Разработан проект Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет"

В Послании Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» одной из ключевых задач является приведение налогово-бюджетной политики к новым экономическим реалиям.

Необходимость разработки законопроекта обусловлена тем, что реализация предусмотренных проектом кодекса задач повлечет за собой изменение более половины действующих норм Налогового кодекса, что требует приведения в соответствие ряда законодательных актов Республики Казахстан.

Налоговая политика должна быть нацелена на стимулирование выхода бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе, стимулирование бизнеса к инвестированию, должен быть разработан простой, понятный кодекс. Важно провести оптимизацию действующих налоговых льгот. Необходимо по-новому рассмотреть специальные налоговые режимы в преддверии всеобщего декларирования.

Требуют улучшения механизмы налогового администрирования.

В проекте нового кодекса добавился принцип добросовестности, которая предполагает осуществления налогоплательщиком (налоговым агентом) действий (бездействий) по исполнению им налогового обязательства.

Сегодня для тех, кто хочет открыть свое дело, уплата налогов должна проводиться легко и просто. И в этом плане меняется идеология, вносятся стимулирующие моменты, упрощается  администрирование.

Идеология будет направлена на защиту интересов добросовестного налогоплательщика. При рассмотрении жалоб на уведомления о результатах проверки все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (налогового агента).

Будет сильно упрощено администрирование.

Бизнес будет поделен на три зоны в зависимости от их добросовестности и в зависимости от того, в какую категорию попадает налогоплательщик, будут проводиться проверки. Добросовестная часть проверяться не будет, они попадают в «зеленую зону», а «красная» зона должна подвергаться контролю со стороны органов государственных доходов. Оставшаяся часть будет проверять лишь выборочно. Налоговые проверки станут трехвекторными.

Также в новом кодексе внедряются институт налоговых консультантов, дистанционный аудит, предусматривается внедрение налоговых кредитов, предусматривающая помощь в уплате налогов.

В новом Налоговом кодексе для бизнеса, применяющего электронные счет-фактуры, предусматриваются сокращение сроков возврата НДС в общеустановленном порядке до 30 рабочих дней, сокращение встречных проверок и процедур камерального контроля.

Второй задачей по оптимизации бюджетной политики, определенной пятью направлениями антикризисных и структурных преобразований Послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», обозначены следующие задачи:

- рассмотрение вопроса введения «Налога с продаж» вместо НДС;

- отмена неэффективных налоговых льгот;

- оптимизация налоговых режимов до трех уровней (общий, патент для индивидуальных предпринимателей и специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса, а также аграрного сектора).

В ходе обсуждения, в том числе и с бизнес-сообществом, предложение введения налога с продаж посчитали нецелесообразным.

Предлагается повысить эффективность применения льгот. Это касается раздельного учета доходов в специальных экономических зонах, имущественным налогам, социальному налогу и по режиму экстерриториальности. В части налогообложения финансовой сферы предусматриваются изменения, связанные с внедрением новых международных стандартов финансовой отчетности.

В рамках проекта нового Налогового кодекса предлагается снизить налоговую ставку с 2 до 1%, начиная с 2018 года, для лиц индивидуальных предпринимателей, работающих по патенту. Будет уплачиваться только ИПН в размере 1% и отменен социальный налог, за исключением объекта налогообложения лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли.

Вводятся подходы, основанные на принципах доверия, прозрачности и взаимовыгодного сотрудничества - горизонтальный мониторинг – одна из форм налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг будет осуществляется путем анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с целью определения их реальной налогооблагаемой базы, контроля соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и применяемых рыночных цен в целях осуществления контроля при трансфертном ценообразовании. Налоговый мониторинг состоит из:

1) обязательного мониторинга - налогоплательщики, состоящие на мониторинге, - доход, превышающий 325-тысячекратный размер МРП и численность 250 человек;

2) добровольного мониторинга (горизонтальный мониторинг) - заключения соглашения о горизонтальном мониторинге между налогоплательщиком и уполномоченным органом, предусматривает обмен информацией и документами между уполномоченным органом и налогоплательщиком.

Добровольный мониторинг основывается на принципах: сотрудничества; обоснованного доверия; законности; прозрачности; расширенного информационного взаимодействия.

В случае выявления нарушений в ходе добровольного мониторинга, приводящих к начислению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательств по исчислению, удержанию, пеней, уменьшению убытков, должностные лица налогового органа, осуществляющие добровольный мониторинг, составляют рекомендацию по вопросу исполнения налогоплательщиком налоговых обязательств.

Это и дальнейшая информатизация налогового администрирования также повлияет на снижение количества налоговых проверок.

В целях формирования простого и понятного нового Налогового кодекса все налогоплательщики могут принять активное участие в его обсуждении, вносить свои предложения. Проект Налогового кодекса находится на сайте Министерства национальной экономики http://economy.gov.kz/ru/kategorii/novyy-nalogovyy-kodeks.


Ескан Акимжанов
газета "Северный Казахстан"
"К новым реалиям"
17.10.17

Поделиться статьёй: