Духовные святыни - одна из самых чудесных составляющих Петропавловска

С самого основания города национальный состав его населения был разнообразным, поэтому в городе строили храмы самой разной веры - от церкви и мечети до синагоги.

Как все начиналось

«Внутренний вид Петропавловской крепости представлял бледную картину. Похожие друг на друга, как близнецы, одноэтажные домики, срубленные из тонкого березового леса, с крышами, обложенными дерном или обитыми дранкой, являлись казармами. Мало отличались от них по виду и офицерские домики. Одна из построек была приспособлена под тюрьму. В центре крепости помещалась небольшая площадь, где происходили военные учения и наказания солдат. Тут же стояла деревянная церковь… Весь гарнизон крепости не превышал 300-350 человек». (А.И. Семенов. «Город Петропавловск за 200 лет. 1752 – 1952 гг.»).

Некоторые историки считают, что название городу дала церковь, возведенная в честь апостолов Петра и Павла в одном из равелинов крепости святого Петра. Постройку относят к 60-м годам XVIII века. Церковь в числе своих прихожан имела преимущественно военнослужащих Петропавловской местной команды, отставных военных и мещан, проживавших в Солдатской слободке. Позже полуразрушенный деревянный храм разобрали, а в июне 1831 года возвели на этом же месте каменный. Церковь была построена на средства прихожан. Здание прихода полностью уничтожили во времена борьбы Советской власти с религией.

Одна из немногих церквей XIX века, которая пережила Советскую власть, - Покровская. Она была заложена в 1803 году, но уже через 9 лет разобрана для основания. Сделано это было для того, чтобы на этом же месте построить по новому плану каменное сооружение на смену ветхому деревянному. Еще одна реконструкция ждала церковь после пожара 1838 года, в котором сильно пострадала каменная колокольня. Сегодня это собор святых апостолов Петра и Павла. Свое нынешнее название он получил в середине 20 века.

Отстоять не удалось

Говоря о знаковых для города святынях, нельзя не вспомнить про другой православный храм - Вознесенский кафедральный собор. Он был заложен на Соборной площади в 1865 году, в то время город только начинал строиться на горе. Львиную долю пожертвований на строительство внесла вдова купца второй гильдии Мария Глазкова. Такая инвестиция стоила ей всего состояния. Она также передала церкви семейное имение за городом. Ее сын, Федор Глазков, потомственный почетный гражданин города, пошел по стопам матери и тоже жертвовал деньги церкви, а в 1897 году он открыл первую в городе церковно-приходскую школу.

Особо почитали в храме икону Николая-чудотворца, которую подарил городу сам царь Николай II в 1915 году. «Публики, встречавшей икону, которую пожертвовал государь-император, было ужасно много. На Вознесенском проспекте пыль подняли невозможную...» - писал очевидец событий в своем дневнике.

«Принято считать, что икону подарил царь в память о своем пребывании в городе, будучи цесаревичем. Но это не так. Точно такую же икону Николай II подарил Акмолинску в 1914 году, хотя там он никогда не был. Возможно, такие подарки делались в целях сплочения народа и поднятия патриотизма в нелегкие годы войны», - отмечает краевед Лидия Мелехина.

Роковой весной 1929 года во всех городах советских республик началась массовая антирелигиозная кампания. Святыни закрывали, национализировали, а чаще всего просто уничтожали. Эта участь ждала и Вознесенский собор. Сначала его закрыли, что вызвало бурю негодования прихожан. На протяжении года они пытались доказать властям несостоятельность их решения и отстоять церковь. Эти попытки оказались неудачными, и через год в здание переселился музей, однако ненадолго. Церковное имущество безжалостно изымали. Так, до сих пор неизвестна судьба иконы Николая-чудотворца.

«Петропавловский музей находится в плачевном состоянии. Стены исцарапаны, побиты, стекла в окнах раздроблены. Уже один вид отталкивает посетителей» , - говорилось в местной газете. Музей покинул собор в 1934 году, и в том же году горкомхозу поручили снести здание. Спустя три года от храма не осталось ничего, кроме площадки, покрытой щебнем.

Мариинская железнодорожная церковь (святой равноапостольной Марии Магдалины) появилась в городе после открытия железнодорожной станции. Ее построили на средства Фонда имени императора Александра III, созданного в 1894 году специально для сбора средств на строительство церквей и школ вдоль линии Сибирской железной дороги. Автор проекта - Константин Константинович Лыгин, который также выступил архитектором старого здания железнодорожного вокзала.

«Многие специалисты того времени считали церковь одной из лучших на всей Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока за счет интересной архитектуры с псевдорусским стилем. Церковь была скроена настолько гармонично и профессионально, чувствовалась каждая деталь», - рассказывает член союза архитекторов и краевед Александр Листопадий.

Особо покровительствовала храму императрица Мария Федоровна Романова. В 1923 году церковь закрыли и передали молодежному клубу. Новые хозяева безжалостно срубили кресты над куполами и водрузили красный флаг. В 30-е годы не стало и куполов, а здание переоборудовали под слесарные мастерские. В неузнаваемом виде церковь простояла до 1973-го, а затем полностью уничтожена. В 2015 году на этом месте появился Крестильный храм в честь священномученика Мефодия епископа Петропавловского.

Четыре стройных минарета

В начале ХХ века в городе было 6 церквей, 1 синагога и 7 мечетей. Это указано в путеводителе по Петропавловску за 1899 год. Константин Носилов, известный путешественник и исследователь Новой Земли, писал:

«Вдоль Великой Сибирской дороги. Вот и Петропавловск. Впереди, высоко над гладкой, чистой степью, над рекой, на высоком крутом берегу, как настоящая ставка киргизов, раскинулся город. Четыре стройных минарета, несколько белых колоколен поднялись и стоят над широко раскинутым городом, который сереет своими крышами по всему угору».

Первая мечеть появилась в городе задолго до того, как были написаны эти строки, а именно в 1795 году. Кстати, в этом году в календаре отмечена еще одна красивая дата. Первая мечеть появилась в Петропавловске 222 года назад, столько же на североказахстанской земле мирно сосуществуют главные мировые конфессии. По личному указанию Екатерины Великой в подгорье была построена первая мечеть, Касымовская, - одно из самых ранних каменных зданий города. Путешественник И. Словцов в своих путевых заметках 1896 года писал, что эта мечеть - первая в киргизской степи. На ее строительство было выделено из государственной казны 5 тысяч рублей. Мечеть способствовала расширению торга и сближению людей разных национальностей. В 1801 году в здании образовалась трещина до основания от удара молнии. Вопрос о восстановлении мечети или ее частичной перестройке решался более десяти лет. Строительство было частично заморожено во время войны 1812 года, затем возобновлено в 1820-е годы.

Пристальное внимание на культовые сооружения ислама обратили в середине XIX века. О красоте местных мечетей писали многие путешественники. Менее чем за 30 лет в городе появилось 5 каменных мечетей, которые строились одна за одной.

В 1860 году на деньги купца Мусатаева построили первую двухэтажную мечеть (№1), здесь же открыли первую духовную школу - медресе. Детей здесь обучали 4 года, как правило, на учебу отправляли в 7-8 лет. Основные предметы: арифметика, правописание, география, зоология, история, толкование Корана, уроки этики (нравственности), а также музыка и поэзия. Мечеть располагалась на территории современного хлебокомбината.

Некоторые купцы строили мечети и медресе в непосредственной близости от своих владений. Мечеть и медресе нередко составляли единый архитектурный комплекс. Так было с мечетью №5 «Дин-Мухаммед» и мечетью №6, которая в народе называлась Халитовской. Последняя получила такое название потому, что была построена на средства купца Халита Янгузарова в 1882 году. Мечеть №5 появилась в 1854 году благодаря сибирскому татарину Динмухаммеду Бачурину.

Сейчас они функционируют и практически не изменили свой первоначальный облик. Но так было не всегда. К 40-м годам ХХ века были закрыты все мечети. Здания мечетей приспосабливали под хозяйственные нужды. Некоторые стали подсобными помещениями предприятий, в других устраивали досуг для молодежи. Большинство каменных мечетей сохранилось до наших дней, а деревянным мечетям повезло меньше. Здания мечетей № 7,8 и 9 снесли, а на их месте построили многоэтажные жилые дома.

На сегодняшний день ситуация с духовными учреждениями зеркально противоположная. Их не сносят, а строят. Скоро откроются новая мечеть в 20-м микрорайоне и храм в микрорайоне «Береке». Сейчас в Петропавловске функционируют 4 мечети, 4 православных и 2 католических храма. Казахстан остается одним из немногих государств на мировой арене, которое не допускает конфликтов на религиозной почве. Инициатива в этом плане исходит не только от государства, но и от самих конфессий. Согласитесь, не в каждой стране можно встретить имама, поздравляющего с Пасхой словами: «Христос воскрес!», или настоятеля церкви, говорящего: «Наурыз құтты болсын!». А государство эту миролюбивую политику поддерживает и развивает.  


Лев Мамбетов
газета "Северный Казахстан"
"Православие и ислам: 222 года вместе"
19.09.17

Поделиться статьёй: