Условия ведения бизнеса в регионах диктует Всемирный банк

В своем ежегодном Послании народу Президент Казахстан Нурсултан Назарбаев поручил акимам областей совместно с Правительством разработать детальные планы по улучшению условий для ведения бизнеса в регионах на основе рейтинга Всемирного банка.

Выбились в лидеры

Улучшение позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business» Всемирного банка является приоритетной задачей государства, которая исходит из поручения Президента Казахстана о вхождении республики в число 30 конкурентоспособных стран мира.

Каждой стране присваивается соответствующая позиция в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса. Рейтинг имеет 189 позиций. Чем выше позиция, тем лучше условия ведения бизнеса.

Сейчас Казахстан находится на 35-м месте «Doing Business» и занимает второе место в списке государств мира с наибольшим количеством улучшений за последний год. По этому показателю республика лидирует в Центральноазиатском регионе.

Для такого результата были произведены реформы в семи из десяти сфер, анализируемых исследованием «Ведение бизнеса»: «Регистрация предприятий», «Получение разрешений на строительство», «Подключение к системе электроснабжения», «Защита миноритарных инвесторов», «Международная торговля», «Обеспечение исполнения контрактов» и «Разрешение неплатежеспособности».

Это говорит о том, что усилия правительства страны, направленные на проведение реформ, охватывают широкий ряд направлений регулирования предпринимательской деятельности.

Бруней-Даруссалам, Казахстан, Кения, Беларусь, Индонезия, Сербия, Грузия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн входят в число стран, которые за 2015-2016 годы достигли наилучших результатов по улучшению показателей «Ведения бизнеса». В общей сложности эти государства по степени улучшения провели 48 регуляторных реформ, направленных на улучшение предпринимательской среды.

Рейтинг «Doing Business» позволяет упростить создание и ведение малого и среднего бизнеса, объективно оценить регулирование предпринимательской деятельности, упростить и снизить административные барьеры, повысить конкурентоспособность предприятий и создать рабочие места.

Национальный банк является ответственным государственным органом за два индикатора рейтинга «Doing Business» - «Получение кредитов» и «Защита миноритарных инвесторов» рейтинга.

По индикатору «Защита миноритарных инвесторов» (НБ) Казахстан занимает 3 место среди 190 стран.

По индикатору «Получение кредитов» (НБ) позиция Казахстана изменена с 70 места до 75 по сравнению с прошлым периодом.

- Национальным банком реализованы мероприятия по оптимизации процедур открытия банковских счетов субъектам бизнеса в рамках улучшения позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка «Doing Bussiness», - рассказала заместитель директора Северо-Казахстанского филиала Нацбанка РК Бахыт Сабиева. - В целях упрощения процедур открытия банковских счетов в банках субъектами бизнеса – резидентами Республики Казахстан Национальным банком приняты нормативно-правовые акты: предусматривающие сокращение количества документов представляемых клиентами для открытия банковского счета; отменено требование нотариального удостоверения документа с образцами подписей и оттиска печати юридическими лицами – резидентами РК и возложена обязанность по удостоверению указанных документов на уполномоченных сотрудников банков, предусматривается возможность проставления в документе с образцами подписей и оттиска печати оттиска печати при ее наличии, а также исключены требования по нотариальному удостоверению документов, подтверждающих полномочия руководителя филиала или представительства общественного или религиозного объединения.

Переходим к либеральному валютному режиму

Новые экономические условия ставят и новые задачи перед государственным регулированием. К примеру, с вступлением Казахстана в ВТО открываются обширные сферы деятельности для коммерческого присутствия на внутреннем рынке филиалов иностранных нефинансовых организаций, а с декабря 2020 года доступ на казахстанский рынок финансовых услуг получат филиалы иностранных банков и страховых организаций. Кроме того, за последние годы в Казахстане созданы Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» и Международный финансовый центр «Астана», на территории которых предусматривается особый режим валютного регулирования.

- Действующий в настоящее время Закон РК «О валютном регулировании и валютном контроле» принят в июне 2005 года, и его нормы закладывали основу для перехода Казахстана к либеральному валютному режиму и для создания системы мониторинга валютных операций, - говорит заместитель директора Северо-Казахстанского филиала Национального банка РК Бахыт Сабиева. - Прошедшее десятилетие показало верность выбранного направления. Вместе с тем за это время внешнеэкономическая позиция страны подверглась значительным структурным изменениям – Казахстан стал полноправным членом мировой экономики, наряду с притоком иностранных инвестиций вырос отток капитала за рубеж, сформировался Евразийский экономический союз. С 2016 года республика присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО).

Валютный контроль

Сейчас Национальный банк РК разрабатывает новую редакцию Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Эта версия адаптирует законодательство к изменившимся экономическим условиям.

В рамках нового закона предполагается оптимизация процедур валютного регулирования, нормы валютного законодательства уточняются для оптимизации информационных инструментов и приведения в соответствие действующим законодательным актам РК и актам Евразийского экономического союза.

В закон также внесены нормы, расширяющие возможность проведения операций между резидентами в иностранной валюте, перечень операций, при которых допускается использование экспортной валютной выручки без зачисления ее на счета в казахстанских банках. Кроме того, в рамках нового закона предполагается оптимизация процедур валютного регулирования. Поэтому ожидается, что принятие нового закона не повлечет увеличение административных расходов участников внешнеэкономической деятельности, связанных с соблюдением требований валютного законодательства, а по мере совершенствования автоматизации обработки данных они будут сокращаться.

Законопроектом о валютном регулировании не планируется введение валютных ограничений, в том числе на операции движения капитала. В Северо-Казахстанской области с начала года требования регистрации и уведомления распространилось на резидентов, осуществляющих крупные операции движения капитала или имеющих банковские счета в иностранных банках по 12 валютным операциям (за соответствующий период 2016 года зарегистрировано 26 валютных операций).

Также законопроектом предусмотрено усиление мониторинга в отношении внешнеторговых договоров и договоров финансового займа, заключенных с нерезидентами. Причем данные договоры обладают признаками сомнительности, не соответствуют обычаям делового оборота, их проведение может быть направлено на вывод капитала из Казахстана. Для таких сделок, которые потенциально могут использоваться для целей вывода капитала из страны, предусмотрено, что резидент изначально предоставляет обслуживающему банку разрешение на передачу сведений по ним органам валютного контроля и правоохранительным органам, а также обязательства по регулярному информированию об исполнении обязательств по таким договорам. Ожидается, что внедряемые процедуры раскрытия информации по таким контрактам заведомо исключат возможность использования таких «серых» схем вывода капитала.

Новый закон о валютном регулировании повысит прозрачность работы небанковских обменных пунктов. Он не предусматривает ужесточение либо введение новых регуляторных норм в отношении небанковских организаций, работающих на рынке обмена наличной валюты. Вместе с тем для повышения прозрачности деятельности небанковских обменных пунктов, по аналогии с требованиями к банкам, у учредителей уполномоченных организаций будет запрашиваться информация об источниках происхождения уставного капитала. Это позволит повысить прозрачность учреждения небанковских обменных пунктов при отсутствии каких-либо затрат со стороны бизнеса.

- Адаптация казахстанского валютного законодательства к развитию экономической среды и последним изменениям законодательства требует уточнения или пересмотра практически всех норм действующего закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Объем изменений затрагивает более 50% норм действующего валютного законодательства. Поэтому, несмотря на сохранение основных принципов валютного регулирования и связанных с ними информационных требований, потребовалась разработка новой редакции закона, - добавила Бахыт Сабиева. - Срок внесения законопроекта в Парламент Республики Казахстан – декабрь 2017 года.

По официальным данным, в Северо-Казахстанской области зарегистрировано 16 филиалов банков второго уровня, 18 уполномоченных организаций и филиал АО "Казпочта". По области функционируют 114 обменных пункта, из них: 52 обменных пункта от 18 уполномоченных организаций, 54 обменника от 14 филиалов банков второго уровня и 8 обменных пунктов – от филиала АО «Казпочта».


Алена Любушак
газета "Неделя СК"
None
21.07.17

Поделиться статьёй: