2017 учебный год начался с бури негодования и возмущения некоторых учителей и родителей

2017 учебный год начался с бури негодования и возмущения некоторых учителей и родителей. Недовольство у них вызвало содержание учебников, изданных в рамках обновленной программы образования. В частности, по русскому языку. Чтобы избежать очередных недоразумений, Министерство образования решило дать возможность принять участие в разработке книг самим педагогам.

24-25 ноября в Петропавловске прошел семинар-совещание с авторами учебников и разработчиками учебных программ в рамках введения обновленного содержания образования. В работе семинара приняли участие представители Центра «Учебник», Национальной академии наук им. Ы. Алтынсарина (а это более 60 авторов учебников), а также около 500 преподавателей Северо-Казахстанской области по различным предметам.

На суд общественности было представлено несколько разных учебников по каждому предмету (русский язык, математика, казахский язык, казахская литература, биология, информатика, физика, химия и другие). Авторы учебников 14-ти издательств, в числе которых «Мектеп», «Атамура», «Арман – ПВ», «Кокжиек-Горизонт», «Жазушы», «Алматы китап», «Билим» и другие, проводили презентацию своих книг. На базе двух городских школ - гимназии им. А. Досмухамбетова и Казахской школы-гимназии - в эти дни работало целых 17 секций. Здесь рассматривались учебные программы и учебники, по которым будет вестись обучение с 1 сентября 2018 года в 3, 6 и 8 классах.

- Мы именно сейчас знакомим людей с тем, что будет с 1 сентября 2018 года в учебниках, для того чтобы педагогическая общественность уже была готова к тому, что с начала нового учебного года им придется работать по новой программе. Мы это делаем, чтобы не повторить опыт этого года, когда для учителей, учеников и родителей программа была незнакомой и они оказались не готовы по ней работать, - говорит руководитель отдела работы по содержанию и качеству образования управления образования СКО Валентина Черных. - Чтобы снять это напряжение, некоторые моменты по выстраиванию логики, просмотру недочетов отрабатываются уже сегодня. Наши учителя сами выступают в роли экспертов.

Подобная работа проходит по всем областям Казахстана. До Петропавловска разработчики учебников уже побывали в других регионах страны, в некоторых им еще предстоит встреча с педагогами.

Сначала разработчики программ презентовали учебник. Вообще для каждого класса (третьего, шестого или восьмого) в этот день представили по 2-3 учебника. Каждый автор, представляя свое «творение», должен был обязательно аргументировать выбранный материал и нужность его размещения в книге.

Затем после знакомства с книгами учителя вырабатывали рекомендации и вносили собственные предложения по доработке учебной литературы. Здесь говорилось и о том, что необходимо изменить, что добавить, и о том, каким образом состыковать учебный план со страницами учебника (чтобы заявленный материал шел синхронно с темами учебных программ). Далее каждый автор должен будет внести коррективы и исправить то, что учителя посчитали неприемлемым для проведения успешного учебного процесса.

Это не первое знакомство учителей с новыми учебниками. До приезда на совещание каждый из них мог сам ознакомиться с их электронными вариантами на сайте и в открытом форуме написать свои замечания и пожелания. Раньше встречи такого формата не проводились.

После внесения изменений учебники будут вновь отправлены на экспертизу.

Экспертиза

Согласно установленным правилам, сначала учебник подается на экспертизу, то есть поступает в Министерство образования. Далее его исследуют в Республиканском научном центре «Учебник», где проводится научная, педагогическая и общественная экспертиза. Также электронные версии учебников размещаются на сайте, где с книгами может ознакомиться и написать свой комментарий любой обыватель.

Если экспертиза установит, что учебник соответствует государственным стандартам образования и обновленному содержанию программы, то он рекомендуется для использования в учебных заведениях страны. Если есть замечания, книга идет на доработку, после чего вновь попадает на стол к тем же экспертам, а потом рассматривается республиканской комиссией.

По информации, размещенной на сайте центра «Учебник», всего на экспертизу поступило 199 наименований учебников и методических комплексов. Из них 69 учебников для третьего класса, 120 наименований для шестого класса (из них 53 учебника) и 185 наименований для восьмого (из них 68 учебников).

Научная и педагогическая экспертиза проводилась на соответствие содержания учебника типовым учебным планам и учебным программам обновленного ГОСНО, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям обучающихся, задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности. Оценивались качество представления учебных материалов, текстовый, методический аппарат.

- Больше всего обращали внимание на содержание, на методы преподавания, на структуру учебника и на задания, которые должны способствовать развитию функциональной грамотности учащихся, - говорят эксперты. - В отличие от старых учебников, в которых школьников учили исключительно правилам, новые книги нацелены на то, чтобы ученик смог применить свои знания и умения в жизни, а не только ответил у доски правило «назубок» и сделал упражнение в тетради. Ребенок должен больше говорить и быть коммуникабельным. Он должен сам изучить текст и проанализировать его.

По данным, размещенным на сайте, согласно результатам экспертизы, вся рассмотренная учебная литература для третьих классов была направлена на доработку, для занятий в шестых и восьмых классах были не рекомендованы 9 учебников, два находятся на экспертизе, а остальные направлены на доработку.

К слову, при прохождении экспертизы также учитываются и санитарно-гигиенические нормы. Так, во внимание берутся вес книги, формат, качество иллюстраций, шрифт и т.д.

Источник – старый, функции - новые

- Учебники написаны в ином формате, нежели мы уже привыкли их видеть. Мы привыкли к тому, что учитель - это единственный источник и ресурс, который знает все. Новые учебники построены таким образом, что они имеют побудительную сторону. То есть они должны сподвигнуть ученика на то, чтобы он сам что-то искал и что-то делал. Поэтому учебник сегодня - только один из ресурсов, - говорит Валентина Черных. - Раньше детям задавали найти в книге определенный параграф, выучить или пересказать его, никаких шагов влево или вправо от теории никто никогда не делал. Теперь мы переходим к практической части. Многие учителя сами оказались не готовы работать в новых условиях. Сегодня как раз идет такая подготовка.

Принимая во внимание критику общественности учебников русского языка для 5-го класса (АОО «НИШ») и 7-го класса (издательства «Мектеп») школ с русским языком обучения, в этом году уже были проведены встречи с педагогической и родительской общественностью по разъяснению особенностей программы обновленного содержания и учебников. Прошли такие встречи и в нашем городе.

Предложения, высказанные в ходе этих встреч, были тщательно проанализированы и принято решение о внесении некоторых изменений в учебную программу и учебники. В частности, решено было внести изменения в книги в части дополнений их учебными материалами из классических произведений, решено усилить грамматическую часть, внести корректировки в лексические темы, а также ограничить количество ссылок на интернет-ресурсы.

Таким образом, в новом учебнике русского языка авторы уже предусмотрели и лексику, и грамматику, и даже оставили правила практически в том же объеме. Хотя при этом добавились и другие интересные задания в условиях новых требований.

Мы тоже решили посмотреть на сайте пробную версию новых учебников. Так, например, в новом учебнике русского языка, где одним из авторов является З. К. Сабитова, среди прочего материала действительно появились правила и упражнения. Однако по-прежнему основную часть учебного материала занимает информация о жизнедеятельности человека и окружающем мире. Так, смотря на названия разделов книги типа «Разнообразие форм жизни», «Вода в жизни человека», «Еда: необходимость или роскошь» и другие, никогда не подумаешь, что перед вами учебник русского языка в том понимании, котором мы все привыкли его видеть.

Здесь же наряду с другими условными обозначениями типа «читаем», «слушаем», «словарное слово», появились значки «работаем в группах» и «слушаем и смотрим видео в Интернете».

Доктор филологических наук, профессор, член авторского коллектива по разработке учебников русского языка издательства «Мектеп» Амангельды Бейсембаев говорит о том, что новые учебники построены принципиально по-новому. В частности, через русский язык как через инструмент ребенок должен познавать окружающий мир, социально адаптироваться. Таким образом, книги направлены на формирование именно функциональной грамотности детей.

- Многие годы мы воспринимали ребенка как некий сосуд, который мы наполняли. Ребенок механически воспроизводил те знания, которые получил на уроке. Работала только память. Новые книги направлены на то, чтобы ребенок, извлекая из памяти необходимую информацию, применял ее на реальных жизненных примерах, - рассказал Амангельды Бейсембаев. - В новых книгах мы учли предыдущие замечания. Таким образом, например, теорию, которая раньше была вынесена в конец учебника, мы разместили фрагментарно среди прочего учебного материала.

Учитель русского языка и литературы Казахской средней школы района им. Габита Мусрепова Галия Байзакова новые учебники считает замечательными, просто преподаватели и родители должны уметь с ними работать. Однако, по словам педагога, к ним не мешало бы разработать еще и дидактический материал.

- Если уж мы предполагаем использование современной техники, то неплохо было бы и к книге по русскому языку и литературе разработать диски, как есть, например, в учебниках казахского и английского языков, - говорит Галия Байзакова. - Кроме того, в книгах преимущественно используются иллюстрации природы Южного Казахстана. Я предложила использовать снимки Северного Казахстана, природа которого очень красива и уникальна. Современные дети не умеют работать в группах. А новой программой это предусмотрено. То есть ребенок, который совсем ничего не знает, при помощи друга может обрести какие-то навыки. Это замечательно.

- Сказать, что все педагоги дали учебнику положительные отзывы, я не могу, однако учебник еще будет дорабатываться, - говорит Амангельды Бейсембаев. - Мы учтем все замечания и пожелания. Думаю, и детям, и педагогам будет интересно по ним работать.

Критика принимается

Как уже отмечалось ранее, чтобы всем, кому интересен процесс создания учебников, и у всех, кто тем или иным образом касается вопросов образования, уже сейчас была возможность ознакомиться с книгами и внести свои рекомендации или предложения о каких-то изменениях, на сайте Центра «Учебник» размещены их электронные макеты.

Для этого нужно зайти на официальный сайт Центра «Учебник» http:// www.okulyk-edu.kz, выбрать раздел «ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНИКОВ» и здесь ознакомиться с учебной литературой. Для удобства посетителей книги перераспределены по классам. В настоящее время на портале размещены учебники и учебно-методические комплексы для 3, 6 и 8 классов.

Так, например, среди прочих для учеников третьего класса здесь предложено целых три варианта книг по русскому языку в двух частях, два варианта учебников математики также в двух частях, два варианта книг по познанию мира и даже два различных учебника по музыке. Можно ознакомиться на сайте и с пробными вариантами методических пособий для учителей, которые также доступны для прочтения.

Воспользовавшись специальной ссылкой «написать комментарий», каждый желающий может оставить здесь свои пожелания и замечания. Но не просто анонимно. Для пользования услугой необходимо предоставить разработчикам свои личные данные: фамилию, имя, отчество и электронный адрес. Правда прочитать другие отзывы и комментарии к книге на сайте нельзя, поэтому выяснить мнения других оппонентов здесь невозможно.

Примечательно, что при переводе сайта с русского на казахский язык перечень учебников автоматически меняется. Таким образом, у пользователя появляется возможность ознакомиться с книгами, изданными для учеников общеобразовательных школ с казахским языком обучения. Они также доступны для прочтения и комментирования.

По сути, сегодня все родители могут принять участие в доработке новых учебников. Так что если вам небезразлична судьба нашей системы образования, советуем принять в разработке активное участие, ознакомиться с литературой и оставить свои рациональные предложения и комментарии. Поступающие отзывы строго отслеживаются и направляются в издательства. Разработчики обещают учесть все конструктивные предложения и критику.

В общем, уважаемые родители и учителя, если вам что-то не нравится или вас что-то не устраивает в новых учебниках, возмущайтесь уже сегодня. И делать это нужно, не сидя у себя на кухне или где-то в кулуарах, а на сайте - в открытую. Проявите свою гражданскую и общественную позицию. После выхода в свет новых учебников возражения приниматься уже не будут. Ведь после драки, как известно, кулаками не машут.  

P.S. Кстати, в 2017 году на сайте того же Центра «Учебник» были размещены и макеты ныне действующих учебников для 2, 5 и 7 классов всех издательств. Это книги, по которым сегодня занимаются по обновленной программе содержания, которые как раз и вызвали ажиотаж. Они также были доступны широкой общественности, просто многие об этом не знали.

Тогда на портал поступило более 4000 замечаний и предложений по доработке учебной литературы от педагогической и родительской общественности. Все они были направлены в издательства для учета их при доработке. Кроме того, были учтены также замечания, поступившие от учителей на специально созданный чат.

С учетом предложений и замечаний учительского корпуса в учебные программы и учебники были внесены коррективы. То есть новые учебники, по которым сегодня занимаются школьники по обновленной программе, также проходили доработку.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Новый учебник: зачем и почему"
30.11.17

Поделиться статьёй: