Жертвой кредитных мошенников может стать любой-2

В прошлом номере «Недели СК» рассказывалось о неприятной ситуации, в которую попал житель Петропавловска Александр Сахаров. Горожанин заявил, что на него повесили денежный онлайн-заем, которого он никогда не брал.

Мужчина, обратившийся в полицию, предположил, что неизвестный жулик просто воспользовался копией его удостоверения. На днях мы получили пространное письмо от ТОО «eLoan», которое ранее и прислало Александру претензию. Публикуем текст ответов на вопросы журналиста полностью, без купюр.

- Мы благодарим вас за поднятую очень важную для нас тему защиты прав потребителей на рынке онлайн-займов. Наша компания входит в ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация ФинТех», и защита прав потребителей для нашей компании и в целом для рынка онлайн-займов РК является ключевым приоритетом деятельности. Мы придерживаемся всех стандартов защиты прав потребителей в Казахстане. Наш сервис всегда готов ответить на все вопросы общественности и предоставить полную информацию о своей деятельности.

- Поясните вашу позицию в ситуации с жителем Петропавловска Александром Сахаровым.

- Что касается этого случая, то мы со своей стороны готовы максимально помочь гр. А. Сахарову в разрешении данной ситуации. Важно понимать, что в рамках действующего законодательства обязательным условием эффективного разрешения ситуации является активное сотрудничество гр. Сахарова А. с правоохранительными органами и с компанией. История этого займа такова: 1 марта была подана заявка от имени гр. А. Сахарова. Заявка прошла все стадии верификации, по результатам скоринга она была одобрена, и был предоставлен заём. По истечении срока предоставления займа гр. А. Сахаров вышел на просрочку. До настоящего момента заём не погашен. После уведомления заемщика о наличии задолженности он связался с нами по телефону и объяснил, что заём он не оформлял, что мы столкнулись с действиями стороннего мошенника.

Гр. А. Сахарову было рекомендовано обратиться в правоохранительные органы по возбуждению уголовного дела по факту мошенничества и предоставить в нашу компанию заявление о приостановлении начисления вознаграждения, пени, штрафов по займу с приложением копии постановления о возбуждении уголовного дела. По результатам возбуждения уголовного дела ТОО «eLoan» смогло бы выступить в качестве потерпевшей стороны на стороне гр. А. Сахарова.

Однако в нашу компанию гр. А. Сахаров так и не предоставил требуемые документы о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества. Следует понимать, что, как бы наша компания не хотела помочь гр. А. Сахарову в сложившейся ситуации, к сожалению, без активных действий с его стороны по защите своих прав это невозможно. Без документа, подтверждающего возбуждение уголовного дела по факту мошенничества, или официального запроса со стороны правоохранительных органов наша помощь гр. А. Сахарову может носить только рекомендательный характер. Мы со своей стороны еще раз связались с гр. А. Сахаровым и предложили ему выезд нашего юриста к нему для того, чтобы помочь составить заявление в правоохранительные органы, а также мы со своей стороны заморозили все штрафы и пени по его займу.

Также мы со своей стороны готовы оказать повсеместную помощь правоохранительным органам, предоставить полную информацию по нашему расследованию ситуации с гр. А. Сахаровым и снять всю задолженность с гр. А. Сахарова по результатам работы правоохранительных органов. Более того, мы готовы помочь гр. А. Сахарову в том, чтобы данный инцидент не повлиял на его кредитную историю.

- Почему эта ситуация стала вообще возможна?

- К сожалению, случаи мошенничества бывают, но следует отметить, что это происходит не часто. Большинство заемщиков в Казахстане являются добропорядочными гражданами. Конкретно с ситуацией гр. А. Сахарова мы уверены, что все точки расставит следствие. Мы же хотели бы отметить, что подобные ситуации возникают зачастую по причине передачи своих личных конфиденциальных данных (документы, фото и прочее) третьим лицам.

- Проводили ли вы свое расследование, если да, то каковы его результаты?

- Мы проводим свое расследование и его результатами мы готовы поделиться с правоохранительными органами после получения от них соответствующего запроса.

- Выяснили ли вы, кому принадлежит банковская карточка, на которую перечислены деньги?

- Если бы гр. А. Сахаров обратился в правоохранительные органы, то по их запросу в банк была бы предоставлена информация, на чье имя оформлена карта, и куда были переведены деньги впоследствии с данной карты. Так как имя владельца банковской карты подпадает под закон о банковской тайне, эту информацию могут получить только правоохранительные органы.

- Связывались ли вы с банком?

- Мы со своей стороны пытались помочь гр. А. Сахарову и обращались в банк с запросом на выяснение истинного владельца карточки, но эта информация является конфиденциальной и может быть раскрыта только правоохранительным органам.

- Что намерены предпринять в дальнейшем?

- На сегодняшний день мы анализируем и держим на контроле ситуацию c А. Сахаровым. По результатам анализа мы планируем ввести дополнительные меры проверок потенциальных заемщиков.

- Как часто вы сталкиваетесь в своей деятельности с мошенниками?

- Случаи мошенничества со стороны заемщиков не часты, но время от времени случаются, как и во всех других финансовых организациях. Основным видом мошенничества, с которым мы сталкиваемся, является использование банковской карты физлица без его ведома для получения займа родственниками или друзьями заемщика. В связи с чем хотели бы порекомендовать гражданам РК сохранять в тайне пинкоды от своих карт и не передавать третьим лицам свои банковские карты, а также не пересылать цветных копий своего удостоверения личности, фото и других документов. В настоящее время граждане сами становятся жертвами мошенников, предоставляя третьим лицам свои персональные данные, включая данные кредитных карт, фото удостоверений личности. Мы предостерегаем всех граждан РК: не раскрывать и не передавать третьим лицам свои персональные данные, если вы не уверены в порядочности третьих лиц. Мы знаем несколько случаев, когда под видом трудоустройства с физических лиц просят предоставить посредством сотовых средств связи фото, копию удостоверения личности и карточку. Потенциальные клиенты должны знать, что при трудоустройстве все данные предоставляются по месту работы при непосредственном заключении трудового договора.

- Какие меры предпринимаются вами, чтобы избежать подобных случаев?

- Мы со своей стороны ужесточили скоринговую систему, подвергли более тщательной проверке карточные счета заемщиков, стали проверять заемщиков по базе данных на наличие правонарушений и судимостей потенциального заемщика, стали требовать фото клиента и его удостоверение личности с двух сторон с каждого потенциального заемщика. Также наши специалисты определяют соответствие доходов заемщика (его платежеспособность), наличие других кредитов и займов, как действующих, так и закрытых, историю погашения других займов (наличие просрочек или их отсутствие), наличие судебных претензий со стороны банков и кредитных организаций к заемщику, возрастные ограничения (которые прописаны на сайте компании), правильность указанных данных заемщика в его заявке на получение займа, подтверждение контактных лиц заемщика, подтверждение его места работы. Кроме того, проводится общение верификатора нашей компании с самим заемщиком и определение правильности, указанных им данных, подтверждение контактных лиц заемщика, подтверждение его места работы.

- Каким образом вы определяете, кто отправил заявку: мошенник, воспользовавшись чужим документом, или порядочный человек?

- При верификации клиента наши специалисты звонят по контактам, указанным клиентом при подаче заявки, по его знакомым и в указанное место его работы, а также общаются с самим потенциальным заемщиком по телефону. При этом имеется ряд контрольных вопросов на определение правдивости указанных данных. В случае затруднений с ответами, либо несоответствия ответов указанным данным наши специалисты принимают решение об отказе в получении займа.

- Какие документы должен предоставить вам потенциальный заемщик кроме копии удостоверения?

- Для оформления займа необходимо предоставить копию удостоверения личности и фото заемщика, правильно заполнить заявку и пройти все стадии верификации.

- Проверяет ли его кредитную историю?

- Да, конечно. Как было описано выше, делается запрос в Первое кредитное бюро по кредитной истории каждого заемщика.

- Станет ли плохая кредитная история преградой для выдачи займа?

- Конечно, плохая КИ станет преградой в получении займа. Если вернуться к случаю с гр. А. Сахаровым, то его КИ, как было описано выше, была на момент получения займа положительной, и у наших специалистов не возникло сомнений в выдаче ему займа. В случае, если следствие установит явный факт мошенничества в отношении гр. Сахарова А., то компания обязательно внесет корректировку, снимет факт этого займа из его кредитной истории. Таким образом КИ гр. Сахарова А. не пострадает.

- Каким образом заемщик подписывает договор?

- Договор подписывается в электронной форме, путем направления заемщику специального кода посредством СМС-сообщений, который является уникальным для каждого заемщика и считается простой электронной подписью. Передача специального кода посредством СМС-сообщения на мобильный телефон клиента является сложившейся практикой в казахстанских банках, а также государственных интернет-сервисах, таких как EGOV.KZ. Подписание договора в электронной форме посредством простой электронной подписи не запрещено законодательством Республики Казахстан и считается письменной формой сделки. Весь мир сегодня становится цифровым. Новые финансовые сервисы, активно развивающиеся на базе интернет-технологий, уже сегодня определяют будущую финансовую архитектуру в сфере кредитования, платежных систем, инвестирования. Государственные сервисы также становятся цифровыми онлайн-сервисами – EGOV.KZ. Все это делается для удобства пользователей и заемщиков, для экономии их времени и максимально быстрого решения их проблем».

То, что организация-займодатель выразила готовность помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации, безусловно, хорошо. Но, перечитав внимательно это письмо, я споткнулась о фразу «Если бы Сахаров обратился в правоохранительные органы...» Позвольте, но он давным-давно обратился в полицию, о чем сообщил и ТОО «eLoan», переправив все подтверждающие документы. Один из них – ответ из УВД Алматы о том, что материалы по заявлению Сахарова переданы «по территориальности в УВД Медеуского района и находятся в производстве дознавателя Мадыханова».

Правда, после этого письма, датированного 26 мая, от стражей правопорядка из южной столицы никаких сообщений не было. С чем это связано, можно только гадать. Остается надеяться, что в ближайшее время полицейские выявят мошенника, тем более, что и выдавшая кредит организация готова к сотрудничеству с правоохранительными органами.  


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
None
11.07.17

Поделиться статьёй: