По всей стране в силу вступили новые правила дорожного движения

В минувшую субботу по всей стране в силу вступили новые правила дорожного движения. Поправки утвердили постановлением Правительства РК №667. Существенных изменений в ПДД не произошло, а часть пунктов и вовсе вернулась из версий правил, по которым ездили еще 10 лет назад. Тем не менее в них появились и новые, важные моменты, которые наш корреспондент постарался собрать воедино.

На дороге свои понятия

В разделе «Общие положения» дали расширенные толкования нескольким понятиям, подкорректировали старые, а также появились новые термины.

«Обгон» в новой редакции пишется так: «Опережение движущегося впереди одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу». В прошлой редакции обгоном считалось то же самое, только без возвращения на занимаемую полосу.

Понятие «перекресток» снова изменили: «Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими, соответственно, противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий, а также места пересечения (примыкания) с полевыми, лесными, выездами из жилых зон и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены знаки приоритета». Наконец-то все вернулось на круги своя. Еще 6 лет назад в ПДД именно так и звучал этот пункт. Надо сказать, что после его «разукомплектации» тогда появилась масса споров при определении зоны действия знаков, а также в случае аварии. Надеемся, теперь они себя исчерпают.

Кстати, с 11 ноября снова стоит помнить, что ограничение, к примеру, скорости будет действовать до следующего перекрестка, а выезд со двора перекрестком уже не является.

Появились в дополнение к этой теме в правилах и совсем новые понятия. «Прилегающая территория» – это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств. Движение по ней осуществляется в соответствии с настоящими правилами. А «опережением» считается движение транспортного сред-ства со скоростью большей, чем скорость движения транспортного средст-ва, движущегося по соседней полосе одного направления.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Наверняка вы уже слышали из Закона РК «О дорожном движении» о том, что полицейский в случае остановки должен «незамедлительно подойти к транспортному средству, разъяснить причины остановки и предъявить по требованию водителя для ознакомления и установления фамилии и долж-ности служебное удостоверение без его передачи водителю. А в случае, если нарушение ПДД зафиксировано сертифицированными специальными техническими средствами и приборами, предъявить водителю соответствующие материалы для ознакомления». Теперь эту обязанность прописали и в ПДД.

Также из правил исключили спорный пункт, обязывающий пассажиров оставаться в салоне автомобиля, пока полицейский не разрешит им выйти (пункт 1.1 раздела 4).

Как ездить без ущерба себе

Пункт, который опустошил не один карман и оставил без прав тысячи водителей, наконец, подробно расписан и в ПДД. В разделе 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части дороги» пункт 2 изложили в следующей редакции: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено правилами, знаками и (или) разметкой». Однако напомним, что с 15 июля 2017 года поворот и разворот в данной ситуации – это лишение прав на один год (часть 3 статьи 596 КоАП РК).

Раздел 8 «Маневрирование» дополнили пунктом 13: «Движение задним ходом разрешается при условии, что маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот».

 Появилось в правилах и послабление для заказных автобусов. В частности, убрали норму, запрещающую нерегулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами и микроавтобусами в междугородном, межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) и международном сообщениях в ночное время (с 23.00 до 06.00).

Кому положены маячки

Расширен перечень оперативных и спецслужб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам. С 11 ноября маячки синего или красного цвета можно устанавливать и на машины. Есть даже определенный список таких транспортных средств: это – авто оперативных подразделений Службы экономических расследований, оперативной службы, антикоррупционной службы и Государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан.

Кроме того, разработчики поправок дополнили перечень машин, которые имеют право оснащаться проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета: специализированные транспортные средства служб инкассации, выезжающие на маршрут для инкассации ценностей, и транспортные средства, сопровождающие организованные группы велосипедистов.

О ТЕХНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ АВТОМОБИЛЕЙ

Корректировке подверглись также некоторые разделы основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Главная новость: из них исключили норму, запрещающую аэрографию.

В этом приложении к ПДД теперь уточняется, что запрещена эксплуатация автомобилей, у которых в том числе установлены дополнительные предметы, ограничивающие обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла), влекущие опасность травмирования участников дорожного движения; нанесены покрытия либо наклеены прозрачные цветные пленки на ветровых и (или) передних боковых стеклах кабины (салона) механического транспортного средства.

Кроме того, выезд на дорогу запрещен, если на государственных регистрационных номерных знаках установлены элементы (устройства), позволяющие скрывать буквенные и цифровые обозначения. Раньше в ПДД говорилось только о шторках, что давало хитрым автовладельцам повод проявлять свою изобретательность.

Важное для велосипедистов

Наконец дождались своего часа велосипедисты. Им, а также водителям мопедов, при отсутствии велополос или велодорожек с 11 ноября 2017 года разрешили ездить по специальным полосам для общественного транспорта в один ряд. Да, они там и так ездили, но в случае чего опереться ни на какие правила не получилось бы.

В «Общие положения» также добавили несколько определений для велотранспорта. Например, «велосипедист» – это лицо, управляющее велосипедом. Что, в принципе, и так было понятно, но теперь его прописали в правилах официально. «Велосипедная дорожка» – отдельная дорога или часть дороги, предназначенная для движения велосипедов и обозначенная соответствующим знаком. Велосипедная дорожка конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги. А «велосипедная полоса движения» – это полоса проезжей части дороги, предназначенная для движения велосипедов. Она отделяется от остальной проезжей части с помощью продольной дорожной разметки и специальных знаков.

Также отметим, что к мопедам в ПДД уже давно относятся велосипеды с подвесным двигателем, а также скутеры и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Однако к уже известному определению добавили концовку: «...в том числе с электрическим мотором».

Знаки свыше, справа и слева

В Казахстане появятся и новые знаки, а у некоторых подкорректировано назначение. Этот раздел ПДД подвергся изрядной переделке. Лучше с ним вам ознакомиться в соответствующих документах либо на официальных интернет-сайтах. Скажем только, что теперь иначе будут выглядеть знаки «Поворот направо» и «Поворот налево».

Кроме того, уточнили зону действия знака «Движение прямо», установленного в начале участка дороги: он также распространяется до ближайшего перекрестка, при этом знак не станет запрещать поворот направо на прилегающие территории.

Знак «Движение транспортных средств с прицепом запрещено» станет ограничивать в том числе буксировку механических транспортных средств. А опознавательный знак «Шипы» разрешили устанавливать по желанию водителя.

Вскоре на дорогах могут быть замечены новые предупреждающие знаки: «Опасная обочина», «Затор», «Контроль». Дополнительные появились и у «Информационно-указательных знаков».

К слову, в обновленных правилах появилось интересное разъяснение, как ставить знаки ограничения скорости: «Ступенчатое снижение скорости с шагом не более 20 километров в час, путем последовательной установки знаков, удаленных друг от друга на расстоянии от 100 до 150 метров». Ранее об этом было написано только в ГОСТах, теперь же решили это сообщить и обычным водителям. С появлением этого требования лепить на трассе, по которой все едут со скоростью 100 километров в час, знак «50» будет нельзя. Обязательным станет планомерное снижение – 80, 60 и только потом 40. Правда, ступенчатое ограничение скорости не станут применять «перед населенными пунктами, если видимость знаков составляет не менее 150 метров».


Ерлан Оразов
газета "Добрый Вечер"
"ПДД требуют перемен"
16.11.17

Поделиться статьёй: