги, в итоге ампутировали до колена.

Беда случилась 29 сентября во время спиливания деревьев. По словам Таната, провести такую работу по улице Шухова в Сергеевке велел мастер. Получив задание, бригада отправилась по указанному им адресу.

- Я вышел на диспетчера, отключил линию, проверил отсутствие напряжения, ребят проинструктировал, - вспоминает Танат Садвакавов. - Пилили они с макушки, а я был внизу, наблюдал, как они вдвоем работают. Потом они допилили до низу, и нужно было просто свалить деревья. Я стал им помогать. Два дерева спокойно свалили, а последнее было потолще. Когда они его пилили, я поддерживал, чтобы оно на соседний дом «не сыграло». Хотел оттолкнуть, но силы, видать, не рассчитал. Дерево это ударилось о соседний пень и отскочило в мою сторону, упав на ногу и снова отскочив.

Танат говорит, что произошло это примерно в час дня. Минут 20 второго его уже доставили на машине скорой помощи в центральную районную больницу. Больше месяца физической боли и мучительных мыслей - не последнее испытание для искалеченного молодого мужчины. В вопросе, от решения которого зависит размер пенсии, а на нее Танату придется жить самому и содержать семью, малолетнего ребенка, работодатель встал не на его сторону.

Руководство АО «СК РЭК» («Северо-Казахстанская распределительная электросетевая компания») сочло, что в действиях Садвакасова были «грубые нарушения правил техники безопасности и производственных инструкций, которые и повлекли наступление несчастного случая». Причем сам несчастный случай, по мнению энергетиков, никак не связан с производством.

- Они говорят, что было обеденное время, что наряда на проведение спила никто не давал, а я сам виноват, так как не соблюдал правила безопасности, - говорит Танат Садвакасов. - Но как я мог предвидеть, что дерево отскочит и упадет мне на ногу? Что касается отсутствия наряда, то, действительно, на спил деревьев нас без него и отправили. Не дали, потому что был другой наряд на работу. Но нам сказали, мол, время до обеда есть, быстренько спилите, а потом езжайте на работу.

Искалеченного монтера поддержал государственный инспектор труда, который счел, что несчастный случай связан с производством, и основная вина за случившееся лежит на работодателе. Для специального расследования этого ЧП с тяжелым исходом приказом управления государственной инспекции труда акимата СКО от 6 октября была создана комиссия. Ее возглавил госинспектор труда Басенов, а в состав включены от работодателя - главный инженер АО «СК РЭК» Фесько, а от работников - председатель профсоюзного комитета «СК РЭК» Помогалова.

19 октября был составлен акт, из которого видно, что мнение госинспектора кардинально отличается от мнения двух представителей энергетической компании. Руководителем госинспекции труда СКО Кайратом Пшенбаевым было составлено заключение, согласно которому произошедшее подлежит оформлению актом о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью. В этом документе указывается, что вина работника составляет 30 %, степень вины работодателя - 70 %.

Согласно заключению:

- несчастный случай произошел около 13 часов 29.09.2017 г.;

- работодателем не выдан наряд (распоряжение) бригаде на расчистку трассы ВЛ от деревьев по ул. Шухова, 36-1, г. Сергеевка;

- отсутствие контроля со стороны мастера Сергеевского м.у. № 1 Бопанова А.К. за бригадой и техникой, а также соблюдением требований по безопасности и охране труда работниками;

- неосторожность пострадавшего, выразившаяся в направлении падения ствола дерева на пенек от соседнего дерева;

- несчастный случай связан с производством и подлежит оформлению актом о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью;

- вина работника - 30 %, степень вины работодателя - 70 %;

- лицами, допустившими нарушения, являются мастер Бопанов А.К. и пострадавший Садвакасов Т.Е.

В заключении содержится требование:

1) В соответствии с п.6 ст. 190 ТК РК несчастный случай на производстве с тяжелым исходом, произошедший 29 сентября 2017 года около 13 часов в палисаднике дома № 36, квартира 1, г. Сергеевка, район Шал акына СКО, при котором пострадал электромонтер по эксплуатации распределительных сетей Сергеевского М.У. №1 Шал акына РЭС АО «Северо-Казахстанская распределительная электросетевая компания» Садвакасов Танат Еслямович, в течение трех дней оформить актом о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью в соответствии с заключением главного государственного инспектора труда по СКО Пшенбаева К.С. от 24.10.2017 г.

2) В течение тpex дней предоставить пострадавшему акт о несчастном случае установленной формы, а другой - в государственную инспекцию труда на бумажном и электронном носителях.

Энергетики с этими выводами не согласились и решили обжаловать решение главного государственного инспектора труда области, обратившись в суд № 2 Петропавловска. В своем исковом заявлении они написали, что выводы заключения инспекции не соответствуют объективным данным. Мол, в соответствии с актом специального расследования, несчастный случай, произошедший с электромонтером Садвакасовым, не связан с производством. И этот акт подписан большинством членов комиссии без замечаний, а инспектор Басенов подписал с изложением особого мнения.

Как уже говорилось выше, «большинство» - это главный инженер и председатель профсоюза самой распределительной электросетевой компании.

Из заявления об обжаловании решения: «Выводы заключения главного государственного инспектора труда не соответствуют объективным данным материалов расследования, обстоятельства искажены. Материалами расследования подтверждается обоснованность выводов большинства членов комиссии».

Комиссией в ходе расследования установлено следующее.

«29.09.2017 г. около 9 часов 15 минут на планерке мастер Бопанов А. К. выдал задание бригаде в составе производителя работ Садвакасова T.E., электромонтеров Сайдиева К.Н. и Тортбаева А.Ж. завершить капитальный ремонт ВЛ-10 кВ фид. № 18 «Сергеевка КХ Белюга», а также «если останется время после основной работы, проехать и спилить стволы деревьев по ул. Шухова, 36, кв. 1». Со слов Садвакасова Т.Е., задание было «съездить спилить стволы деревьев по ул. Шухова, 36, кв. 1, а затем ехать на капитальный ремонт».

Около 11 часов 30 минут, когда бригада закончила погрузку материалов для капитального ремонта и заправку топливом служебных машин, подошел мастер Бопанов А.К., который сообщил, что до КХ «Белюга» расстояние большое, выезд на капитальный ремонт будет в 14 часов 00 минут с территории базы РЭС и ушел в контору.

Со слов членов бригады Сайдиева К.Н. и Тортбаева А.Ж. - Садвакасов Т.Е. сказал, что свободное время есть, надо допилить стволы деревьев по ул. Шухова, 36, кв. 1, хотя задание и наряд-допуск на выпилку деревьев мастер Бопанов А. К. им не выдавал. Доехав до места около 12 часов 00 минут, бригада приступила к работе по спилу стволов деревьев. Со слов членов бригады Сайдиева К.Н. и Тортбаева А.Ж. - Садвакасов Т.Е. предварительно беседовал с хозяйкой дома. Со слов Садвакасова Т.Е., он с хозяйкой дома не беседовал (однако со слов хозяйки дома Ягупенко Л.В., она обещала за работу денежное вознаграждение), а звонил по сотовому телефону диспетчеру для отключения электролинии, при этом записи в оперативном журнале диспетчерской РЭС об отключении линии не зафиксировано и при опросе дежурного диспетчера РЭС Пустыльникова А.В. факт разговора по сотовому телефону с Садвакасовым Т.Е. и факт отключения линии не подтвердились.

Со слов членов бригады Сайдиева К.Н. и Тортбаева А.Ж., после того, как приступили к спилу стволов, Садвакасов Т.Е. уехал на попутной машине и его не было минут 30-50. Со слов Садвакасова Т.Е., он все время находился на месте и стоял на дороге и следил за проведением работ.

Особое внимание энергетики уделили времени, когда произошел несчастный случай. Этот вопрос очень важен, ведь даже пять минут могут сыграть в споре решающую роль. Они указали, что «в акте и в особом мнении председателя комиссии установлено, что несчастный случай произошел в 13 часов 05 минут. То есть во время для отдыха и приема пищи». Но, мол, главный госинспектор, не смотря на отсутствие разногласий между членами комиссии, написал несколько иное время - «около 13 часов». И таким образом, по мнению авторов заявления, вышел за рамки своих полномочий.

В тексте заявления также отмечено, что задания от работодателя на выпилку деревьев не поступало, выпилка деревьев по данному адресу в интересах работодателя не производилась. Поэтому наряд или распоряжение на выполнение этого задания не оформляли. Мол, расследованием установлено, что «пострадавший по собственной инициативе выполнял работы, которые не входили в его функциональные обязанности в указанный день, не связаны с интересом работодателя, при этом выполнялись эти работы во время перерыва для отдыха».

Кстати, руководство энергокомпании ссылается и на показания двух членов бригады, которые дружно заявили, что их коллега сам решил использовать свободное время, чтобы допилить деревья, «хотя задания и наряда на это мастер Бопанов им не давал».

Свидетели утверждают, что Садвакасов пилил деревья исключительно по просьбе хозяйки дома, возле которого и случилось ЧП, за обещанное ею денежное вознаграждение. Более того, по их словам, мужчина куда-то отлучался и был ...пьян. Правда, чем они могут подкрепить это обвинение, не понятно.

Возмущенный до крайности такой позицией бывших товарищей, Садвакасов говорит, что пусть в таком случае они предъявят медицинское заключение о том, что он находился в состоянии алкогольного опьянения. Если же такого документа не будет, то это можно расценивать, как откровенный оговор, клевету.

Танат уже заявил о своем намерении обратиться по этому поводу в суд.

Выдержать очередное испытание мужчине будет трудно. Но, по его словам, отступать просто некуда. Надо и честное имя отстоять, и о будущем позаботиться. Ведь в деревне и здоровому человеку найти работу сложно, а инвалиду тем более.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Искалеченная жизнь"
16.11.17

Поделиться статьёй: