В Казахстане расширена сфера действия системы таможенного декларирования «АСТАНА-1»

С 1 января 2018 года в Республике Казахстан расширена сфера действия информационной системы электронного таможенного декларирования «АСТАНА-1». Если после 1 октября 2017 года «АСТАНА-1» использовалась таможенниками только для осуществления контроля процедуры таможенного транзита, то с нового года она применяется и для оформления экспорта товаров.

Сегодня вопросы о происшедших изменениях мы адресуем заместителю руководителя департамента государственных доходов по Северо-Казахстанской области Руслану Рахимберды.

- Руслан Қайыргелдіұлы, расскажите, пожалуйста, как началось электронное таможенное декларирование в Северо-Казахстанской области, что уже изменилось и что еще изменится в будущем после внедрения системы «АСТАНА-1» в практике работы таможенных подразделений органов госдоходов?

- Первое, что хочется отметить, это, конечно, то обстоятельство, что внедрение информационной системы «АСТАНА-1» идет как практическая реализация положений 38-го шага Плана нации «100 конкретных шагов». То есть сегодня наши участники внешнеэкономической деятельности, наши сотрудники, работающие в удаленных районах области, в глубинке, мы, работающие в областном центре, вдалеке от столицы, видим практическую реализацию глобальных замыслов нашего Президента.

Внедрение системы «АСТАНА-1» - это важнейший технологический прорыв, направленный на повышение эффективности всей транспортно-логистической инфраструктуры нашей страны. Как вы знаете, именно такую задачу с акцентом на цифровизацию поставил в своем Послании глава государства.

В настоящий момент мы проходим только первые этапы внедрения системы. В перспективе же «АСТАНА-1» будет охватывать все таможенные процедуры и все операции, она будет интегрирована с налоговыми базами данных КГД МФ РК, на ее основе через информационное взаимодействие с другими государственными органами республики будет работать технология «одного окна». «АСТАНА-1» после полновесного внедрения должна стать основой для масштабного запуска цифровых технологий во всех государственных органах, задействованных в контроле внешнеторговых поставок товаров.

- А какие преимущества от внедрения системы «АСТАНА-1» участники ВЭД почувствовали уже сейчас?

– Самое главное - это то, что информационная система позволяет сократить количество документов для оформления экспорта (а в ближайшей перспективе и импорта), что можно рассматривать как значительное улучшение условий для ведения бизнеса.

Как кардинальное изменение можно отметить изменение подхода к времени обработки подаваемых таможенных деклараций. В практике таможенного контроля уже несколько лет существует такой критерий оценки деятельности, как «время ТОТ» - время таможенной очистки товаров. Существуют индикаторы оценки деятельности таможенных постов и областных департаментов государственных доходов по этому показателю, ежеквартально формируется рейтинг, много лет этот критерий рассматривается как одна из наиболее важных характеристик условий, создаваемых для участников ВЭД.

Новая система реализует возможность осуществления автоматизированного выпуска декларации на товары – то есть весь контроль проводится без участия сотрудника таможни. Конечно, в основе этого нововведения лежит работа СУР (системы управления рисками). ИС «АСТАНА-1» в доли секунд проверяет поданную декларацию на товары и при отсутствии рисков автоматически выпускает ее.

Сейчас мы не только наблюдаем, но и непосредственно участвуем в глобальных процессах цифровизации, меняющих как весь уклад жизни, так и ведение различных видов коммерческой деятельности в частности. Внедрение цифровых технологий коснулось всей цепочки предпринимателей, строящих свой бизнес на внешней торговле – поставщиков, получателей, перевозчиков, предприятий, осуществляющих складскую обработку и хранение, таможенных представителей и т.д.

В ИС «АСТАНА-1» реализуется весь процесс оформления – от предварительного информирования о намерении ввезти товар в страну через пункт пропуска на границе до завершения таможенной очистки, выпуска товара и пост-таможенного контроля.

Работая на единой информационной платформе, все участники бизнеса, бесспорно, ускоряют обработку данных на любом этапе реализации внешнеторговой сделки, оперативно взаимодействуют со своими бизнес-партнерами и государственными органами.

Ранее при проведении только таможенных операций использовалось несколько информационных систем – одна для предварительного информирования, вторая для оформления и контроля таможенного транзита, третья для основного таможенного оформления. В итоге из-за этого зачастую возникали проблемы, которые негативно сказывались на качестве оказания государственных услуг, оказываемых таможенными органами. Теперь ИС «АСТАНА-1» должна оставить их в прошлом.

Нельзя не отметить, что все участники внешнеторговой поставки теперь получили возможность трекинга товара – то есть возможность отслеживать в системе весь процесс транспортировки товара и прохождения всех таможенных формальностей.

Немаловажным моментом является и снижение финансовых издержек для бизнеса. Новая информационная система предоставляется пользователям совершенно бесплатно. При этом декларант может производить все таможенные операции, не покидая офиса, достаточно иметь лишь выход в Интернет. При этом обмен информацией между ним и таможенными органами исключает прямые человеческие контакты, а значит, минимизируются и возможные коррупционные риски.

- Как идет внедрение столь глобальных изменений, с какими трудностями вам приходится сталкиваться, как они решаются и когда, в какие сроки система войдет в полномасштабную промышленную эксплуатацию?

- Разработчики системы – эксперты Конференцией ООН по итогам и развитию (ЮНКТАД ООН) отмечают, что несмотря на то, что первоначально ИС «АСТАНА-1» делалась на базе известной в мире информационной системы «Асикуда», конечный продукт можно назвать казахстанской технологией, так как она полностью переработана и настроена в соответствии с нормами Таможенного кодекса ЕАЭС и Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан».

Конечно, запуск такой многофункциональной, комплексной системы не может пройти одномоментно и без определенных усилий. Внедрение ИС «АСТАНА-1» идет поэтапно. Первым этапом было введение с 1 октября 2017 года подсистемы «Таможенный транзит». И если поначалу запуск этого компонента системы выявил ряд проблемных моментов, сейчас он уже полностью доработан и не имеет нареканий.

Вторым этапом стала опытная эксплуатация подсистемы «Таможенное декларирование» по таможенной процедуре «Экспорт», осуществляемая с нового года. Внедрение ИС «АСТАНА-1» по остальным таможенным процедурам планируется до конца апреля 2018 года.

Чтобы помочь пользователям системы разобраться с работой новой системы, Комитетом государственных доходов также используются современные технологии - создан и активно работает чат в социальной сети Tеlegram, где любой пользователь системы может оперативно получить техническую поддержку, задать свои вопросы, высказать свои пожелания и рекомендации напрямую разработчикам и руководителям таможенной службы республики.

Пользуясь случаем, хочу напомнить всем хозяйствующим субъектам, осуществляющих внешнеторговые операции, что в целях исключения некорректной работы необходимо актуализировать свои пароли и логины и произвести сверку данных с управлением информационных технологий департамента. Наш контактный телефон тел. 8(7152) 46-06-38.

В завершение хотел бы выразить уверенность, что информационная система «АСТАНА-1» оправдает все возложенные на нее надежды и станет основой для выхода транспортно-логистической отрасли нашей страны на принципиально новый уровень и реализации имеющегося транспортного потенциала Республики Казахстан.


Издательство "Северный Казахстан"
газета "Северный Казахстан"
"Астана-1" в действии"
20.01.18

Поделиться статьёй: